Астронавт, палеонтолог и изобретательница швабры: 5 фильмов о женщинах-ученых

11 февраля отмечается Международный день женщин и девочек в науке. Этот праздник вдохновляет девушек раскрывать свой интеллектуальный потенциал и добиваться успехов в сфере, исторически оккупированной мужчинами. Воодушевляющие примеры женщин-ученых все чаще встречаются и в кино. Time Out выбрал 5 картин с изобретательными и находчивыми героинями.

«Скрытые фигуры»

Hidden Figures

Биографическая драма по одноименной книге-долгострое Марго Ли Шеттерли о трех математиках, внесших огромный вклад в развитие НАСА времен Космической гонки 1960-х годов. Кэтрин Джонсон (Тараджи П. Хенсон), Дороти Воган (Октавия Спенсер) и Мэри Джексон (Жанель Монэ) вручную проводят сложнейшие вычисления, от которых зависит успех первых космических полетов США — и не подводят.

Девушки вкладывались в общее дело не ради привилегий, а вопреки их отсутствию: в начале истории им даже не дают спокойно пользоваться уборной, ведь в институте нет специальных санузлов «для черных».

Признание и уважение коллег девушки получают лишь после того, как СССР запускает первые спутники, оставляя НАСА в догоняющих. В то же время тройку математиков назначают на более высокие должности, где они наконец раскрывают потенциал и показывают насколько абсурден «стеклянный потолок».


«Прибытие»

Arrival

После появления на Земле сразу нескольких космических кораблей пугающе пассивных и молчаливых пришельцев никто не знает, чего ждать дальше. Правительство собирает группу ученых, чтобы прояснить ситуацию — хотя по факту политиков интересуют не столько намерения внеземных гостей, сколько их огневая мощь и слабые места.

Судьба мира оказывается в руках лингвиста-идеалиста Луизы Бэнкс (Эми Адамс). Несмотря на скептицизм коллег и приказы властей девушка неустанно пытается наладить контакт с пришельцами, разобраться в их способах общения и даже понять ход их мыслей. Ее энтузиазм и преданность науке не только спасают человечество от абсурдного конфликта, но и, вероятно, помогает найти ценнейших союзников.

Иными словами, Луиза своими умом, научным опытом и личностными качествами разрешает Первый контакт в стократ успешнее любого экшен-героя в аналогичном сценарии.


Time Out поинтересовался у женщин-ученых, сталкиваются ли они с сексизмом в повседневной работе:


«Гравитация»

Gravity

Космическая экспедиция нервного доктора-новичка Райан Стоун (Сандра Буллок) и ее наставника-коллеги Мэтта Ковальски (Джордж Клуни) оборачивается катастрофой: космический мусор повреждает спутник Хаббл, отрезая героев от командного центра и отправляя глубже в мертвый космос. Единственная надежда на спасение — добраться до МКС раньше, чем закончится кислород.

«Гравитация» — это полное погружение в разум главной героини. Вокруг нее только безмолвный космический простор, готовый уничтожить за малейшую ошибку и слабость. Несмотря на это героиня Буллок снова и снова ищет способы отбить у судьбы еще несколько минут жизни, используя только свой интеллект и силу воли.

При этом фильм вообще не противопоставляет гендеры: подвигами Стоун восхищаешься без каких-либо сравнений.


«Джой»

Joy

Вдохновляющие исторические фигуры — не только покорители космоса, а умной можно быть и без ученой степени. Героиня «Джой», например, устраивает личную революцию с помощью изобретенной ей швабры, будущего хита «Магазина на диване».

Оставшуюся без работы Джой Мангано (Дженнифер Лоуренс) душат неожиданно заселившийся в дом отец, двое детей, бывший муж, неадекватная мать и неподъемная гендерная роль. Хотя Джой ведет хозяйство, домашние требуют от нее все большего и высасывают последние капли жизни. В переломный момент героиня сбрасывает с себя непрошенный груз, чтобы побороться за собственное счастье.

В зависимости от зрительской перспективы «Джой» может казаться как воодушевляющей притчей или пафосным феминистическим байопиком, так и комедией — на самом деле фильм является всем сразу. Расселл показывает, что ради контроля над своей судьбой Джой придется пожертвовать частичкой себя и в какой-то степени играть по чужим правилам. Но посыл все-таки в том, что даже не самые однозначные истории успеха лучше, чем внутреннее загнивание из-за бездействия и похороненные мечты.



«Парк Юрского периода»

Jurassic Park

Учитывая общий недостаток примечательных женщин-ученых в кино, неудивительно, что в экшен-блокбастерах такие роли встречаются еще реже. Но не все так плохо: еще в конце прошлого тысячелетия Стивен Спилберг сделал шаг в правильном направлении, показав палеонтолога Элли Сэттлер (Лора Дерн). Ей удалось вырваться из статуса «девушки главного героя», показав любовь к своей работе, заботу о живых существах и отвагу.

Элли в целом влияет на происходящее в истории о восстании динозавров не менее важную роль. Когда владелец Парка советует ей оставаться в безопасности и не участвовать в борьбе с яростными животными, она отвечает одной из лучших реплик фильма: «Мы можем обсудить сексизм в вопросах выживания после того, как я вернусь».

Спецпроект

Загружается, подождите ...