Ехидна, платье Снегурочки и драка с зятем: мамы в советских фильмах | Кино | Time Out

Ехидна, платье Снегурочки и драка с зятем: мамы в советских фильмах

Анна Афанасьева   9 мая 2023
6 мин
Ехидна, платье Снегурочки и драка с зятем: мамы в советских фильмах
«Москва слезам не верит»
Образ матери в фильмах – популярная тема, а для советского кино еще и почти священная. Time Out вспомнил пять лучших образов материнства той страны, в которой многие из нас успели родиться, но не успели ее запомнить.


Надя Круглова

«Однажды двадцать лет спустя», 1980


Надя Круглова

«Однажды двадцать лет спустя», 1980

Многодетная мать Надежда Круглова (Наталья Гундарева) участвует в передаче, где бывшим одноклассникам нужно ответить на два философских вопроса: «Что вы в жизни сделали?» и «Чего еще от нее ждете?». На съемках она погружается в воспоминания, надеясь найти среди первых детских слов, детсадовских праздников и подростковых проблем своих детей самое главное, но не может. В отличие от одноклассников, которые преуспели в карьере, ей тяжело назвать одно достижение: она дорожит каждой минутой своего родительского опыта. Другие участники программы свысока смотрят на Круглову ровно до тех пор, пока не узнают, сколько у нее детей.

На бумаге сценарий «Однажды двадцать лет спустя» смотрится пошло, но получившаяся картина растрогает любого скептика и убежденного чайлдфри. Причина в обезоруживающе нежной атмосфере, ненавязчивости главной мысли и превосходной игре актеров. Виктор Проскурин убедительно сыграл влюбленного мужа и внимательного отца. Наталья Гундарева великолепна в роли Надежды Кругловой.

Она демонстрирует истинно материнские нежность и самоотверженность: разрезает новое платье, чтобы сшить дочери новогодний костюм; отказывается от личных амбиций, не требуя похвалы; мудро воспринимает влюбленность дочери-подростка.



Катерина Тихомирова

«Москва слезам не верит», 1979


Катерина Тихомирова

«Москва слезам не верит», 1979

Сюжет фильма о девушке, которая приехала в Москву работать и учиться, у нас впитывают с молоком матери, так что не будем напоминать все его перипетии. Во многом классика от Владимира Меньшова устарела: в современном мире история о том, как женщина состоялась на профессиональном и родительском фронтах, но все равно плачет по ночам из-за отсутствия в доме мужика, выглядит неуместно. Однако отношения между мамой и дочерью в фильме прекрасны: демократичные, открытые, доверительные.

Чего все это стоило Катерине, ясно проглядывается в разговоре с Рудольфом, который спустя 20 лет вдруг вспомнил, что у него есть ребенок: «Воспитывать не надо, ночами не спать, когда болеет, между лекциями в институте в детский садик бегать не надо».



Марья-искусница

«Марья-искусница», 1959


Марья-искусница

«Марья-искусница», 1959

Повествование ведется от имени солдата (Михаил Кузнецов), который возвращается в родные края. Однако дома его ждут обстоятельства, приближенные к боевым. Он встречает мальчика-сироту Ивана, мать которого (Нинель Мышкова) захватил в плен эксцентричный морской царь, одетый как дрэг-квин. Похитителю, вопреки классическим сказочным сюжетам, Марья нужна не как женщина, а как дизайнер: «Она ткать, вышивать да шить мастерица».

Несмотря на то, что в распоряжении водяного царя целый арсенал убедительных средств по принуждению к сотрудничеству (включая яд и гипноз), Марья рвется к сыну инстинктивно. В конце концов именно любовь к Иванушке спасает ее от волшебных чар, которые были наложены по приказу царя – она освобождается от них, когда слышит, что сын в беде.

По фильму очевидно, что Марья проделала отличную работу, воспитывая мальчика. Он самостоятельный, смелый молодой человек, который идет спасать мать, невзирая на опасности.



Мария Коновалова

«Родня», 1981


Мария Коновалова

«Родня», 1981

Деревенская жительница Мария Васильевна (Нонна Мордюкова) приезжает в город к дочке Нине и внучке погостить. Простая на первый взгляд Мария оказывается гордой, принципиальной личностью – в результате ее помощь близким часто приводит к обратным результатам.

Кажется, что ни дочь, ни зять, ни даже внучка не питают привязанности к женщине: показательна комичная и душераздирающая сцена, где Мария долго поет маленькой Иришке песенку, а потом понимает, что та слушает Boney M в наушниках. Однако финальные сцены раскрывают крепкую близость между матерью и дочерью. Сценарий этого фильма писался специально для Мордюковой. Она передала героине свою энергетику и наделила масштабной глубиной чувств.

Кстати, о том, что актриса и Мария Коновалова похожи, режиссеру Никите Михалкову довелось узнать на съемочной площадке, когда Мордюкова ударила его в грудь (не слабее, чем Коновалова зятя) после того, как тот сделал ей замечание. По словам актрисы, после извинений (Михалкова) и слез (также Михалкова) они помирились и пошли пить коньяк.



Евдокия Федорова

«Евдокия», 1961


Евдокия Федорова

«Евдокия», 1961

Порядочный и привлекательный Евдоким возвращается с Гражданской войны и очень хочет завести семью и детей. Он останавливает свой выбор на красавице Евдокии, а та предпочла бы стать женой балагура Ахмеда, да тому вера не позволяет. Евдоким с Евдокией становятся мужем и женой. Несмотря на то, что девушка не может иметь детей, семья вскоре увеличивается – сначала приходит жить дочка умершей от тифа мачехи, потом пара подбирает на улице голодающего мальчика, а затем родственники Евдокима подкидывают еще дочку и сына. Последним к семье присоединяется Александр, которого оставили совсем малышом на крыльце.

Мелодрама Татьяны Лиозновой смотрится свежо и прогрессивно. Там есть и глава о свиданиях замужней Евдокии с Ахмедом, и понимающий муж, который предлагает жене полюбовно расстаться, если она действительно любит соперника. Героиня выбирает мужа и детей: она росла и менялась вместе с ними, в итоге став зрелой и сильной.

Наконец, это именно «Евдокии» мы обязаны крылатым выражением «мать-ехидна»: в одной из сцен героиня заставляет бросившую своего ребенка алкоголичку по кличке Шкапидар оформить на него расписку:

«Пиши, что ты от него отказываешься, что ты ему не мать, а ехидна!».