20 шедевров 2019 года, которые не покажут в российских кинотеатрах
Кино

20 шедевров 2019 года, которые не покажут в российских кинотеатрах

Иван Афанасьев 30 июня 2020
11 мин
20 шедевров 2019 года, которые не покажут в российских кинотеатрах

К выходу фильма «Основатель» Джона Ли Хэнкока Time Out собрал двадцать фильмов 2019 года, которые не выходили в традиционный кинотеатральный прокат в нашей стране, но которые непременно стоит посмотреть. Среди них — и авторские артхаусные картины, и вполне успешные коммерческие блокбастеры.

«Святая Мод»

Saint Maud

Дебютная хоррор-картина англичанки Роуз Гласс с Морфилд Кларк («Патрик Мелроуз») и Дженнифер Эль («Вкус солнечного света»), собравшая крайне положительные отзывы на последнем «Сандэнсе» и уже приобретенная для дистрибуции компанией А24 (ранее они открыли миру «Ведьму» Эггерса). Гибрид сатанинской мистики и боди-хоррора о недавно воцерковленной девушке, устроившейся сиделкой к неизлечимо больной танцовщице, из которой героиня решает выгнать все ее пороки «от дьявола». Обещают и сделать страшно, и о религии поговорить, и актерскими работами порадовать. Теоретически, фильм может выйти в 2020 — слишком положительные отзывы, такое пропускать не стоит.

 

«Домой»

Додому

Участник программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, получивший также номинацию на «Золотую камеру» за лучший дебют. Украинская картина от татарского режиссера, рассказывающая о молодом парне и его отце-мусульманине, которые едут на восток, чтобы забрать тело старшего сына, погибшего на войне. Нет, никакой пропаганды — упор делается на национальную идентичность. Для режиссера это очень личная история, в которой он пытается разобраться в судьбе, истории и будущем своего народа. Стоит ли ожидать выхода в прокат? Вряд ли. Ислам и Украина — две темы, с которыми в России не каждый рискнет связываться.

 

«Ласточки Кабула»

Les hirondelles de Kaboul

Еще один участник «Особого взгляда». Анимационная лента для взрослого поколения, действие которой разворачивается в Афганистане времен правления талибов. Зунейра и Мохсен любят друг друга, но стечение обстоятельств разводит их, а девушке угрожает суд. Сможет ли кто-то защитить ее в стране, где у женщин традиционно нет никаких прав? «Ласточки Кабула» не скрывает своего политического и феминистического подтекста: это мрачная, хотя и невероятно красивая и поэтичная картина о войне и равных правах для всех. Ничего невероятного, но любители умных мультфильмов будут в восторге.

 

«Глотай»

Swallow

Сногсшибательная параноидальная драма об ужасах материнства. Молодая девушка узнает, что беременна, но вместе с радостью от новости на нее сваливается странная напасть: тяга к глотанию предметов, не предназначенных для этого, например, металлических скрепок. Это приводит к травле со стороны семьи под видом заботы. Слегка пессимистическое высказывание о природе семейных уз, в которых благие намерения часто скрываются под желанием подавлять и доминировать, плюс органичное рассуждение о судьбе женщины в гомозиготной семье. Отдельно стоит отметить Хейли Беннетт в главной роли — однажды девушка станет новой Скарлетт Йоханссон, вот увидите.

 

«Горящий тростник»

Burning Cane

Удивительная дебютная картина, обойденная вниманием почти всех крупных кинофестивалей, кроме нью-йоркской «Трайбеки», где она получила главный приз. История немолодой женщины, живущей в захолустье Луизианы: героиня пытается найти лекарство от болезни своей любимой собаки, а заодно вылечить от алкоголизма своего непутевого сына и единственного во всей округе священника. Самое поразительное — режиссер начал делать свою картину в 17-летнем возрасте и закончил в 19. При некоторой умозрительности, критики сравнивают «Горящий тростник» с лучшими работами позднего Терренса Малика. А это дорогого стоит.

 

«И придет огонь»

O que arde

Психоделическая драма от трехкратного лауреата Каннского кинофестиваля: за свою первую картину «Вы все капитаны» Лаше получил приз ФИПРЕССИ, за второй, «Мимозы» — приз жюри, а за эту картину — главную награду «Особого взгляда». История-ребус о странном человеке, который после долгих лет отсутствия приехал в родную деревню к больной матери. На него косо смотрят односельчане, ведь вернулся он из тюрьмы, где отсидел срок якобы за поджог. Вопрос лишь в том, придет ли огонь снова. Ответ: придет — но не факт, что в том обличье, в котором вы его ждете.

