Чудо-женщины на дороге ярости. 7 важнейших феминистских боевиков | Кино | Time Out
Кино

Чудо-женщины на дороге ярости. 7 важнейших феминистских боевиков

Дмитрий Евстратов 21 января 2022
7 мин
Чудо-женщины на дороге ярости. 7 важнейших феминистских боевиков
Кадр из фильма «Чудо-женщина»

20 января в российский прокат вышел боевик «Код 355», в котором великолепные Джессика Честейн, Лупита Нионго, Дайан Крюгер и Пенелопа Крус играют шпионок спецслужб разных стран. Ради спасения мира они вынуждены объединиться и дать отпор патриархату, готовящемуся вот-вот начать Третью мировую. Time Out вспоминает 7 важнейших феминистских боевиков.


«Чужие» (реж. Джеймс Кэмерон, 1986)

Эллен Рипли — пожалуй, самый яркий пример сильного женского персонажа. Первая значимая феминистская революция в большом кино была совершена именно героиней Сигурни Уивер. Случилось это еще за семь лет до кэмероновского сиквела, в оригинальном «Чужом», но ту ленту сложно отнести к боевикам — Ридли Скотт снял скорее клаустрофобный хоррор.

А вот режиссер «Терминатора» Джеймс Кэмерон взглянул на историю Эллен Рипли совсем по-другому. Он решил, что героине впору не только бегать от ксеноморфа по коридорам космического корабля, но и выбраться наружу, схватить автомат (или даже огнемет) и попытаться победить Чужого в смертельной схватке. Кэмерон сравнил оригинал Скотта с «брождением по особняку с привидениями», а свой фильм — с американскими горками, на которых катаются космические пехотинцы во главе с отважной женщиной.


«Вдовы» (реж. Стив Маккуин, 2018)

Опытные грабители гибнут в ходе неудачного налета от полицейских пуль. Теперь их вдовам не на что жить: имущество отбирают за долги, да еще и мафиозные боссы, чьи деньги были потеряны в результате этого инцидента, давят на женщин из-за ошибок их супругов.

«Вдовы» — ремейк одноименного британского сериала 1983 года. Режиссер «12 лет рабства» Стив Маккуин и писательница Гиллиан Флинн («Исчезнувшая», «Острые предметы») взялись за фильм незадолго до обвинений в сторону Харви Вайнштейна и официального начала эпохи #metoo. Изменения внутри индустрии пошли «Вдовам» на пользу — в обществе вновь возник запрос на сильных героинь.

Именно такими оказались персонажи Виолы Дэвис, Мишель Родригес, Элизабет Дебики и Синтии Эриво. Они одномоментно оказались меж всех огней: мафия, политики, кредиторы — все ополчились на только что овдовевших женщин. Единственный выход — ответить злым мужчинам ударом на удар, взяться за оружие и пойти по стопам мужей, совершив дерзкое ограбление.


«Солдат Джейн» (реж. Ридли Скотт, 1997)

В фильмах Ридли Скотта женщины всегда умели показать зубы. Так было не только на заре его режиссерской карьеры в «Чужом» и «Тельме и Луизе», но и в недавней «Последней дуэли».

Ровно на экваторе между этими карьерными полюсами Скотт снял драматический боевик «Солдат Джейн» о первой женщине, направленной на прохождение программы подготовки «морских котиков». Участие в этой школе выживания и уничтожения принимают только лучшие представители армии США, а большинство и вовсе не в силах ее закончить.

Героиня Деми Мур попадает на закрытую для женщин территорию и ни в чем не уступает мужчинам, а во многом даже превосходит. В этом и заключается прорицательный политический месседж острого общественного высказывания Скотта в формате кино. Спустя почти 20 лет после выхода картины власти США все же разрешили женщинам служить в вооруженных силах на любых постах и в любых подразделениях. И даже в морской пехоте, несмотря на непрекращающиеся споры.


«Безумный Макс: Дорога ярости» (реж. Джордж Миллер, 2015)

В 2015 году от долгожданного возвращения на экраны культового героя австралийской франшизы поклонники ожидали зубодробительных натуралистичных экшен-сцен. Джордж Миллер сумел оправдать даже самые смелые ожидания. Вдобавок к этому новый «Безумный Макс» обрел статус главного феминистского фильма 2010-х.

