Индиана Джонс и Ко. Из чего сделаны наши киноархеологи | Кино | Time Out
Кино

Индиана Джонс и Ко. Из чего сделаны наши киноархеологи

Алекс Райли 17 июня 2021
18 мин
Индиана Джонс и Ко. Из чего сделаны наши киноархеологи

В июне одной из самых знаменитых франшиз мирового кинематографа исполнилось 40 лет — в 1981 году появился первый фильм об Индиане Джонсе. С тех пор персонаж стал культовым, как и его образ. Time Out решил вспомнить еще 4 киноархеологов и устроить им соревнование по экипировке.


Индиана Джонс. Герой одноименной серии фильмов и сериала

Доктор Генри Джонс-младший, профессор археологии, основан как минимум на шести реальных личностях разом, но больше всего взял, пожалуй, от Хайрама Бингема, тоже археолога, тоже эксперта по Южной Америке и тоже профессора из Коннектикута.

Инди – хрестоматийный адепт так называемого explorers style. С поправкой на эпоху одет он вполне уместно как для рейда по гробницам, так и для того, чтобы особо не вызывать особых вопросов в близлежащих городках.

Главное место в гардеробе первого плохого парня занимает бессменный головной убор, и очень предусмотрительно – многие приключенцы им пренебрегают. Да, это простая городская «федора» из фетра, но тут важно само наличие шляпы: пекло и ливень могут расхитить все здоровье героя, прежде чем тот расхитит чей-то склеп. В морозных регионах такой аксессуар голову не то чтобы согреет, но в некоторой мере воспрепятствует потере тепла. Свою шляпу Индиана бережет и нередко рискует ради нее конечностями.

Минималистичная куртка из толстой кожи на основе летной модели А2, вполне способная спасти от ссадин и мелких порезов (а вот летчики ценили кожу прежде всего как защиту от горячего масла, которым плевались их бипланы). Надо сказать, такой образ уже не на 100% уникален – похожую летную куртку в паре с «федорой» носили герои Дэвид Джонс в фильме «Китай» (China, 1943) и Гарри Стил в «Тайне Инков» (Secret of the Incas, 1954).

Под курткой просторная сафари-рубашка цвета хаки, ниже пояса – на вид чрезвычайно удобные широкие брюки офицера ВВС США периода Второй мировой и ботинки с высоким голенищем Alden 405 (городские, не заточенные под outdoor, но вполне крепкие). Интересно, что выбором костюмера изначально были Red Wings, но Харрисон Форд настоял на Alden – он их носил, еще будучи плотником, и был уверен в их надежности.

На боку британская сумка для противогаза Mark VII из канваса, также взятая с войны (которая, правда, случилась на десять лет позже похождений Индианы). Такую носил каждый первый лондонец: прочная и неприхотливая, как любая милитари-вещь. Она будто специально была сшита под небольшие артефакты, дневники, карты и патроны.

Итак, выбор одежды вполне здравый, хоть и выбирать в то время было особо не из чего – туризм и высокие технологии еще не водили дружбу. Отсюда и единственный, возможно, минус: многие натуральные материалы изрядно прибавляют в весе, когда намокают — а сохнут небыстро.

Теперь об инструментах воздействия. С двуручного оружия профессор стреляет по большей части, как из шланга поливает. Длинностволы, однако, с собой не носит, а использует их преимущественно тогда, когда отбирает у врага в рукопашной – лишний груз. Револьвер же напротив – всегда при нем в поясной кобуре, будь то «американец» Smith & Wesson Hand Ejector II или убойный английский Webley MKVI. Последний оказался впоследствии предпочтительнее – переломная рама обеспечивает более быструю перезарядку в сравнении с барабанами, падающими вбок (примерно как писать в мессенджере с автозаполнением и без).