 

«Блуждающая Земля»

Liu lang di qiu

Китайский высокобюджетный блокбастер (50 миллионов долларов!), по какому-то недоразумению прошедший мимо нас стороной. И очень зря: это совершенно точно картина для большого экрана. Сюжет рассказывает о суперпроекте по перемещению Земли в космосе подальше от Солнца, которое угрожает раскалиться до катастрофических температур. А потом планета попадает на орбиту Сатурна, меняется гравитация — и начинаются разрушения и спецэффекты. По всему миру фильм собрал почти 700 миллионов долларов, но теперь нам уж точно не грозит увидеть его в кинотеатрах — фильм выкупили для трансляции на Netflix.

 

«Земля под моими ногами»

Der Boden unter den Füßen

Тревожная драма из конкурса минувшего Берлинского кинофестиваля, где она также номинировалась на награду «Тедди» за лучший ЛГБТ-фильм. История вечно занятой бизнес-вумен, у которой все расписано по часам — от встреч с коллегами и спорта до любви. Жизнь героини постепенно начинает рушиться, когда она узнает, что ее старшая сестра пыталась совершить суицид. Фильм называют австрийской версией «Тони Эрдманн», но это не совсем так. Если фильм Мари Аде был, в первую очередь, о семье, то картина Мари Крютцер — о женском одиночестве в мире, где все контролируется успехом и бизнес-процессами.

 

«Седьмой пробег по контуру Земного шара»

Уже третий фильм выпускника ВГИКа, получившего приз «Кинотавра» за лучший сценарий (фильм «Голова. Два уха»), в этот раз обойденный вниманием крупнейшего российского смотра и попавший на более скромный и консервативный фестиваль «Окно в Европу». С таким названием не видать ему проката, как и нормальной жизни главному герою фильма — мужчине предпенсионного возраста Михаилу, который работает охранником, а с свободное время пишет не слишком выдающиеся картины. Безысходность российской глубинки, помноженная на тотальное отсутствие каких-либо перспектив по жизни — главные характеристики фильмов Суслина, и «Пробег» — пока что самое мощное высказывание об этом за последние несколько лет.

 

«Толкин»

Tolkien

Николасу Холту не привыкать играть реальных персонажей: в 2017 он исполнил роли Николы Теслы в «Войне токов» и Джерома Сэллинджера в «Над пропастью во лжи». Его утонченная аристократическая внешность идеально подходит для фильмов о культовых персонажах прошлого, и «Толкин» о молодости автора «Властелина колец» идеально замыкает вереницу подобных образов. Несмотря на легкий разгром от критиков, это хорошая зрительская картина: в ней есть и муки «иного», презираемого однокашниками мальчика, и травматический опыт войны, и, конечно, любовь.

 


«Борьба с моей семьей»

Fighting with My Family

С постера на зрителя смотрит Дуэйн Джонсон, и это едва ли не первый случай, когда его наличие не просто не раздражает не-фанатов экс-рестлера, но и украшает фильм. Это необычная история о бедной семье британских рестлеров, в которой младшая дочь, Сарайя, получает приглашение поучаствовать в отборе в высшую лигу WWE. Даже если вы не в восторге от странного американского спорта, в котором огромные мужчины и женщины постановочно валяют друг друга по полу и кидают на ринг, смотреть фильм стоит ради тонкого юмора, отлично поданной темы важности семейных уз и удивительной Флоренс Пью, которая неожиданно для всех стала главной молодой актрисой 2020-х.

 

«Хроники ртути»

Quicksilver chronicles

Номинально участник и лауреат множества фестивалей (включая «Артдокфест» и ММКФ) был в прокате: в двух с половиной кинотеатрах, куда его с большой натяжкой впихнули энтузиасты из Центра документального кино. На самом деле, эта почти что метафорическая фреска об изнанке американской жизни, выраженной в городе-призраке Новая Идрия, где живут потерявшиеся в жизни пожилые брат и сестра, заслуживает самых больших экранов и полноценного проката. Спрос на хорошее документальное кино в России есть, но сейчас, конечно, уже бесполезно на это рассчитывать — остается только найти и посмотреть этот удивительный фильм в онлайн-формате.

 

«Антология города-призрака»

Répertoire des villes disparues

Канада ассоциируется у нас с двумя режиссерами — англоязычным Дэвидом Кроненбергом и франкоговорящим Ксавье Доланом. Про еще одного мастера кино, Дени Коте («Борис без Беатрис», «Вик и Фло увидели медведя»), не говоря уже о других, вечно забывают. Его последняя картина — неожиданный эксперимент: снятая на зернистую пленку, почти исчезающая на глазах история еще одного города-призрака, где местные жители вдруг стали замечать вернувшихся к жизни умерших родственников. «Твин Пикс», скрещенный с социальной драмой об умирании маленьких поселений в провинции и практически хоррором — удивительная картина, не пропустите.

