Казнь, одиночество и смерть от руки поклонника: печальная судьба роковых красоток в советском кино | Кино | Time Out

Казнь, одиночество и смерть от руки поклонника: печальная судьба роковых красоток в советском кино

Анна Афанасьева   9 ноября 2022
5 мин
Казнь, одиночество и смерть от руки поклонника: печальная судьба роковых красоток в советском кино
Фото: Светлана Светличная в фильме «Бриллиантовая рука»
Образ роковой красотки можно отыскать еще в Библии. Такая женщина непременно красива, умна и опасна. Она манипулирует мужчинами, используя «чары» – под таинственным названием чаще всего скрываются базовая сексапильность, умение девушки ее использовать и неспособность героев устоять против этого. Таких femme fatale советское кино непреднамеренно, но жестоко наказывало. Time Out собрал семь доказательств.

Людмила Свиридова («Москва слезам не верит», 1979)

Фото: кадр из фильма

Три молодые девушки приезжают в Москву добиваться «советской мечты» – бытового благополучия и семейной стабильности. В то время как Катерина и Тося используют сравнительно честные методы, Людмила (Ирина Муравьева) без стеснения опускается до манипуляций.

Своей целью она выбрала поиск «готового» мужчины, обладающего высоким социальным статусом. Среди инструментов «роковой» Людмилы: тщательный подбор одежды, ложь о своем происхождении, посещение курилки Ленинской библиотеки и образ труднодоступной барышни. В первой серии фильма трюки героини срабатывают: мужчины спешат прикурить ей сигарету и названивают в общежитие, но в следующей она сполна наказывается за нескромное поведение одиночеством.


Раиса Захаровна («Любовь и голуби», 1984)

Фото: кадр из фильма

Василий Кузякин живет в деревне, периодически воспитывает троих детей, выпивает с соседом-алкоголиком и получает скандалы от жены за романтичную покупку голубей. Судьба вырывает его из обыденной жизни и помещает в санаторий, где он встречает городскую Раису Захаровну (Людмила Гурченко). Та разумно соблазняет порядочного Василия не внешними данными, а рассказами об экстрасенсах, гуманоидах и телекинезе. Герой послушно соглашается на измену, и пара уезжает из санатория в квартиру к Раисе Захаровне. Она не только заставляет готовить податливого героя, но и приезжает к его жене и детям, чтобы объяснить ситуацию. Наконец, Василий, то ли соскучившись по жене, то ли устав от веганской диеты любовницы, возвращается к супруге.


Анна Сергеевна («Бриллиантовая рука», 1969)

Фото: legion-media.ru

Героиня, которая стала сексуальным пробуждением для большинства мужчин СССР, представляет собой олицетворение порока: она курит, пьет, соблазняет невинных граждан и работает с преступниками. Ее красота, стройность и легкость кажется полной противоположностью образам честных советских женщин, представленных в фильме. Они воспитывают мужчин, не дают пить коньяк по ночам и будто полностью убили в себе любой намек на сексуальность.

Анна Сергеевна же одевается броско, красится ярко, томным голосом зовет к себе домой, предлагает алкоголь и танцует в модном коротком халатике. Нахождение героя у нее в гостях решительно осуждается, сама она остается на другой стороне общества от порядочных людей.


Анфиса Павловна («Девчата», 1961)

Фото: кадр из фильма

Главная героиня, наивная Тося, живет в одной комнате с четырьмя соседками. Со всеми, кроме Анфисы, у нее складываются дружественные отношения. Выразительная и почти модельно красивая телефонистка Анфиса рассматривается фильмом как злодей. Герои «Девчат», да и сама красотка постоянно подчеркивают, что она не та девушка, на которой женятся, а Тося заявляет, что таким, как она, они в детдоме делали «темную».

Главными преступлениями Анфисы представляются использование сексуальности для манипуляции мужчинами, циничные взгляды на любовь и фривольная связь с передовиком Ильей. Однажды ночью к героине приходит осознание собственных ошибок, и она жалуется, что ее никто не любит. Подруги уверяют, что причина всего в отсутствии гордости.


Рада («Табор уходит в небо», 1976)

Фото: кадр из фильма

Рада – загадочная, привлекательная и легкомысленно разбрасывается предложениями от мужчин: например, отказывает богатому влюбленному помещику. Главного претендента на роль ее возлюбленного, конокрада Лойко, Рада мотивирует украсть для нее лошадь, что оборачивается трагедией для многих. Она очаровывает его эксцентричностью, проводит с ним страстную ночь и просит унизительно по меркам цыган преклонить колено перед всем табором, если он хочет взять ее в жены. Лойко исполняет просьбу, но только после того, как убивает требовательную красотку.


Лариса Огудалова («Жестокий романс», 1984)

Фото: кадр из фильма

По характеру дочь обеднелой дворянки мало похожа на роковую красотку: она скромна, добра и духовно обогащена. Однако жизнь вынуждает Ларису Огудалову (Лариса Гузеева) пользоваться всеми инструментами femme fatale, чтобы поддерживать финансовое благополучие своей семьи. Она танцует, поет и строит глазки богатым посетителям ее дома.

За это героиня получает все привилегии роковых женщин: ей дарят дорогие подарки, предлагают свои сердца состоятельные мужчины. Главный из них – Сергей Паратов, нарциссичный красавец на белом коне. Еще есть женатый богач Мокий Парменыч, двуличный друг детства Вожеватов, а также мелочный шут Юлий Карандышев. Последний убивает ее в порыве ревности.


Миледи («Д’Артаньян и три мушкетера», 1978)

Фото: кадр из фильма

Три матерых мушкетера и один новобранец сражаются против интриг французского двора. Врагами выступают многие: например, граф Рошфор, кардинал и его гвардейцы. Однако у одного неприятеля методы борьбы не ограничиваются шпагой и политическим влиянием.

Предприимчивая Миледи отлично ездит на лошади и стреляет, но когда этих инструментов оказывается недостаточно, она достает арсенал роковой красотки. Она флиртует со своим работодателем кардиналом, очаровывает коллегу Рошфора, за считанные минуты превращает человека, присланного ее убить, в обожателя. Она разбила сердце Атосу и погубила брата палача, который называет ее «исчадьем ада». Конец ее предрешен: ее казнят осуждающе смотрящие на нее мужчины.