Время первых: Пионеры российского и советского кино | Кино | Time Out

Время первых: Пионеры российского и советского кино

Дмитрий Евстратов   8 апреля 2023
11 мин
Время первых: Пионеры российского и советского кино
Кадр из киноэпопеи «Война и мир»
8 апреля 1912 года состоялся премьерный показ первого в истории отечественной мультипликации короткометражного кукольного мультфильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» режиссера Владислава Старевича. Картина демонстрировалась в кинотеатрах почти 10 лет и открыла дорогу на экраны другим мультфильмам, раз и навсегда изменив наше кино. Time Out вспоминает главные российские и советские фильмы, ставшие первыми в своем роде.

Первый киносеанс в России — 4 мая 1896 года

Кино в Российской империи появилось уже спустя четыре месяца после первых парижских публичных показов синематографа братьев Люмьер на бульваре Капуцинок. В апреле 1896 года в Петербург завезли первые кинематографические аппараты — почетный гражданин города В.И. Ребриков попросил у Императорского двора разрешения на киносъемки коронационного процесса. А уже 4 мая в театре петербургского сада «Аквариум» состоялась первая демонстрация синематографа Люмьеров. Публика воочию наблюдала за несколькими короткими фильмами, снятыми во Франции. Приурочили это к театральной премьере водевиля «Альфред-Паша в Париже». Московские же показы тоже состоялись в мае, но чуть позже.

Хотя первые публичные показы французских фильмов в императорской России никак не относятся к отечественному кино, не отметить факт появления необходимой аппаратуры, энтузиастов и новых знаний невозможно. С этого началась эра кино в нашей стране.


Первый российский фильм — «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), 1908

К 1908 году в одной только Москве насчитывалось более 70 кинотеатров, но смотрели российские зрители преимущественно зарубежные фильмы и редкие документальные отечественные проекты для местного показа (лишь несколько копий для двух-трех городов).

Иностранные производители старались удерживать монополию на производство киноаппаратуры и фильмов, ограничивая экспорт в том числе и Россию. Впрочем, зарубежные ленты не всегда пользовались зрительским спросом, поэтому съемки картин, понятных русскому человеку, были вопросом времени.

Настало оно в тот же год. Петербургское киноателье Александра Дранкова, кинопредпринимателя и фактически первого продюсера дореволюционной России, выпустило короткометражный фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин») — экранизацию фрагмента одноименной пьесы Василия Гончарова. Драматургу требовались небольшие киноиллюстрации к пьесе о разбойнике, захватившем персидскую красавицу, поэтому он обратился за помощью к Дранкову. Тот, в свою очередь, убедил Гончарова в необходимости съемок полноценного короткометражного фильма.

Премьера «Стеньки Разина» оказалась громкой, вызвав несколько скандалов из-за авторских прав. Показы также привлекли внимание прессы. Вот, к примеру, отрывок из газеты «Вестник кинематографов в Санкт-Петербурге»:

«Из новинок за прошлую неделю отметим картину “Стенька Разин”. В техническом отношении она исполнена прекрасно. Видно, что г. Дранков в совершенстве постиг дело фотографирования; жаль только, что лента коротка, — сюжета хватило бы на несколько сот метров. Прекрасно снят вид на Волгу и флотилию лодок с разбойниками; очень интересна картина в лесу, а также и последний момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу».


Первый российский полнометражный фильм — «Оборона Севастополя», 1911

Десятилетнее отставание российской кинопромышленности от европейских киношкол начинает стремительно сокращаться с появлением крупных киноателье в больших городах. Продюсеры осознавали, что спрос на кинематограф растет и этим нужно пользоваться. В 1910 году драматург и сценарист Василий Гончаров предложил Александру Ханжонкову, одному из пионеров российского кино, снять «беспрецедентно» длинный и масштабный фильм об обороне Севастополя в ходе Крымской войны.

Ханжонков в успех такого проекта не верил и поставил Гончарову особое условие: режиссер должен заручиться императорской поддержкой. По замыслу продюсера, Гончарова должны были отправить восвояси, но совершенно внезапно тот вернулся в Москву не только с императорским благословением, но и с обещаниями в финансовой поддержке из государственной казны.

Сложная картина с множеством батальных сцен в итоговом варианте длилась 1 час 40 минут и очень понравилась Императору. Ханжонков после премьерного показа вспоминал:

«Для меня было приятной неожиданностью, когда в зале раздались аплодисменты, и царь остановился около меня и поблагодарил за труды».

