Человек, который смеялся. 10 фильмов из галактики Робина Уильямса
Кино

Человек, который смеялся. 10 фильмов из галактики Робина Уильямса

Клара Хоменко 21 июля 2020
8 мин
Человек, который смеялся. 10 фильмов из галактики Робина Уильямса

Сегодня исполнилось бы 70 лет Робину Уильямсу — «человеку, который мог бы рассмешить даже мебель». В детстве он был полным и потому страшно застенчивым, к 28 годам достиг такого успеха, что с ним выпускали игрушечные фигурки, а в 30 он стал джинном и одним из лучших драматических актеров Голливуда. Дети девяностых всегда будут помнить Уильямса как Питера Пэна и «того парня из Джуманджи», а дети двухтысячных так никогда и не узнали его как Рубеуса Хагрида. Даже спустя 7 лет смерть Робина Уильямса кажется невообразимой и нечестной — как будто погасла удивительная галактика. Но на самом деле она все еще с нами, и Time Out вспоминает 10 ее удивительных планет.


«Общество мертвых поэтов»

Dead Poets Society

«Общество мертвых поэтов»

Уильямс говорил, что благодаря этому фильму перестал смотреть на себя только как на успешного комика — а он был более чем успешным. Вся Америка знала инопланетянина Морка, который с огромным любопытством и некоторым ужасом наблюдал жизнь обитателей Земли. Роль учителя Джона Китинга в драме о проблемах подростков не стала первой, где Уильямсу приходилось быть серьезным — но это был кассовый хит, который получил несколько номинаций на «Оскар».

Так что волей-неволей Робин вынужден был осознать, что способен сыграть буквально кого угодно, и зрители будут плакать над его героем от горя так же, как раньше плакали от смеха. О капитан, мой капитан… чувствуете?


«Доброе утро, Вьетнам»

Good Morning, Vietnam

«Доброе утро, Вьетнам»

Один из лучших фильмов о Вьетнамской войне. В нем нет рек крови и моря слез — зато есть диджей военной радиостанции, задача которого поднимать настроение американским солдатам.

Роль Эдриана Кронауэра создана для Уильямса: только он мог сыграть эволюцию разбитного шутника, который осознает весь ужас войны. Там, где мог бы произойти слом — наступает взросление. Поразительное зрелище, которое демонстрирует все грани таланта Робина Уильямса. Кстати, американские солдаты могли наблюдать их не только на экране: Уильямс был активным членом добровольческого объединения в помощь Вооруженным силам США и в этом качестве 11 лет бесплатно ездил по всем «горячим точкам» с концертами. Помимо этого, он активно продвигал социальные программы по адаптации ветеранов и настаивал на предоставлении им всевозможных льгот.


«Король-рыбак»

The Fisher King

Уильямс, родившийся в богатой семье, тем не менее, отлично знал, что такое бедность. Первый раз он обратился к проблемам бездомных в 1986 году.

Режиссер: Терри Гиллиам

США, 1991 г.

Через четыре года, выступая вместе с Вупи Голдберг на слушаниях в сенате, он сумел убедить многих проголосовать за закон, благодаря которому центры поддержки бездомных начали получать финансовую помощь от государственных служб. До конца своих дней Робин Уильямс ездил по приютам и собирал деньги на благотворительность. В кино за свою обширную карьеру он много раз играл неприкаянных людей — но лучше всего помнится, конечно, «Король-рыбак» и Пэрри, обезумевший после трагедии бродяга, который был когда-то профессором истории. Смотреть этот страшный фильм о чаше Божьего милосердия можно бесконечно и с неизменным катарсисом.

Робин говорил: «Люди забывают, что Христос общался с прокаженными и грешниками. Он предпочитал быть с ними, а не с людьми в храме. Спасение в сострадании. В момент, когда вы служите Граалю — вы получаете вечность».


«Крюк»

Hook

Критики безбожно изругали этот фильм, представлявший собой новую версию истории о Питере Пэне, который в мире обычных людей начисто забыл свое прошлое. Серьезным взрослым показалось, что Спилберг застрял в детском тематическом парке и ничего нового придумать не в состоянии. Зрители этой точки зрения не разделяли и с удовольствием смотрели звездную сказку о том, как печально порой быть взрослым человеком. Питера играл Робин Уильямс, и во многом благодаря ему «Крюк» приобрел те щемящие, нежные и почти болезненные ноты тоски по утраченной невинности — в сочетании с безбашенным азартом и весельем детства.

Спилберг пригласил Уильямса на роль сразу же, как выяснил, что тот не против: «Я чувствовал, что Робин воплощает в себе все, что мы знаем о ребенке внутри нас».


«Джуманджи»

Jumanji

Эх, славные воспоминания детства! Уильямс тоже любил по сути камерный, но яркий фильм о приключениях двух братьев, которые застряли в настольной игре. Поскольку картина была очень популярной, к ней тогда же собирались снять сиквел — но в итоге все кончилось мультсериалом. Уже в 2015 году, после смерти Робина, появилась вторая часть, в которой герои попадали в компьютерную игру.