Но один важный атрибут в конечном итоге затмевает любой побывавший в руках доктора Джонса огнестрел — это трехметровый хлыст. Шляпа – что корона, а хлыст – Экскалибур, продолжение руки героя. Он достался профессору в битве и подчинился будущему хозяину не сразу (шрам на подбородке якобы остался от самой первой попытки рассечь воздух). Инди, можно сказать, прошел необходимую инициацию, пролил свою кровь за право владеть уникальным оружием.

На финтах с хлыстом построена большая часть экшена всех фильмов об Индиане Джонсе. Габариты, крепость материала, простота конструкции, множественное назначение – твердые пять баллов. Нацисты, коммунисты, служители кровавого культа, расхитители-конкуренты – все разлетаются на раз. Энтони де Лонгис, каскадер, который обучал Харрисона Форда технике хлыста, часто любит говорить, что хлыст – это изобретение человека, преодолевшее звуковой барьер еще 5000 лет назад. Сложно представить более классическое оружие, но при этом и в музей сдавать рано.

Также у «младшего», как называет Джонса отец, имеется складной нож для мелких бытовых задач — впрочем, у такого маститого расхитителя эта позиция могла бы быть и повнушительнее.

Резюме: для эпохи активности персонажа все подобрано адекватно и «в бюджете». Из недочетов: совсем не защищены кисти, шея и глаза (шляпа от пыли не спасает).


Лара Крофт. Героиня серии игр и фильмов Tomb Raider

Единственная леди в списке, притом всамделишная. Лара Крофт – расхитительница-аристократ, графиня Аббингдонская. Первые лопату и кисточку унаследовала от своего отца-археолога вместе с многомиллионным состоянием. Так что, можно сказать, она Брюс Уэйн среди остальных плохишей-копателей.

Главный герой еще разрабатываемой серии Tomb Raider традиционно должен был стать широкоподбородочным выживальщиком, который колет древние загадки как орешки в ожидании автобуса. Но в последний момент разработчик, инспирировавшись комиксами Tank Girl, подумал: «Эй… женщина». Игр с протагонистом женского пола тогда было по пальцам посчитать, и авторы решили, видимо, идти до конца: если грудь, то пятого размера, если бедра – то покажем их полностью. В таком же вульгарном ключе Леди Крофт была и экипирована: целых десять воплощений она носила высокие ботинки, которые становились только выше (в этом хоть какой-то плюс), вызывающе короткие шорты, которые не оставляют бедрам ни единого шанса сохранить кожный покров целым (иногда Лара снисходила до штанов-карго), майку без рукавов, громоздкую пряжку и детский рюкзачок из канваса. Эпизодически встречались опять же вызывающе короткие лыжная куртка или летная на овчине. Из адекватного – беспалые кожаные перчатки (хотя уместнее были бы цельные, но что уж теперь).

Ранняя Крофт – реже, чем стоило бы – носила «тишейды», круглые солнечные очки. Очевидно, это дань одному из прообразов героини, певице Нене Черри. Пользы от них не то чтобы много, но хоть какая-то защита глаз.

При всей гротескности аутфита и нелепости первого выданного арсенала (а именно двух тяжеленных пистолетов Browning Hi-Power, позже – Colt 1911 и рэперских MAC-10), транспортировка его в целом предусмотрена: у Лары имеются две набедренные кобуры со страховочными ремнями. Когда уходишь от погони по лесу или прыгаешь с утеса, чрезвычайно важно ничего не протерять по дороге и ничем не зацепиться; все по возможности должно плотно прилегать к телу. Так что тактическая кобура – однозначно «да». В этом разрезе можно еще упомянуть предусмотрительно сплетенные в косу или собранные в хвост волосы.

Достаточно сложно провести героя через время в первозданном виде без насмешек новых поколений – необходима своего рода эстетическая адаптация. И комиксные, и игровые вселенные впускают в себя все больше сурового реализма, и Лара не стала исключением: в перезапуске игровой серии 2013 года легкомысленные шортики наконец-то полностью заменили брюками-карго, поверх майки чаще начало появляться что-то по погоде. К курткам прибавились пуховые жилеты и свитера. «Взрослая» одежда даже начала дополняться теплыми головными уборами и шерстяными шарфами. Традиционный полуполезный рюкзак под два пакета молока сменился удобными мелкими подсумками на поясе.

