Святые Граали в ассортименте: 7 объектов, за которыми гонялись персонажи известных фильмов | Кино | Time Out

Святые Граали в ассортименте: 7 объектов, за которыми гонялись персонажи известных фильмов

Дмитрий Евстратов   26 марта 2021
5 мин
Святые Граали в ассортименте: 7 объектов, за которыми гонялись персонажи известных фильмов
Фото: Depositphotos

В сценарии многих фильмов центральную роль играют даже не главные герои, а некие люди или объекты, за которыми гоняются все действующие лица — их называют макгаффинами. Некоторые режиссеры считают, что именно «предметы силы» должны быть фундаментом всей драмы, другие уверены, что макгаффины должны лишь дополнять сюжет. Time Out вспомнил самые необычные и известные макгаффины из культовых кинолент.

Чемодан Марселласа Уоллеса, «Криминальное чтиво» (1994)

Пожалуй, самым известным макгаффином в кино является чемоданчик Марселласа Уоллеса, который герои Джона Траволты и Сэмюэла Л. Джексона забирают у Бретта и его компаньонов вследствие нарушения ими договоренности. Какие только теории относительно содержимого портфеля не выдвигали зрители! По словам Тарантино, изначально там должны были быть бриллианты, связывающие «Криминальное чтиво» с «Бешеными псами», позднее от этой идеи отказались. Но у поклонников ленты появилась новая теория — в чемодане душа Марселласа Уоллеса, которую он выкупил у Дьявола. На это намекает множество деталей вроде кода кейса (666) или божественного вмешательства, спасшего героев от пуль выбежавшего из ванной парня. В любом случае, Тарантино удалось создать хичкоковский макгаффин, который не играет принципиальной роли в фильме — с его помощью лишь завязывается конфликт.

Режиссер: Квентин Тарантино

В ролях: Джон Траволта, Сэмюэл Л. Джексон, Брюс Уиллис, Ума Турман


Камни бесконечности, Вселенная Marvel (2008— …)

Во всех смыслах яркой иллюстрацией макгаффина «по Лукасу» являются камни бесконечности, имеющие принципиальное значение для сюжета от самого первого до самого последнего фильма кинофраншизы о мстителях. Персонажи Marvel гоняются за камнями — они являются связующим звеном всех лент, входящих в киновселенную, и объединяются в конце, на перчатке злодея Таноса. Каждый из камней обладает уникальными свойствами и силой, а вместе они способны на невероятное — вплоть до истребления половины человечества. В истории массового кино мало что может сравниться с камнями бесконечности по сюжетной важности для нескольких десятков фильмов.


Кольцо Всевластия, «Властелин Колец» (2001—2003)

В культовой трилогии Питера Джексона по роману Джона Толкина «Властелин колец» также не обошлось без значимого для мира кино макгаффина. Кольцо Всевластия становится не только причиной зарождения множества конфликтов между героями и даже внутри отдельных героев, но и уникальным оружием, обладание которым поможет одолеть противника. По крайней мере, так думает большинство персонажей, желающих заполучить небольшой аксессуар. При этом макгаффином является не столько само кольцо, сколько его сила, ведь зритель так и не узнает, в чем же конкретно она заключается. Использовать силу кольца способен только Саурон, создавший его, чтобы править остальными кольцами, заложив в него всю собственную силу. Других же кольцо превращает в «рабов прелести».


Джон Коннор, «Терминатор 2: Судный день» (1991)

Макгаффином может быть не только предмет, но и человек. В частности, таким был главный герой второй части культового боевика Джеймса Кэмерона «Терминатор» — Джон Коннор. На мальчика вел охоту прибывший из будущего «жидкий» Терминатор Т-1000 (Роберт Патрик), чтобы впоследствии Джон не стал лидером всемирного сопротивления в войне между человечеством и машинами. На спасение мальчика был отправлен Т-800 (Арнольд Шварценеггер). Таким образом, согласно сюжету, Джон стал целью двух роботов, а от его жизни напрямую зависело будущее человечества. К другим макгаффинам-людям можно отнести рядового Райана из военного фильма Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана».

Режиссер: Джеймс Кэмерон

В ролях: Арнольд Шварценеггер, Линда Хэмилтон, Эдвард Ферлонг


R2-D2, «Звездные войны. Эпизод 4: Новая надежда» (1977)

Иногда макгаффинами могут быть и роботы. К примеру, дроид R2-D2 из вселенной «Звездных войн». В «Новой надежде» роботу приходится передавать важное сообщение для Оби-Вана Кеноби, в то время как на него ведут охоту имперские штурмовики. Таким нехитрым образом режиссер Джордж Лукас сумел не только наделить, казалось бы, второстепенного персонажа важными сюжетными свойствами, но и создать один из первых по-настоящему значимых макгаффинов в массовом кино. В следующих фильмах вселенной сценаристам уже не приходится наделять робота настолько высокой сюжетной значимостью, поскольку зрители изначально «привязываются» к дроиду, держа в голове события четвертого эпизода саги.

Режиссер: Джордж Лукас

В ролях: Марк Хэмилл, Харрисон Форд, Кэрри Фишер, Питер Кушинг


Ящик, «Возвращение» (2003)

Макгаффины есть и в российских фильмах. Одним из самых значимых макгаффинов отечественного кино является небольшой ящик, который откапывает герой Константина Лавроненко в драме Андрея Звягинцева «Возвращение». Ради этого ящика вернувшийся в семью спустя двенадцать лет отец берет своих детей в небольшое путешествие. На пути к заветному кладу отец и сыновья испытывают на прочность отношения, пытаясь вернуть давно утерянную любовь и понимание. Сундук становится метафорой этих отношений — герои его так и не смогут открыть, потеряв друг друга раз и навсегда, а зритель так и не узнает, что же спрятано в ящике. Пожалуй, Звягинцев с помощью такой метафоры сумел создать наиболее поэтический макгаффин в истории российского кино.

Режиссер: Андрей Звягинцев

В ролях: Константин Лавроненко, Владимир Гарин, Иван Добронравов, Наталия Вдовина


Свиток Дракона, «Кунг-фу Панда» (2008)

В мультфильмах макгаффины совсем не редкое явление. Например, в первой части трилогии «Кунг-фу Панда» главный герой, неуклюжий панда По, мечтает стать мастером единоборств кунг-фу. Неожиданным образом его выбирают Воином Дракона, и на плечи ленивой панды ложится обязательство по защите Долины мира. Для того чтобы обрести силу, ему требуется найти Свиток Дракона, обладающий безграничной мощью. Но за Свитком охотится и антагонист — снежный барс Тай Лунг — обиженный эгоист, мечтающий о мести. В финале, после долгой борьбы за желанный трофей, зритель узнает, что Воином Дракона можно стать, лишь поверив в себя. А мощнейший макгаффин превращается в небольшую пустышку, послужившую символом становления По.

Режиссеры: Марк Осборн, Джон Стивенсон

Читать рецензию