 

«Бог существует, ее имя — Петруния»

Gospod postoi, imeto i' e Petrunija

Македонский кинематограф — вещь еще более загадочная: едва ли вспомнишь с ходу кого-то, кроме Милчо Манчевского (что, конечно, неправда, но все же). Вот почему эта простая, но удивительно человечная картина с последнего Берлинского фестиваля должна заинтересовать любого киномана. Снятая с использованием едва заметных приемов фем-риторики, трагикомедия рассказывает о не слишком привлекательной, но доброй и смелой девушке Петрунии. Азартная героиня вылавливает из горной реки крест, который должны были поймать мужчины-участники соревнования, чем обрекает себя на войну со всеми в родном селе.

 

«Образование»

Booksmart

Совершенно неожиданно талантливая, но не слишком затертая обложками модных журналов актриса сняла сногсшибательный дебют о двух одноклассницах, которые узнают, что почти все их знакомые, прокутившие все школьные годы, наравне с ними, отличницами, поступили в престижные вузы. Здесь есть место феминизму — но будьте уверены, даже у самого маскулинного зрителя ничего не дрогнет при просмотре этого кино, разве что челюсть. Это комедия — но ее сложно не назвать серьезным фильмом о трудностях взросления. Это драма — но после нее не хочется выброситься из окна. Сейчас Уайлд снимает фильм с Шайей ЛаБафом, Дакотой Джонсон и Крисом Пайном — и мы уверены, что она вновь всех удивит.

 

«Милый мальчик»

Honey Boy

Кстати о ЛаБафе — американскую общественность совершенно потряс биографический фильм по сценарию, написанному самим актером и основанному на его воспоминаниях о детстве и взаимоотношениях с собственным отцом. Причем отца он сыграл лично — помимо странного сходства главного героя с Алексеем Балабановым, «Лапочка» запоминается не только интроспекцией любимого и ненавидимого многими актера-мема, но и каким-то доселе невиданным уровнем искренности. После просмотра становится ясно, что эпатажный Шайя ЛаБаф — гораздо больше, чем человек-just-do-it или странный парень с пакетом на голове в Каннах.

 

«Сувенир»

The Souvenir

Мы уже ранее писали о режиссерских методах Джоанны Хогг, и все-таки надеемся на то, что ее удивительная мелодрама, получившая главный приз фестиваля «Сандэнс», выйдет в наших кинотеатрах. По настроению «Сувенир» больше всего напоминает другой обойденный стороной в российском прокате фильм — «Зови меня своим именем», пронзительную историю первой любви, первых разочарований и первого болезненного опыта в жизни. А еще это открытие Онор Суинтон-Бирн — дочери Тильды Суинтон, которая пока что никому не известна, но может стать самым интересным лицом европейского кино.

 

«Не состарится»

Never Grow Old

Вестерны в нашей стране — жанр не самый популярный, и уж тем более ирландские. Но вторая картина Ивана Кэвены («Канал») слишком хороша, чтобы пройти мимо его новой работы. В ней есть совершенно демонический Джон Кьюсак, незаметно для всех раздобревший и теперь похожий на Вельзевула — он играет властного бандита, взявшего под контроль городок, в котором храм стоит прямо напротив кабака с борделем. А противостоит ему гробовщик, которого не принимают местные жители (Эмиль Хирш). Свежий взгляд на порядком устаревший жанр, напоминающий даже скорее его торжественные похороны, сочетается с экспрессивной картинкой — будто Николас Виндинг Рефн решил снять вестерн.

 

«Злодеи»

Villains

Саркастичный хоррор о том, что зло почти всегда банально. Пара аутсайдеров Микки и Джули после ограбления автозаправки забираются в дом на обочине, чтобы поживиться, но находят там странную девочку, прикованную цепью в подвале — а потом знакомятся и с хозяевами странного жилища. Ничего принципиально нового «Злодеи» не предлагают: это классический, почти хичкоковский, холодный и острый на язык триллер, в котором опасность витает буквально под носом. В главных ролях — Билл Скарсгард (Пеннивайз из «Оно») и Майка Монро, звезда еще одного культового ужастика с названием «Оно» в нашем прокате — It follows.

 

«Звук тишины»

The Sound of Silence

Интимная и утонченная (название соответствует) драма о человеке, занимающемся настройкой звукового фона домов — при помощи тончайшего слуха он подсказывает, как обустроить интерьер, чтобы излечить живущего в нем человека от любых душевных недугов. И, конечно, однажды сталкивается с клиенткой, с которой все не так просто, как и с ним самим. Возможно, самая тихая и аккуратная картина прошлого года, которая незаметно для всех впечатлила и критиков, и зрителей, но особого шума не вызвала — потому что это маленькая человеческая драма буквально на два лица. О поиске гармонии в душе, мире и взаимоотношениях с людьми, с поистине терапевтическим эффектом.

 


  • Спецпроект