Ушел и самый знаковый элемент «экипировки» – очень непрактичная для охотницы за сокровищами гипетрофированная грудь. Фанаты бастовали, но в итоге признали: в опасных квестах это роскошь — и абсурдная грудь секс-куклы Лары приобрела более прагматичную форму. Конец эпохи, не меньше.

Оружие также стало более «рабочим». В ребуте все завертелось вокруг лука и альпенштока. Архаичный вроде бы инструмент – лук – дает археологине куда большую свободу, чем орехоколы «браунинги» и «кольты»: можно снять часового стрелой бесшумно, а можно и сделать из стрелы небольшую ракету. Это своего рода стилевой аналог хлыста у Индианы, фирменное оружие, коим в первых играх была пистолетная пара. Альпеншток опять же пригождается не только в оледенелых помещениях и гористых регионах – с ним также успешно ведется ближний бой.

Кстати, о пистолетной паре. Первая экранизация с безупречной Джоли (Lara Croft: Tomb Raider, 2001) задала моду на пару кастомизированных аккуратных HK USP, которые появились уже и в играх, вышедших чуть позже. А киношный перезапуск со скромной и работящей Викандер (Tomb Raider, 2018) объединил оружейные фишки Мисс Крофт всех поколений – сохранил узнаваемые USP и вручил альпеншток с луком. Продуктивное взаимопроникновение игровой и киносерии.

К длинностволам у перезапущенной Лары отношение, как у доктора Джонса, – любимого не имеет; берет, что найдется (классическая малопиксельная Tomb Raider таскала с собой дробовик без приклада на торце рюкзака, скоростной Mossberg 500 или SPAS-12).

Из уникальностей: рация walkie-talkie, бинокль, гарпун или веревка с магнитной «кошкой» (Инди, привет!), жумар и сигнальные «фаеры», замененные позже на фонарь и ХИС (хемилюминесцентный источник света). В эру TR 2006-2014 Крофт получила даже модный в те года КПК и модную-немодную гарнитуру со встроенной камерой. Отдельного упоминания заслуживает гвоздодер – казалось бы, копеечный «мастхэв» для любого расхитителя… но нет.

Резюме: Лара Крофт – персонаж нового времени. При ее ресурсах она может быть экипирована по последнему слову техники, но часто выбирает трогательную классику. При этом в последних воплощениях гардероб и арсенал полностью соответствуют условиям окружающей среды, что с лихвой покрывает грешки ранних версий. Эволюция персонажа все оправдала.


Нэйтан Дрейк. Герой серии игр Uncharted

Урожденный Нэйтан Морган, Дрейк – хороший-плохой парень в мире черной археологии. Просто душка! Несмотря на счетчик трупов, показывающий примерно «500» в конце каждой игры. Расхитительством занимается с детства, почти всегда действует практически без плана, часто шутит над обстоятельствами. Удивительно, что вообще еще жив.

Персонажа изначально не хотели делать нарочито героическим: стояла задача показать, что герой занимается тем, чем занимается, не для того, чтобы быть первопроходцем, а потому, что по-другому просто не может – пиратская натура диктует. Например, еще на стадии «пилота» разработчики отказались от идеи использования главным героем холодного оружия – якобы такие зверства не про него. Даже лицо Дрейка позаимствовали у актера без претензий на мачизм, Джонни Ноксвилла.

Образ во всей серии достаточно казуальный. От старшего брата, по-видимому, еще в детстве Нэйтан перенял моду на хенли (лонгслив с расстегивающимся воротником), иногда заменяемый на свитшот — практично и без лишнего модничества. Нижняя часть костюма – как и в случае с Ларой Крофт – претерпела похвальные изменения: из наивных, не высыхающих ни на минуту в джунглях скейтерских «тапок» и тесных джинсов, рвущихся в интересном месте при первом же прыжке через пропасть, Дрейк переоделся в тактические ботинки и более-менее просторные функциональные брюки-карго в третьей части и в explorer-чинос – в четвертой.

