Мистический интернат для благородных девиц: смотреть или не смотреть сериал «Пансион» | Кино | Time Out

Мистический интернат для благородных девиц: смотреть или не смотреть сериал «Пансион»

Катя Загвоздкина   8 ноября 2022
5 мин
Мистический интернат для благородных девиц: смотреть или не смотреть сериал «Пансион»
В онлайн-кинотеатре «Иви» вышел четырехсерийный «Пансион» — новый проект режиссера Святослава Подгаевского («Пищеблок»), который специализируется на фильмах ужасов. По сюжету, в расположенный на острове женский пансион приезжает новая воспитанница, которая ищет пропавшую сестру. Заинтригованный громкими именами актеров и сюжетом, Time Out посмотрел сериал, чтобы понять, стоит ли зрителям спешить за билетами на пароход или от этого проклятого острова стоит все же держаться подальше.

Дочь дьявола и потерянная сестра

Российская империя, самый конец XIX века. На острове совершают массовое самоубийство девушки из религиозной общины. Единственная выжившая — семилетняя девочка, которая что-то поет про скорое пришествие дочери дьявола.

Через 15 лет в пансион для благородных девиц, расположенный по странному стечению обстоятельств на том же острове, приезжает Полина (Стася Милославская). При ней письмо к директрисе (Виктория Толстоганова) от видного сановника, который просит принять дочь на перевоспитание. Однако, как скоро выяснится, письмо — фальшивка. На самом деле Полина разыскивает сестру — она год назад приехала на остров и пропала.

Мистика и психоанализ

«Пансион» — новый проект режиссера и сценариста Святослава Подгаевского, главного специалиста по мистике в современном российском кино. Раньше Подгаевский снимал в основном по фольклорным и мифологическим сюжетам — про Пиковую даму («Пиковая дама: Черный обряд»), Бабу-ягу («Яга. Кошмар темного леса»), Русалку («Русалка. Озеро мертвых»), обряды и гадания («Приворот. Черное венчание»). То ли фольклорные сюжеты закончились, то ли режиссер потерял к ним интерес, но у его последних проектов другие корни. В вышедшем в прошлом году «Пищеблоке» вампиры по ночам пили кровь пионеров — такие байки рассказывают после отбоя в пионерлагере. Пионерская мистика, видимо, и послужила вдохновением для сюжета сериала.

Источники, которыми питается история «Пансиона», еще интереснее. Это, во-первых, готические романы, во-вторых, увлечение гипнозом и оккультными практиками, ужасно модное в Российской империи (и за ее пределами) в начале ХХ века — когда и происходят события сериала. Кроме того, в это время активно публиковались два автора, без которых «Пансион» вряд ли был бы возможен — Зигмунд Фрейд и Артур Конан Дойл.

Готика и женская любовь

«Пансион» — проект интригующий. Место действия — женский интернат с порядками исправительной колонии, в котором, как быстро становится понятно и главной героине, и зрителям, все совсем не благополучно. Воспитанницы — прекрасные девушки с ужасными психологическими травмами, которых сослали сюда на перевоспитание их строгие мужья и отцы. Это сюжет из готической литературы, любимые рифмы которой — кровь и любовь, одержимость и безумие, молодость и смерть. Авторов готических романов интересовали нарушение запретов, переход границ, и в «Пансионе» есть линия про запретную любовь двух девушек — для закрепления материала в титрах звучит кавер на хит «Я сошла с ума» группы t.A.T.u.

Отличный состав «Пансиона»

На острове, мягко говоря, нелюдно, но в иных обстоятельствах собравшихся здесь вполне можно было бы назвать командой мечты. Компания это преимущественно женская: Виктория Толстоганова играет властную директрису, которая ненавидит порок как-то слишком сильно —сложно не заподозрить, что она с ним близко знакома. Возможно, лучшая роль у Стаси Милославской, сыгранная ею Полина — дочь своего века, которая верит в силу разума и убеждена, что потусторонних сил нет. Кристина Корбут, Валери Зоидова, Елизавета Шакира, Екатерина Новокрещенова, которые играют воспитанниц, — все молодые и перспективные актрисы.

Единственный мужчина на этом острове — Дмитрий Чеботарев, играющий угрюмого и загадочного слугу по имени Серафим, который впервые произносит больше двух слов только в третьей серии. И у которого, разумеется, есть своя тайна.

Дыры в сценарии и стеклопакеты на окнах

Как известно, чем выше ожидания, тем болезненнее разочарование — и это, увы, про «Пансион». В сюжете (над сценарием, кроме Подгаевского, работали Никита Ватулин-Тарасенко, Мария Тумова) не просто много нелогичного — в повествовании зияют дыры. Например, одна из ключевых героинь исчезает без всяких объяснений — а в следующий раз, когда появляется в кадре, она уже мертва. Создается ощущение, что создателям сериала не хватило экранного времени или бюджета. Скажем, было бы интересно больше узнать про воспитанниц пансиона, но даже самая пикантная история — про роман двух девушек — рассказана скороговоркой.

Сериалу откровенно не повезло с производством, а ведь для готики атмосфера — едва ли не самое главное. В качестве основной локации – особняка, в котором размещается пансион – выбрали замок-новострой, какие можно увидеть на Рублевском шоссе. Его снятые с дрона планы похожи на рекламу магазина стройматериалов, на некоторых кадрах можно разглядеть стеклопакеты на окнах — не хватает только спутниковой тарелки на крыше. Поверить, что это мрачный дореволюционный особняк совершенно невозможно. Немногим лучше и интерьеры – для дорогого пансиона они бедноваты. Кроме того, сериал зажат в нескольких локациях — большее разнообразие мест точно пошло бы на пользу этой истории. Однако у «визуала» есть и безусловная удача — костюмы, особенно хорошо вышла строгая форма воспитанниц.

Подгаевский впервые в свой фильмографии отходит от жанра фильмов ужасов: «Пансион» — скорее триллер. Он предлагает зрителю самому определиться, правда ли на острове творится какая-то чертовщина или же вся мистика героиням просто причудилась. Возможно, это массовый психоз, истерия, невроз — в общем, сложный случай. Но в отличие от лучших образцов мирового кинематографа на ту же тему — от параллелей с «Ребенком Розмари» до так и напрашивающегося сравнения с «Островом проклятых» — показан этот ход крайне неуклюже.

Режиссер как будто сам не до конца определился, что он хотел сказать. В этом ребусе много пропусков и нестыковок, и поэтому, когда зритель может выдохнуть после развязки, это скорее вздох не облегчения, а разочарования.

В оформлении статьи использованы кадры и промо-материалы сериала «Пансион».