Ему бы понравилось: Уильямс был фанатом не только настолок, но и Nintendo, а еще с удовольствием играл в «World of Warcraft». Даже дочь он назвал Зельдой в честь принцессы из серии игр «The Legend of Zelda».


«Умница Уилл Хантинг»

Good Will Hunting

Уильямс четырежды номинировался на «Оскар», но получил его лишь раз — за роль психолога Шона Магуайра, который смог достучаться до талантливого парня из рабочего района и убедил его дать развитие собственному таланту. Победу Робин посвятил своему отцу, очень практичному человеку, который не обращал особого внимания на сына, но всегда беспокоился о его будущем. Когда Робин сообщил, что хочет стать актером, ему посоветовали на всякий случай получить какую-нибудь полезную профессию — например, сварщика.


«Бессонница»

Insomnia

На каком-то этапе карьеры Робину Уильямсу осточертело играть привычных героев — добрых, эксцентричных и милых. Он мечтал о ролях злодеев: хотел, например, сыграть Загадочника у Тима Бертона, но не случилось (собственно, и Бертон не снял «Бэтмен навсегда»). В конце концов Робин получил несколько ролей, которые действительно хотел — и хладнокровный убийца Уолтер Финч в «Бессоннице» стал одной из лучших его работ.

Критики писали, что Кристофер Нолан каким-то образом докопался до темной стороны таланта Уильямса и его личности. Возможно, погружение было даже слишком глубоким: после окончания съемок Робин запил впервые за те 20 лет, которые прошли с его юношеского увлечения наркотиками.


«Ночной слушатель»

The Night Listener

Ведущий литературной программы на радио Габриэл Нун получает жуткую книгу от 14-летнего мальчика, который подвергался насилию всю свою жизнь и теперь умирает от СПИДа. Нун привязывается к юному слушателю, живущему в другом штате, но история кажется ему подозрительной, и он едет на встречу с подростком — чтобы столкнуться с действительно кошмарной, но совершенно другой правдой.

Режиссер: Патрик Стеттнер

США, 2006 г.

«Ночной слушатель» был маленьким во всем — хронометраже, бюджете, прокате, реакции критиков. Но это одна из тех работ, в которых Уильямс снова превосходит сам себя. Он уже играл гея в смешной и броской «Птичке на проводе», но роль радиоведущего Габриэля Нуна — это принципиально иная история.

Драматический талант Уильямса здесь сжат, приглушен, тих — и в результате получается тончайший рассказ о том, что корни творчества чаще всего растут из боли и одиночества, и о фантазиях, которые могут как вылечить людей, так и уничтожить их.


«Самый лучший папа»

World's Greatest Dad

Уставший от рутины школьный учитель Ланс обнаруживает дома тело своего сына-подростка, который скончался от аутоэротического удушения — и понимает, что сейчас разразится чудовищный скандал. Он маскирует истинную причину смерти под повешение, сочиняет трогательную записку ко всему миру, и эта записка внезапно так всех пробирает, что просто грех не написать к ней сиквел в виде юношеского дневника. Шедевр независимого кино, настолько же смешной, насколько черный, стал триумфом Робина Уильямса в 2009 году.

Режиссер: Бобкэт Голдуэйт

США, 2009 г.

Зрители «Сандэнса» и критики были восхищены не только очередным проявлением таланта актера, но и самой историей о странной природе славы, которая зачастую кроется не в культовых героях, а в тех, кто жаждет разбавить серые будни хоть каким-то светом, пусть даже и выдуманным от начала до конца.


«Миссис Даутфайр»

Mrs. Doubtfire

The Guardian однажды назвала Робина Уильямса Антихристом семейной кинокомедии. Это было после выхода «Двухсотлетнего человека», где Крис Коламбус переборщил с сентиментальностью, чего категорически нельзя делать в фильмах с Уильямсом — потому что иногда, когда он смеялся, зрители рыдали. Если же он просто смотрел в камеру своими невинными голубыми глазами… в общем, «Двухсотлетний человек» не зря провалился в прокате. У «Миссис Даутфайр» таких проблем не было. Все здесь находилось в равновесии: талант Робина к перевоплощению, его образ времен карьеры стендап-комика, сценарий, который крепко стоял двумя ногами на границе между серьезными и смешными вещами.

В 1993 году этот фильм любили все, он до сих пор входит в число главных семейных комедий Америки. Сиквел к «Миссис Даутфайр» был последним проектом, который Робин обсуждал перед своей смертью. 11 августа 2014 года Уильямс, находясь в тяжелой депрессии, покончил с собой. К тому времени он страдал болезнью Паркинсона. Смерть Робина и ее обстоятельства вызвала всеобщий шок. Многие вспоминали его добрым словом, мы же процитируем Терри Гиллиама: «Робин Уильямс — самое удивительное, смешное, блестящее, глубокое и глупое чудо ума и духа — покинул планету. У него было огромное сердце, друг огненного шара, чудесный дар от богов. Теперь эгоистичные ублюдки взяли его обратно. К черту их!»