Вожделение, одиночество и убийства: 5 отличных фильмов про вуайеризм

2 июля на онлайн-платформах выходит новая картина Майкла Кристофера «Ночной портье». Молодой герой с синдромом Аспергера при помощи скрытых камер регулярно подглядывает за постояльцами в одном из номеров, чтобы учиться социальному взаимодействию. Однажды он невольно становится свидетелем убийства и одновременно главным подозреваемым. В честь премьеры Time Out вспоминает еще пять разноплановых фильмов про подглядывание и вуайеризм.

«Окно во двор» (1954)

Rear Window

«Окно во двор» снято во времена второго голливудского периода в карьере Хичкока. Действие фильма разворачивается вокруг репортажного фотографа Эла Би Джеффриcа (Джеймс Стюарт), прикованного к инвалидному креслу из-за сломанной ноги.

Герой Стюарта оказывается шпионом по стечению обстоятельств: от скуки он начинает наблюдать за соседями при помощи своего фотоаппарата. Его внимание приковывает мужчина средних лет, который, по мнению Джеффриса, убил свою жену. Главный герой решает заняться самостоятельным расследованием, чтобы вывести предполагаемого убийцу на чистую воду. В «Окне во двор» интересен подход, согласно которому наблюдателем становится сам зритель: мы будто самостоятельно смотрим в объектив камеры.

Вместо того, чтобы наблюдать за процессом подглядывания со стороны, Хичкок предлагает стать его непосредственным участником. Перед нами открывается театр из обыденных мини-сцен, которые происходят будто за нашим собственным окном.

 

«Психо» (1960)

Psycho

В «Психо», снятом шестью годами позднее, вуайеристом становится уже маньяк Норман Бейтс, страдающий раздвоением личности. Тут мы наблюдаем, как герой занимается подглядыванием через маленькую дыру в стене, до размеров которой в нужный момент сужается кадр.

Режиссер: Альфред Хичкок

В ролях: Энтони Перкинс, Вера Майлз, Джон Гэвин, Джанет Ли

В этом фильме Хичкока тема шпионажа тесно переплетается с сексуальной одержимостью, на которую наслаиваются психические расстройства.

В свое время «Психо» по-настоящему обнажил паранойю и страх, связанные со сталкингом и вуайеризмом. Особенно в леденящей сцене в душе с мастерской комбинацией монтажных склеек, где Норман кромсает Джанет Ли.

 

«Короткий фильм о любви» (1988)

Krótki film o miłości

От жанра вышеперечисленных картин отходит мелодраматический фильм Кшиштофа Кеслевского. Лента концентрируется на обнажении чувства одиночества, исследовании сексуальной перверсивности и невозможности реализовать свои желания.

Режиссер: Кшиштоф Кеслевский

В ролях: Гражина Шаполовска, Оляф Любашенко, Стефания Ивиньска

В «Коротком фильме о любви» 19-летний вуайерист по имени Томек подглядывает за соседкой Магдой сперва через бинокль, а затем — подзорную трубу. После пристальных наблюдений за бытом женщины герой влюбляется в нее, но боится признаться в своих чувствах. Вместо этого он отсылает ей фальшивые извещения о денежном переводе, анонимно вызывает в ее квартиру газовую службу, устраивается на работу молочником, чтобы видеть Магду по утрам, а также звонит ей по телефону и молчит. Манера съемки предполагает, что все это время мы видим мир глазами Томека. Ближе к финалу герой предпринимает попытку близости с женщиной, и это заканчивается плачевно.

Учитывая настроение и посыл картины, финальная трагедия предстает некоей неизбежностью, а также неотъемлемой частью последствий одиночества и безнадежной любви.

 

«Мсье Ир» (1989)

Monsieur Hire

Подобно фильму Кеслевского, «Мсье Ир» также исследует одиночество и сексуальную одержимость. На этот раз главным героем является немолодой замкнутый мужчина — портной мсье Ир.

Режиссер: Патрис Леконт

В ролях: Мишель Блан, Сандрин Боннэр, Люк Тюйе

Однажды он становится главным подозреваемым в убийстве юной девушки: дело в том, что соседи считают Ира подозрительным, а сам он когда-то был осужден за развратные действия и сейчас занимается вуайеризмом. Параллельно с ходом расследования главный герой следит за своей соседкой Алисой, которую давно любит. Однако проблема в том, что девушка и ее жених могут быть замешаны в преступлении. Свою картину Леконт сделал максимально немногословной и лишенной характерных для детектива жанровых особенностей.

Вместо этого акценты расставлены на чувствах, эмоциях и мотивах героев, о которых зритель должен сделать выводы, исходя из нюансов, на которые ему указывает очень подвижная камера.

 

«Ловушка» (2011)

The Resident

Из лент двадцать первого века стоит упомянуть «Ловушку» Антти Йокинена: фильм работает со страхом перед неизвестным и доверием по отношению к посторонним. Молодая женщина (ее играет Хилари Суонк) после разрыва с мужем переезжает в новую квартиру с подозрительно низкой арендной платой и сталкивается с ее хозяином-вуайеристом. Из приемов, при помощи которых выстраивается саспенс, фильм предлагает пугающие ночные скрипы, отпечатки ладони на зеркалах и ощущение постороннего присутствия в целом: последнее героиня будто чувствует с самого начала.

Режиссер: Антти Йокинен

В ролях: Хилари Суонк, Джеффри Дин Морган, Ли Пейс, Кристофер Ли

Читать рецензию

По большей части «Ловушка» концентрируется не на событиях, а на нагнетании атмосферы и личной жизни героини Суонк, в которую вмешивается владелец квартиры.

Больше всего запоминается момент, где вуайерист с одержимым взглядом наблюдает за квартиранткой и ее парнем из шкафа.

 

Спецпроект

Загружается, подождите ...