Позднее создатели ленты были вознаграждены. И было за что — «Оборона Севастополя» сегодня считается новаторским фильмом своего времени, одной из первых крупных полнометражных картин в истории мирового кино, в которой были применены натурные съемки на воде.

Александр Ханжонков

Первый российский мультфильм — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», 1912

Съемки мультфильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами»

Годом позже зародилась и российская мультипликация. Биолог по образованию Владислав Старевич в детстве увлекался фотографией, поэтому пройти мимо появившегося в конце XIX века синематографа никак не мог. Работая в краеведческом музее, он пробовал снимать небольшие обучающие фильмы, в том числе и документалку Lucanus Cervus — ленту о жуках-оленях, борющихся за самку. Сначала он пытался снять непосредственно жуков, но из-за освещения самцы становились пассивными. Старевич решил эту проблему виртуозно: сделал из панцирей жуков муляжи и снял сцены покадрово. Это был один из первых в мире кукольных мультипликационных фильмов, но без широкого проката.

Однако мультфильм увидел кинопредприниматель Александр Ханжонков, и уже в 1911 году Старевич работал в киноателье известного продюсера.

Владислав Старевич

Первым делом режиссер принялся художественно совершенствовать свой документальный мультфильм. В появившейся на экранах в апреле 1912 года «Прекрасной Люканиде, или Войне усачей с рогачами» Старевич использовал все ту же покадровую съемку, гротескно пародируя средневековые рыцарские романы.

Король страны рогачей Цервус вместе с королевой Люканидой проводят пышный бал, гостем которого становится граф Герос из страны усачей. Во время торжества между Люканидой и Геросом возникает искра, а Цервус, замечая это, вызывает усача на дуэль. Битва жуков на мечах впоследствии оборачивается кровопролитной войной между рогачами и усачами.

Мультфильм имел бешеный успех у зрителей и демонстрировался аж до середины 1920-х годов, то есть более десяти лет. В послереволюционный период работа Старевича получила другое название — «Куртизанка на троне». Спустя годы мультфильму вернули правильное историческое название, а на столетний юбилей ленты Госфильмофонд отреставрировал ее и озвучил.


Первый советский звуковой фильм и первый фильм, награжденный на международном кинофестивале — «Путевка в жизнь», 1931

Звук в кино стал постепенно появляться в 1920-е годы. Сначала озвучка носила экспериментальный характер, а в 1927-м с выходом «Певца джаза» звук прочно обосновался в голливудских проектах.

Как и за океаном, в Советском Союзе было много скептиков звукового кино, а ведущие кинематографисты, даже Эйзенштейн, выражали серьезную озабоченность. По их мнению, звук мог уничтожить кинематограф как отдельный самобытный вид искусства. Из-за этого запатентованная в 1928 году советским изобретателем Павлом Тагером система звукового кино с оптической совмещенной фонограммой не пользовалась популярностью у мэтров.

Зато привлекла внимание режиссеров второй волны, одним из которых был Николай Экк.

Для начинающего режиссера «Путевка в жизнь» стала лишь третьим проектом в фильмографии и, безусловно, самым важным. Не только потому, что это первый в СССР звуковой фильм, но и благодаря тематике. «Путевка в жизнь» посвящена так называемым «отбросам общества», о которых тогда еще было не принято снимать кино. Основанный на опыте подмосковной Болшевской трудовой коммуны в перевоспитании беспризорных подростков в первые годы советской власти, фильм стал большим откровением для элиты советского кино. Кто такой Экк? Как ему так легко удалось освоить методику звукового кино? Оказалось, что в будущем режиссер еще раз станет пионером советского кино, но это уже совсем другая история.

Более того, картина Экка попала и в конкурсную программу первого крупного международного кинофестиваля в Венеции, а постановщик и вовсе получил от жюри фестиваля особую награду за лучшую режиссуру. «Путевку в жизнь» вообще можно считать одним из главных первопроходцев советского кино — это и первый звуковой фильм, и первая лента, представленная на международном кинофестивале, и первая картина, завоевавшая на нем награду.


Первый цветной советский художественный фильм — «Груня Корнакова», 1936

Останавливаться на достигнутом Николай Экк не планировал. После съемок первого звукового фильма в Советском Союзе он начал работу над первым цветным художественным фильмом — системы цветопередачи в кино совершенствовались стремительными темпами.