Сбегая от кровожадного диктатора, Макс присоединяется к воительнице Фуриосе (Шарлиз Терон) и другим бунтарям, пытающимся скрыться от тирании Несмертного Джо. Погоня по пустынным дорогам будет долгой, опасной и мучительной. Женщины смогут дать отпор тирану, считающему их своей собственностью, и окончательно вырваться из его лап. Своя драматическая история есть и у героини Шарлиз Терон — воительница не намерена подчиняться обществу, которое видит в ней отброса из-за бесплодия.

«Безумный Макс» — наглядное доказательство того, что любые жанровые границы кинематографа в равной степени открыты и для мужчин, и для женщин, поэтому стереотипы вроде «боевик — это мужской жанр» нужно гнать прочь. Чтобы еще раз это подтвердить, Джордж Миллер готовит спин-офф «Безумного Макса», посвященный молодости Фуриосы.


Фильмы Люка Бессона — «Никита» (1990), «Леон» (1994), «Жанна Д’Арк» (1999), «Люси» (2014) и другие

Кадр из фильма «Люси»

Наличие сильного женского персонажа — аксиома для любого фильма французского режиссера Люка Бессона. На фильмах о женщинах, попадающих в трудные жизненные ситуации и с боем из них вырывающихся, он сделал себе имя. Началось все с ленты «Никита», в которой молодая девушка под действием наркотиков совершает ужасные преступления. С этого момента судьба девушки уже не ей принадлежит — Никиту отправляют в школу специальных агентов и делают из нее хладнокровного киллера без прошлого и будущего.

После этой картины Бессон еще пытался экспериментировать, создавать уникальных героинь (Матильда в «Леоне») или по-новому изучать реальных исторических личностей («Жанна Д’Арк»).

Однако к середине 2010-х режиссер, кажется, исписался и стал копировать сам себя — как иначе назвать появление боевиков «Люси» и «Анна», созданных по образу и подобию лент 30-летней давности? Впрочем, даже несмотря на откровенные неудачи, Бессон все еще смело может носить корону короля феминистских боевиков, пусть только и французского.


«Чудо-женщина» (реж. Пэтти Дженкинс, 2017)

Супергеройское кино долгое время стыдливо обходило стороной женских персонажей. Продюсеры переживали, что девушки со способностями не смогут привлечь в кинотеатры зрителей и, соответственно, принести деньги. Однако вслух об этом почти не говорили — только когда дело доходило до объяснения причин провала «Женщины-кошки».

Когда избегать запросы поклонников комиксов, среди которых есть не только мужчины, уже не представлялось возможным, в производство был запущен сольник Чудо-женщины. Ему предстояло открыть эру женской супергероики.

Постановщица Пэтти Дженкинс справилась с задачей на отлично. Чудо-женщина в исполнении Галь Гадот — воплощение силы и женственности. Она храбра, харизматична, остроумна, красива и нежна. Израильская актриса выглядит идеальным выбором для подобной роли, ведь за плечами бывшей военнослужащей звание «Мисс Израиль» и участие в конкурсе «Мисс Вселенная». В фильме ей предстояло проявить свою смекалку в незнакомом Лондоне и уложить на лопатки множество мужчин, развязавших кровопролитную войну. Кажется, о лучшем дебюте супергероини в извечном противостоянии Marvel и DC не приходилось и мечтать.


«Ангелы Чарли» (реж. МакДжи, 2000)

«Ангелы Чарли» — киноадаптация популярного одноименного сериала конца 1970-х. В центре сюжета находится деятельность элитного спецподразделения, которое делает любую невыполнимую миссию выполнимой. Состоит оно из обученных шпионок, умеющих обращаться с оружием, владеющих боевыми искусствами и навыками бесповоротного очарования.

Сегодня подобные картины — обыденность, но в самом начале 2000-х женские шпионские капустники были большой редкостью. Отдельные сильные героини на тот момент встречались в боевиках все чаще, но до женских формирований в патриархальном Голливуде дело доходило очень редко. Оттого даже несерьезная жанровая поделка режиссера МакДжи казалась настоящим прорывом, ведь в главных ролях снялись Кэмерон Диаз, Дрю Бэрримор и Люси Лью.

С потоком тестестероновых боевиков 1990-х им совладать не удалось, зато получилось открыть дверь в новый, доселе невиданный мир матриархальных боевиков и доказать зрителю, что женщины, оказывается, могут собраться вместе и «навалять» плохим парням.