А вот климат Нэйт учитывает редко: в Гималаях нехотя утепляется чужой дубленкой, в морозных горах Шотландии – небрежно накидывает не чтобы уж теплую полевую куртку поверх джемпера. Видно, что процессом увлечен, не до цацек — то есть не до шапок и перчаток.

Вторая и третья части антологии запомнились знаковым атрибутом – чрезвычайно практичной и полезной куфией, или шемагом, в народе «арафаткой». Словом, универсальным ближневосточным платком: можно и шею обмотать, и макушку покрыть в полдень, и рот-нос-глаза в пыльную бурю спрятать. Только вот свою, бесспорно, божественную прическу Дрейк так ни разу и не испортил платками и головными уборами — ни в снежно-ледяном Тибете, ни в аравийском «океане огня», пустыне Руб-эль-Хали. Тут ему есть, чему поучиться у Инди.

Подытог по гардеробу: эволюцию Дрейк, как и Крофт, претерпел, но не глобальную. Скорее стал чуть опытнее в выборе уже имеющихся позиций походного стаффа, сохранив при этом общие формы.

Интересно, что фирменная деталь потомка пирата не огнестрел, который в разных частях представлен классическими безотказными моделями (Beretta 92FS, Colt Defender и даже «Макаровым»), а именно наплечная кобура под него, с подсумком под две обоймы. Кожаная, с этническими декоративными элементами или тиснением NDI (пасхалочка: Naughy Dog Inc. – фирма-разработчик игры).

По части ружей и штурмовых винтовок Нэйт уже третий в списке мародер: снял с трупа, отстрелял боезапас, выбросил. Разве что чаще остального попадается АК-47 в разных вариациях (так любимый в Африке, Азии и Океании, где и происходят события игр). Практически на всех артах и фанатских постерах Дрейк также изображается с этим чудом советской оружейной промышленности. К автомату в третьей части саги прилагается кожаный патронташ через плечо. Но учитывая динамику боевых действий в серии, когда даже просто магазин поменять некогда, патронташ скорее нужен для острастки врагов. Либо для эстетики – кожаный аксессуар в пару кобуре.

Только в последней части на поясе протагониста мы видим непонятно где пропадавшие раньше подсумки и армейский Г-образный фонарь (очевидно, Fulton MX991/U, герой Вьетнамской войны). И снова разработчики вдохновились стариком Инди: в этой же, четвертой части серии Дрейк активно использует раскладывающуюся на манер лианы веревку с «кошкой» – драматично перелетает с помощью нее с точки на точку, как доктор Джонс с хлыстом.

Перчатки использует единожды и только, похоже, для того, чтобы не оставить отпечатков. Очки не использует вовсе — опрометчиво.

Резюме: как и было сказано, небольшая эволюция прослеживается. Эволюция, но не революция: Дрейк – современник Лары и на достойную экипировку, как мы знаем из сторилайна, средства у него имеются, тем более что головные уборы, очки и перчатки может позволить себе и прыщавый юннат. Значит, что? Дело не в ограниченном бюджете, а в халатном отношении к собственной безопасности.

Несмотря на все косяки подготовки, стоит сказать, что именно очаровательный раздолбай Нэйтан Дрейк вернул интерес гик-общественности к приключенческому жанру, а взвешенный ребут Tomb Raider запрыгнул на уже идущий поезд.


Мультисезонный костюм: о гардеробе популярных персонажей

Time Out выяснил, какие детали их образов можно воплотить в реальной жизни.


Рик О’Коннелл. Главный герой фильмов «Мумия», «Мумия возвращается» и «Мумия: Гробница императора драконов»

Кладоискатель поневоле. В начале сюжета капитан Французского Иностранного Легиона, позже – проводник-контрактник и, в конце концов, пытающийся уйти на покой авантюрист слегка в годах.

