Стоит ли смотреть сериал «Фишер» о жестоком маньяке в Москве 90-х | Кино | Time Out

Стоит ли смотреть сериал «Фишер» о жестоком маньяке в Москве 90-х

Клара Хоменко   8 февраля 2023
4 мин
Стоит ли смотреть сериал «Фишер» о жестоком маньяке в Москве 90-х
Кадр из сериала «Фишер», more.tv
Сервис more.tv выпустил сериал «Фишер», основанный на реальной истории серийного убийцы, который наводил ужас на всю Москву в 1980-90-е годы. Проект органично соединяет в себе тру-крайм и популярный сейчас киножанр «про маньяков», а еще наводит на воспоминания о Балабанове и «Настоящем детективе». Time Out рассказывает, почему все это хорошо настолько, что просмотр «Фишера» рекомендуют для сохранения веры в российское кино — но строго в небольших дозах.

О чем история

1986 год, возле правительственных дач на Рублевке маленький сын журналиста-международника видит огромного человека, который выходит из леса с окровавленным телом на руках. Той же ночью находят мертвого мальчика. Генеральный прокурор, осознавая возможность потенциального скандала, вызывает из Ростова следователя по особо важным делам Бокова (Иван Янковский), который как раз расследует похожее дело в Москве.

Боков, который абсолютно не горит желанием бросать больную жену, прибывает в столицу и сразу же умудряется разругаться со следовательницей по делу Добровольской (Александра Бортич). Ростовчанин уверен, что маньяк в Москве – не его проблема, но у генпрокуратуры другое мнение. К Бокову и Добровольской прикрепляют следователя прокуратуры СССР Козырева (Александр Яценко), и они, пребывая в постоянном конфликте между собой, пытаются найти маньяка, который тем временем убивает еще одного мальчика.

Что было на самом деле

В основе «Фишера» лежит история одного из последних советских серийных убийц Сергея Головкина. Убивать он начал в 1986 году, еще при жизни генсека Андропова, а прозвище получил благодаря случайности: один из юных свидетелей по делу сказал, что видел на руке убийцы татуировку – кинжал, обвитый змеей, и надпись «Фишер». Как потом оказалось, это была ложная информация, но она попала в газеты. Так Головкин превратился в одну из главных страшилок для детей того времени: СМИ описывали не только приметы убийцы, но и то, что он делал. В подробностях.

Тем не менее публикации в перестроечной прессе заставили Фишера затаиться. За время перерыва он выкопал в гараже погреб, и с 1990 по 1992 годы убил там восемь детей. Всего же его жертвами стали 11 мальчиков. Следователи дважды приходили на конезавод, где по их предположениям работал убийца, но на Головкина так и не вышли – они были уверены, что преступник живет в Подмосковье и искали именно такого человека, а у маньяка была московская прописка. В конце концов Фишера опознал мальчик, который был одноклассником одной из последних жертв.

Как это снято

Из абсолютно чудовищной истории, изложенной выше, сценаристы Сергей Кальварский и Наталья Капустина сложили нечто, напоминающее одновременно «Охотников за разумом», «Настоящий детектив» и советский триллер «Противостояние». Потом за дело взялись режиссеры «Черной весны» Сергей Тарамаев и Любовь Львова – и сделали сериал, визуально похожий на фильмы позднего СССР, а содержательно отсылающий к позднему Балабанову. Длинные планы, тусклые цвета, бытовая убогость сочетаются здесь с озлобленностью, бесприютностью и лютым горем каждого героя. Первыми же кадрами, в которых из леса к мечтательному мальчику выходит окровавленное чудовище, и скрежещущим кавером на «Крылатые качели» создатели дают понять – легко не будет.

Слово свое они держат. «Фишер» не дает зрителю расслабиться даже там, где все, казалось бы, однозначно – в отношении к следователям, ведущим дело. Никого из них нельзя назвать приятным человеком: Добровольская пытается подогнать дело под статистику, Козырев явно хочет побыстрее отчитаться, Боков — просто невыносимый мизогин и хам, который считает нормальным пытать подозреваемых.

Однако чем дальше в лес, тем сложнее оказываются эти люди, тем глубже раскрываются обстоятельства их жизни и тем интереснее оказывается история. Тем человечнее становится сериал, который, помимо жуткого сюжета, находит возможность поговорить на множество очень больных тем: сиротства, расизма, домашнего насилия, пост-травматических расстройств, травли и еще множества невеселых вещей.

Безусловно, все это довольно тяжело смотреть – именно поэтому мы не рекомендуем ждать выхода сериала целиком. Такой качественный яд, как «Фишер», надо принимать небольшими дозами и не слишком часто. В конце концов, куда торопиться, если преступник известен с самого начала? Одной серии в неделю будет достаточно для того, чтобы оценить великолепную актерскую игру и прочувствовать атмосферу – очень аутентичную и очень специфическую. Те, кто помнит позднее перестроечное кино, оценят особенно: эту смертельную тоску и желание хоть какого-нибудь рассвета ни с чем не перепутаешь.



В оформлении статьи были использованы кадры из сериала more.tv «Фишер».