Надежные и нежные: 6 удивительно прогрессивных героев из советских фильмов | Кино | Time Out

Надежные и нежные: 6 удивительно прогрессивных героев из советских фильмов

Анна Афанасьева   25 марта 2022
4 мин
Надежные и нежные: 6 удивительно прогрессивных героев из советских фильмов
Кадр из фильма «Служебный роман»

Кажется, что мужчины прошлого во многом уступают современным — на их месте принято видеть авторитарного, изменяющего и вечно врущего Дона Дрейпера из «Безумцев». Однако в советском кинематографе все же есть примеры прогрессивных персонажей — и Time Out рассказывает про 6 из них.


Анатолий Новосельцев (Андрей Мягков, «Служебный роман», 1977)

Работника статистического московского учреждения зритель уже видит прогрессивным мужчиной: он отец-одиночка, который после развода растит двух детей. По телефонному разговору с учительницей и беседе с сыном на пути в детский сад можно понять, что он не довольствуется ролью классического невнимательного отца, а полностью вовлечен в родительство.

Новосельцев показывает себя человеком, лишенным гендерных стереотипов: влюбляется в начальницу, причем совсем не за внешний вид. В отличие от героя «Москва слезам не верит» — тот уходит в запой, узнав, что его избранница зарабатывает больше него, — Анатолий не видит проблемы в статусе любимой.

//youtu.be/RF0IxTVWnZQ


Семен Горбунков (Юрий Никулин, «Бриллиантовая рука», 1969)

Примерный семьянин и положительный персонаж, Семен Семенович отправляется в круиз. Изолированность от семьи не провоцирует в нем и мысли об измене, как это бывает в комедиях вроде «О чем говорят мужчины». Более того, встретившись лицом к лицу с продуктом буржуазной жизни, он не понял опасности и подумал, что она ищет помощи.

Дома Горбунков без сомнений и комплексов позволяет командовать доминирующей Наде, хотя и мог бы настоять на главенстве, учитывая его храбрость в выполнении опасных поручений.

//youtu.be/_U_ymvB36Ic


Андрей Елисеевич (Алексей Катышев, «Варвара-краса, длинная коса», 1970)

Уже одним своим внешним видом этот советский «фембой» опередил свое время: уместная для показанного исторического периода рубашка-платье отлично сочетается с женственными манерами и чертами лица.

Без токсичной маскулинности: 8 фильмов, свободных от гендерных стереотипов

Андрей ­— рыбацкий сын, попавший в политические интриги царского окружения. Царь ошибочно считает его своим сыном и отправляет настоящего ребенка диктатору Чуде-Юде. В попытке исправить ситуацию Андрей идет в подводное царство, где влюбляется в дочь противника. Чувства взаимны, и двое планируют побег. При этом герой спокойно предоставляет более способной девушке-волшебнице возможность спасти их обоих.

//youtu.be/3hAzxqgBY6E


Шурик (Александр Демьяненко, «Иван Васильевич меняет профессию», 1973)

Жена Зина сообщает инженеру-изобретателю Александру, что полюбила другого, своего начальника-режиссера. Если предположить, что все фильмы о Шурике происходят в одной вселенной, то потеря жены, в которую он влюблен со студенческих лет, видится еще более трагичной. 

Однако Шурик не устраивает ревнивых скандалов, а спокойно и уважительно к чувствам любимой помогает ей собрать вещи, подает чемодан у лифта и отвечает понимающим молчанием на ее просьбу не выписывать из квартиры. В конце фильма происходящее оказывается сном, но герой все равно спрашивает жену об измене. Первое, что интересует прогрессивного мужчину — любит ли она оппонента.

//youtu.be/rHK2EZS8H4U


Кирилл Круглов (Виктор Проскурин, «Однажды двадцать лет спустя», 1980)

Главная героиня этой истории — Надежда Круглова, многодетная мать-героиня. На встрече одноклассников она анализирует ценность своей жизни, в которой не нашлось место для карьеры. Муж полностью доверяет ей принятие решений о бесконечных детях — и делает он это не из-за отсутствия интереса, а потому что уважает ее мнение.

Кирилл не стремится доминировать в браке, а в редкий момент, когда детей нет дома, не боится показаться слабым, падает в объятия жены и признается, что просто жить не может без нее. Он же помогает решить главный конфликт фильма и приводит всех детей на встречу, чтобы показать «достижения» Нади.

//youtu.be/MmFxOFaIpPA


Николай (Борис Сморчков, «Москва слезам не верит», 1979)

Три молодые девушки-соседки устраивают профессиональную и личную жизнь в столице. Игривая Людмила начинает отношения с известным хоккеистом, амбициозная Катерина — со статным оператором, скромная Тося — с надежным Николаем.

Спустя 20 лет выживают только последние отношения. В отличие от остальных потенциальных женихов, избранник Тоси не играет с ней, не пытается приукрасить свои достоинства или что-то получить от нее. Он методично проявляет внимание к девушке, без колебаний знакомит ее с родителями, проводит время с подругами Антонины и интересуется ее жизнью.

//youtu.be/n_kvVHISyyM