Именно О’Коннела в исполнении Брендана Фрейзера имеет в виду как достойный пример протагониста «Мумии» от Universal новое поколение комментаторов в соцсетях, проводя сравнение с неуемным пенсионером Томом Крузом. Это же поколение заключает, что «»Мумия» уже не та» (хотя «Мумия»-1999 и сама по себе является кинокавером той-самой-«Мумии» 1932 года).

И именно О’Коннел-Фрейзер послужил главным источником вдохновения при создании образа Нэйтана Дрейка: тут и наплечная кобура, и патронташ наперевес, и легкий пустынный шарф, который Рик использует вовсю в отличие от предыдущего гражданина. Кстати, сага о Дрейке позаимствовала у трилогии «Мумия» не только образ главного героя, но и представителей вражеской «пехоты» и суб-боссов – полчища жуков и йети-хранителей.

Итак, к ревизии: сразу по освобождении из тюрьмы служивый Рик ответственно экипируется. Все в одном свертке из всеми любимого канваса: пара револьверов Chamelot-Delvigne модели 1873 г. с уникальной системой перезарядки, ножи, динамитные шашки, запас дробовых патронов и собственно сам дробовик, Winchester 1987 г. с передергивающимся затвором – относительно новая игрушка для того времени. На самом персонаже полевые штаны (возможно, еще форменные), высокие – вероятно, конные – кожаные сапоги, совсем нелишние с учетом недружелюбной пустынной живности, и свободная белая рубашка.

Во второй части аутфит не претерпел значительных изменений, но полновесному дробовику О’Коннелл предпочел обрез «винчестера» более старой модели — но зато со скобой для скоростной перезарядки. А револьверная пара сменилась пистолетной – из уже встречавшихся выше Colt 1911. Эдакий микроапгрейд скорости как в смысле самой стрельбы, так и в смысле перезарядки.

А вот в фильме «Мумия: Гробница императора драконов» акцент немного съехал на автоматическое оружие. В походном семейном сундуке О’Коннеллов – Рик уже путешествует с повзрослевшим сыном – обнаруживаются новенькие дисковые пистолеты-пулеметы Томпсона и советские ППС-43, «браунинги» и безотказные Walther P38. Револьверы («индиановские» Webley), знакомые по прошлым мумийным сериям обрезы и ручные гранаты М2 также в наличии. Плюс местный колорит – прекраснейший кукри, клинок непальских гуркхов, так, к сожалению, и не показанный в действии. Примечательно, что за поясом (видимо, на правах представителя старшего поколения) Рик носит ретропушку – Colt Peacemaker. После всего увиденного к этому моменту оружия «Миротворец» кажется слегка надуманным инженерным флешбеком – ретро ради ретро. Но образец, надо признать, достойный.

И все в целом прекрасно! Кроме, пожалуй, гранат в горах. Да и самого сундука, который тащить в горы вот совсем необязательно — весь арсенал вполне уместился бы в два армейских «даффла». Так что товар отличный, но логистика прихрамывает.

В этой же части преобразился и гардероб О’Коннелла. В гималайском походе он уже накинул дубленку (как Дрейк – залихватски, не застегивая) и очки для восхождения. Настоящие. Серьезные. С защитными «фартуками». Не та хлипкая элтонджонская условность, что у Лары — вот тут молодец.

Резюме: пожалуй, наиболее стабильный и верный изначальному выбору персонаж. Эволюция в данном случае и не понадобилась. Минус: снова герой зимой без шапки ходит. Не было у него советской мамы!


Алан Куотермейн. Главный герой серии книг и фильмов «Копи царя Соломона»

Не археолог, но однозначно авантюрист. Единственный персонаж, который имеет литературный базис (и немалый – 15 книг авторства Генри Райдера Хаггарда).