Первые эксперименты с цветом в отечественном кино проводились задолго до Экка. В 1909 году появился раскрашенный вручную немой короткометражный фильм «Ухарь-купец». Время от времени в небольших кинотеатрах в отдельных городах выходили документальные цветные работы — к примеру, «Праздник труда», 1930. А в 1925-м Сергей Эйзенштейн снимает «Броненосец “Потемкин”»: в одной из сцен появляется красный флаг — символ революционной борьбы. Это, пожалуй, самый известный цветной кадр эпохи черно-белого кино.

Однако в историю вошла другая дата. 11 июня 1936 года в московском кинотеатре «Художественный» состоялась премьера первого цветного художественного фильма в истории СССР — «Груня Корнакова» (рабочее название — «Соловей-соловушко») режиссера Николая Экка. Главные героини картины — бунтующие работницы большого фарфорового завода в дореволюционной России. В том числе и бесстрашная Груня Корнакова, отец которой погибает во время пожара, устроенного владельцем фабрики ради страхового возмещения.

«Художественный» — символ старой Москвы, с которым связаны истории нескольких поколений городских жителей:

111 лет великого кино: «Художественный» открывается после реконструкции

Цветным фильм получился благодаря технологии «бипак», применяемой в первых системах цветного кино — «Синеколор» и «Техниколор». Подобная технология была разработана оператором Федором Проворовым на основе американских аналогов и не требовала серьезных финансовых затрат. Правда, в прокате полностью цветным фильм удалось увидеть далеко не всем зрителям — всего было напечатано 60 цветных фильмокопий, а остальной тираж состоял из копий, напечатанных на черно-белой пленке.


Первый советский фильм, победивший на крупном международном кинофестивале — «Летят журавли», 1958

Советское кино признавали и уважали во всем мире, поэтому включение отечественных лент в программы престижных международных кинофестивалей было вполне естественно. Речь идет, конечно, о большой тройке смотров: Канны, Венеция и Берлин. При этом в столице современной Германии советские фильмы стали появляться только с 1975 года.

К тому моменту жюри Канн и Венеции уже успели наградить главными призами двух советских режиссеров. Первопроходцем стал Михаил Калатозов с драмой «Летят журавли». В 1958 году триумф отечественной черно-белой ленты на Каннском кинофестивале приняли сдержанно. В СССР вышло лишь несколько заметок, в которых не указывались ни режиссер, ни сценарист. С тех пор советские и российские ленты не награждались «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля.

Через четыре года, в 1962 году, успеха со своим дебютным полнометражным фильмом добился Андрей Тарковский — «Иваново детство» завоевало «Золотого Льва» Венецианского кинофестиваля.


Первый советский художественный фильм-обладатель премии «Оскар» — «Война и мир», 1967

Для многих зрителей приоритетным знаком качества является премия «Оскар». По понятным причинам главную награду Американской киноакадемии отечественным фильмам получить трудно. Хотя победа южнокорейских «Паразитов» в 2020 году подарила академии новый вектор развития.

Во времена СССР сразу несколько фильмов, созданных на просторах необъятной, претендовали на золотую статуэтку в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» — и три из них в итоге ее завоевали. Первым оказалась масштабная киноэпопея режиссера Сергея Бондарчука «Война и мир». Экранизация великого шедевра русской литературы состояла из четырех частей и на момент съемок была самой высокобюджетной картиной советской кинематографии.

Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова

15 апреля 1969 года в Лос-Анджелесе фильм Бондарчука был назван лучшим фильмом на иностранном языке. В этой номинации «Война и мир» обошла работы Милоша Формана, Франсуа Трюффо и Марио Моничелли.

При этом режиссер награду получить не смог — он был занят на съемках своего следующего фильма, поэтому статуэтку от лица всей съемочной команды приняла Людмила Савельева. Позднее успеха на премии Американской киноакадемии добились советско-японская копродукция «Дерсу Узала» (1976) и «Москва слезам не верит» (1981).

Впрочем, до вдохновенной работы Сергея Бондарчука советский фильм уже получал премию «Оскар», но в категории «Лучший документальный фильм». В 1943 году награда досталась ленте советских военных кинооператоров Ильи Копалина и Леонида Варламова «Разгром немецких войск под Москвой».