В кинотеатр на карантине. Выпуск 8: «Портрет художника»
Кино

В кинотеатр на карантине. Выпуск 8: «Портрет художника»

Валерия Цыганова 3 июля 2020
9 мин
В кинотеатр на карантине. Выпуск 8: «Портрет художника»

Кинотеатры заработают уже с 15 июля — ждать осталось всего 2 недели. Чтобы они пролетели еще быстрее, Time Out подготовил восьмой выпуск рубрики «В кинотеатр на карантине». Его темой стало искусство. Пять великолепных и принципиально разных фестивальных лент о художниках, каждая из которых доступна для просмотра в онлайн-кинотеатрах.

«Ренуар»

Renoir

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

Когда картина французского режиссера Жиля Бурдо вышла в российский прокат, она носила не совсем соответствующее содержанию название «Ренуар. Последняя любовь». Продиктованное маркетинговыми соображениями, оно делало акцент на мелодраматической линии — привязанности художника к его последней натурщице и музе Андре Гесслинг. В действительности замысел режиссера не сводился к любовному сюжету, так же как главным героем фильма не был исключительно Огюст Ренуар.

Режиссер: Жиль Бурдо

В ролях: Мишель Буке, Криста Тере, Венсан Ротье, Тома Доре

Франция, 2012

Основой ленты стала книга правнука художника «Любовный портрет». И если описанные в ней события 1913-1919 годов и множество действующих лиц и были сужены режиссером до нескольких месяцев и трех персонажей, то исходные стремления автора — запечатлеть дух, атмосферу дома Ренуаров, показать семейную историю и мифы в трепетных, подвижных мазках — он сохранил в точности. Бурдо выбрал в качестве героев наиболее известных представителей фамилии: Огюста, художника, патриарха импрессионизма, и Жана, одного из создателей поэтического реализма и поистине великого кинорежиссера.

«Надо всегда оставлять открытой дверь на съемочную площадку, потому что, как знать, всегда может войти кто-то нежданный, и это и будет кино», — вспоминал слова младшего Ренуара боготворивший его Бернардо Бертолуччи. Неизвестно, знал ли об этих словах Жиль Бурдо, но в фильме это импрессионистское, непосредственное восприятие жизни, последовательно перешедшее из живописи Ренуаров в кино, чувствуется даже в порывах ветра. Кажется, что в кадр попало само течение времени. Незаметная внешнему прерывистому взору смена поколений, эпох и стилей становится остро ощутимой.

Точкой удивительной временной перспективы, когда в повседневном настоящем видно и прошлое, и будущее, стало лето 1915 года: на средиземноморской вилле «Коллетт» Ренуары встречают рыжеволосую Дедэ.

Любовь старшего заставит ее тело дышать светом и тысячами теплых оттенков на холсте. Чувство младшего выразится в кинокартинах, где, будучи страстной и талантливой актрисой, девушка сыграет главные роли.

 

«Мельница и крест»

Mlyn i krzyz

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

 

О жизни Питера Брейгеля Старшего, одного из самых видных и вместе с тем загадочных мастеров Северного Возрождения, известно очень немногое, в то время как о 45 его дошедших до нас полотнах написано сотни и тысячи страниц. Картина «Путь на Голгофу» из собрания венского Музея истории искусств — не исключение. В 1996 году ей было посвящено монографическое исследование — 300-страничное эссе американского искусствоведа Майкла Фрэнсиса Гибсона «Мельница и крест». The New York Times назвала его не менее захватывающим, чем первоклассный шпионский триллер. Польский художник и режиссер Лех Маевски испытал нечто подобное и, прочитав книгу на одном дыхании, решил сделать по ее мотивам фильм.

Режиссер: Лех Маевски

В ролях: Рутгер ХауэрШарлотта РэмплингМайкл Йорк, Йоанна Литвин

Польша, Швеция, 2011

Главный художественный прием, кажется, лежал на поверхности — войти в пространство картины: не рассказать о ней, а показать мир, в котором она родилась, глазами очевидца. Поэтому режиссер использовал сложную технику, которая совместила натурные съемки в Силезии с графически воссозданными фрагментами пейзажа Брейгеля, его колоритом и атмосферой.

Внутрь этого отстоящего от нас на 450 лет хронотопа Маевски поместил краткие истории центральных персонажей и фигуру самого творца. Художник, зачарованно следя за происходящим, беседует с заказчиком картины, тщательно поясняя замысел и его политический, религиозный контекст.

Постановщики и художники по костюмам и звуку «Мельницы и креста» были заслуженно удостоены национальных кинонаград. В том числе и благодаря их потрясающей работе фильм вышел не только визуально эффектным, но и достоверным в культурном и историческом плане.

Чувство времени, темпоритмика, пропитанное христианским гуманизмом и сильно отличное от итальянского Ренессанса мироощущение Северного Возрождения переданы в нем с неоспоримым правдоподобием и убедительностью.

 

«Ван Гог. На пороге вечности»

At Eternity's Gate

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

 

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

Американского режиссера Джулиана Шнабеля с поляком Лехом Маевски роднит прежде всего то, что по первой специальности он тоже художник, и весьма успешный. Картины, показанные в кадре его недавней ленты о Винсенте Ван Гоге, были написаны его собственной рукой.