В кино Куотермейн был воплощен шесть раз: в 1937, 1950, 1979, 1985-86, 2003 и 2004 годах. Во всех экранизациях изображается плюс-минус одинаково. Самое известное воплощение «великого белого охотника» – «Копи» 1985 года с Ричардом Чемберленом (King Solomon’s Mines, 1985), недорогая и наивная лента с привкусом «Синдбада» и «Бондов» докрейговской эры.

Но образ главного приключенца в этом картонном безумии вполне себе сдержан: Куотермейн выглядит как среднестатистический белый человек с оружием в условно дружественной африканской стране начала XX века: сафари-рубашка с длинным рукавом и брюки «экологичных» цветов, казуальные ботинки-берцы, похожие на Джонсовкие, кожаная портупея с кобурами под револьвер и обрез, а также ножны с охотничьим «фикседом». Из пижонских деталей, как ни странно, только красные дробовые патроны в наплечном патронташе и широкополая шляпа в сафари-стиле с декоративным пояском из леопардовой шкуры, перекочевавшая из экранизации 50-го года. Вот бы еще оттуда перекочевала не встреченная ни у кого в обзоре походная фляга на ремне через плечо… Также по ходу фильма в сопровождении зажигалки Zippo – тоже невредный бонус – очень вовремя, хотя и не вполне понятно, откуда, извлекаются динамитные шашки. Очевидно, сюжетный якорь для этой самой Zippo.

Экипировка у Алана, разумеется, не «топовая», но вполне адекватная, учитывая эпоху. Можно даже леопардовый принт простить – тогда ведь еще не было «Одноклассников»! Только леопарды.

Арсенал: к револьверу не подкопаться – верный друг и соратник любого английского джентльмена в, повторим, «дружественной африканской стране». Что касается помпового оружия, то при всех пируэтах, выполняемых героем по ходу действия, и дальних перемещениях длинноствол совсем бы не оправдывал свои габариты и вес, а вот юркий обрез – то, что надо. В таком климате лучше иметь конструктивно простые, некапризные инструменты.

Куотермейн в исполнении Шона Коннери в «Лиге выдающихся джентльменов» (The League of Extraordinary Gentlemen, 2003), тем не менее, предпочитал полноразмерную кастом-двустволку «Матильду», но та, бесспорно, была под стать неторопливому старику и окупала себя дальнобойностью. Отличной альтернативой «дроби» для Куотермейна-Чемберлена в сиквеле, вышедшем в 1986 году, стала винтовка Генри, легковесная и скорострельная — объективно один из лучших стволов на рубеже веков. С ней был замечены и все тот же Коннери в «Лиге», и Патрик Суэйзи в как-то-мимо-прошедшем мини-сериале (King Solomon’s Mines, 2004). В этом же сиквеле 1986 года у Чемберлена появился и кнут — и вот это уже богохульство. Только один участник этого обзора-ревизии может карать бичом! И мы все знаем, кто это.

Различия в экипировке всех шести кинематографических Куотермейнов неявны — разве что версия 2003 года первой выгодно отличилась сапогами по колено, а экземпляр 2004 года плюс к ним еще и цельными кожаными перчатками. В фильме 1937 года альтернативой сапогам выступили гамаши (при пересечении рек и пустынь совсем не помешают, как вы понимаете, и высокие сапоги, и гамаши).

Отношение этого героя (и в целом британского охотничьего сообщества) к инженерным новшествам ярко характеризует спешный диалог из «Лиги выдающихся джентльменов»:

– Господи, где же они взяли автоматические винтовки?

– Какая непорядочность! Видимо, они бельгийцы.

Резюме: «великий белый охотник», безусловно, молодец, и где-то он оказался предусмотрительнее многих — даже несмотря на то, что он самый ранний в общем таймлайне участник, — взять хоть пресловутую флягу (да, вода важна!). Но по итогу технологический потолок стал «могилой» персонажа. Пусть он будет «народным чемпионом».

Победитель очевиден – №2, Лара Крофт. Однозначно лучшая экипировка и самая яркая эволюция.