Фильм «На пороге вечности», названный так по имени одного из холстов художника, созерцает гения на границе миров и в предстоянии времени.

Режиссер: Джулиан Шнабель

В ролях: Уиллем ДефоРуперт ФрендОскар Айзек, Мадс Миккельсен

Ирландия, Швейцария, 2018

Это не байопик в привычном понимании, а скорее попытка представить мир глазами Ван Гога, показать его видение, восприятие, чувство цвета. Все в этом фильме субъективно: округлые линии южных полей и горизонта, слепящие солнечные блики, съемка в движении и взгляд, постоянно утыкающийся в собственные ботинки, — художник пишет портрет деталей, не менее любовный, нежели образы живых персонажей.

На фоне обширной фильмографии постимпрессиониста хронология и география этой истории выглядят весьма традиционно: солнечный Арль и непримиримые споры с Гогеном, клиника для душевнобольных в Сен-Реми и переезд в Овер-сюр-Уаз. Но язык, которым ее пересказывает Шнабель, весьма неординарен. Он как бы объясняет причину каждого из сотен цветовых нюансов, показывает природу, состав скульптурного вангоговского мазка.

Отдельного упоминания заслуживает и главный актер фильма Уиллем Дефо. Перед зрителем предстают невротическая тяга постичь и выразить, одиночество, отверженность и беззащитность, и в то же время непоколебимая вера, уверенность в правде своей живописи.

Все это Дефо играет с каким-то не выраженным до конца внутренним трагизмом, запредельно эмоционально и высоко. За что и получил Кубок Вольпи, главную актерскую награду смотра на Венецианском фестивале, где прошла премьера фильма.

 

«Последний портрет»

Final Portrait

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

Работы швейцарского живописца, графика и скульптора-экзистенциалиста Альберто Джакометти в течение долгого времени неизменно занимают топовые позиции в списке самых дорогих скульптур в мире. И тем не менее, на производство первого художественного фильма о нем режиссер (а также актер, сценарист и продюсер) Стэнли Туччи собирал деньги долгих десять лет. Картина вышла искусная — изящная, лаконичная, с тонко проработанной центральной коллизией и эффектными цветовыми акцентами на по-парижски элегантном сером фоне.

Режиссер: Стэнли Туччи

В ролях: Джеффри РашАрми ХаммерТони Шэлуб

Великобритания, 2016

Сюжет получился буквально невесомый: 1964 год, молодой и увлеченный искусством американский писатель Джеймс Лорд живет в Париже. На выставке он знакомится с объектом своего художественного обожания скульптором Джакометти, и тот предлагает ему попозировать для портрета. Небольшой фрагмент осени художника Стэнли Туччи поставил по мемуарам Лорда, точно реконструировав мастерскую швейцарца по архивным фото и сумев воссоздать в Лондоне романтическую парижскую легкость.

Но и в воздушной, дружелюбной атмосфере он выстраивает фильм как своеобразный поединок. Художник противопоставлен модели: по заверениям первого, работа должна была занять пару дней, но затянулась на недели, и всякий раз, когда второму мерещился финал, мастер со страстью закрашивал лицо белой краской.

В исполнении великолепных в своих ролях Джеффри Раша и Арми Хаммера это увлекательное противостояние обретает много подробностей и интонаций. Впрочем, в конечном счете на перекрестье их путей все равно оказывается самостояние искусства.

 

«Камилла Клодель. 1915»

Camille Claudel 1915

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

История дома Ренуаров в фильме Жиля Бурдо была локализована в рамках одного 1915 года — а в картине его соотечественника Брюно Дюмона тот же 1915-й обозначен даже в заглавии. И в этом смысле — истории и вынесенной за пределы кадра войны, дребезжащей, колкой тревожности самого воздуха — эти две картины будет особенно любопытно посмотреть и сопоставить.

Но тут важно заранее кое о чем узнать. По профессии Дюмон — философ.

Режиссер: Брюно Дюмон

В ролях: Жюльет Бинош, Жан-Люк Винсент, Эммануэль Кауффман

Франция, 2013

Читать рецензию

И если режиссеры-художники, речь о которых шла выше, в своих работах о коллегах стремились показать мир их глазами, то режиссера-философа и в картине о скульпторе будут занимать вопросы нравственных категорий и связей людей друг с другом и Богом. Поэтому его фильм о любимой ученице и любовнице Родена Камилле Клодель — вероятно, самое нетривиальное из всех посвященных художникам произведений.

Вместо традиционной истории о судьбе и творчестве — а о Камилле есть и такой фильм — Дюмон фокусируется на ее прижизненном небытии. Речь идет о 30 годах, которые она бездеятельно провела в лечебнице для душевнобольных по воле своего брата, Поля Клоделя. Как и Бурдо, для реконструкции этой драмы Дюмон выбирает наиболее показательный краткий эпизод. Нерв его внутреннего конфликта натянут до такой степени, что оставленные за пределами фильма личные и творческие биографии скульптора Камиллы и религиозного поэта Поля будто сдавливают рамку подчеркнуто аскетичного кадра.

Что вынуждает зрителя не только детально разобраться в этой ситуации, но и встать на одну из сторон.