Поклонник артхауса, снявший «Капитана Америку». 5 историй об Энтони Руссо | Кино | Time Out

Поклонник артхауса, снявший «Капитана Америку». 5 историй об Энтони Руссо

Алиса Нурова   11 февраля 2023
8 мин
Поклонник артхауса, снявший «Капитана Америку». 5 историй об Энтони Руссо
Фото с сайта www.legion-media.ru
15 февраля в мировой прокат выходит «Человек-муравей и Оса: Квантомания», открывающий пятую фазу киновселенной Marvel. Звучит грандиозно – но ничего этого не было бы без братьев Руссо. Они превратили непростой комикс «Капитан Америка» в блокбастер и закрыли предыдущий десятилетний этап «Мстителей». В феврале одному из братьев, Энтони, исполнилось 53 года. Он начинал с малобюджетного авторского кино и добрался до вершины киноиндустрии, сняв самый кассовый фильм Marvel. Time Out рассказывает несколько историй из жизни Энтони Руссо.

Энтони Руссо решил стать режиссером из-за Роберта Родригеса

Энтони Руссо родился в 1970 году в Кливленде, втором по величине городе штата Огайо. Его назвали в честь деда, который приехал в Америку в начале XX века и построил неплохую карьеру, став членом палаты представителей штата. Отец будущего режиссера, Бэзил Руссо, также занимался политикой: он работал судьей и был старшим партнером в юридической фирме.

На улицах города полыхала ожесточенная война между ирландской группировкой «Кельтский клуб» и итальянцами из Кливлендской мафии. Несмотря на это, детство Энтони было по-настоящему беззаботным. Вместе с младшим братом Джо он практически поселился в местном кинотеатре. Это была золотая эпоха авторского кино, так что мальчики часами смотрели фильмы Бергмана, Феллини и Годара, обожали «Крестного отца» и «Звездные войны».

Энтони не очень понимал, что ему делать со своим увлечением. Поэтому он решил послушать отца, настаивавшего на выборе практичной профессии. Руссо поступил в престижный университет Пенсильвании на факультет бизнеса и права — впрочем, надолго этой рассудительности не хватило. В 1995 году Роберт Родригес выпустил книгу «Кино без бюджета. Как в 23 года покорить Голливуд, имея в кармане 7 тысяч долларов», где рассказал о создании своего первого фильма «Музыкант». Эта история вдохновила многих начинающих режиссеров и сценаристов, и братья Руссо не стали исключением.

К тому моменту Энтони уже понял, что терпеть не может право. Он заявил отцу, что бросает юридическую школу и собирается снимать кино. Бэзил пришел в ярость и даже не разговаривал с сыном несколько месяцев. Конечно, в итоге он остыл и смирился с выбором своих детей — Джо вслед за братом отчислился с актерского факультета. В качестве отцовского наставления Бэзил потребовал, чтобы сыновья стали лучшими во всем Голливуде.


Энтони Руссо набрал кредитов, чтобы снять первый фильм

Как выяснилось в процессе, мистер Родригес все-таки слегка слукавил — совсем без бюджета снять фильм оказалось сложно. Энтони и Джо опустошили несколько кредитных карт, чтобы купить камеру и самое необходимое оборудование. Сценарий для первого фильма Руссо решили взять из собственной жизни. Почти все детство они бегали в гости к дяде, хозяину парикмахерской. В итоге получилась довольно авангардная история о трех братьях, работающих в парикмахерской Кливленда и попутно занимающихся мелким воровством. В качестве актеров Энтони пригласил родственников и друзей, а одну из ролей сыграл Джо.

Братья экономили буквально на каждой мелочи, но деньги все равно быстро закончились. Они не могли найти средства даже на проявку пленки, которая уже несколько месяцев хранилась в гаражном холодильнике. Да еще и индустрия ускоренными темпами переходила от традиционной аналоговой съемки к цифровой.

Оказавшись без денег и по уши в долгах, Энтони поступил в Колумбийский университет на факультет кино и телевидения. Он хотел получить режиссерский грант, а Джо с тем же умыслом подался в Калифорнийский. Имея в распоряжении лишь студенческое оборудование, за два года братья Руссо все-таки доделали первый фильм — не помешало даже расстояние между Нью-Йорком и Лос-Анджелесом. К сожалению, картина никогда не выпускалась в прокате, так что у современного зрителя нет возможности ее оценить. Однако лента попала в программу кинофестиваля Slamdance в 1997 году. Она не имела ни малейшего успеха: до конца показа досидело лишь несколько человек. Благодаря одному из них началась стремительная карьера братьев Руссо.


Крестным отцом Руссо в мире кино стал Стивен Содерберг

В то время Стивен Содерберг уже был звездой с номинациями на «Оскар» и «Золотой глобус» за «Секс, ложь и видео». Но на фестиваль он привез «Шизополис», максимально сюрреалистичную и эклектичную комедию. Дебютный фильм Руссо очень напоминал ее по тональности. Обе ленты были нелинейными и абсолютно некоммерческими произведениями в духе французской новой волны.

В общем, Содерберг был впечатлен. Буквально через неделю он позвонил Энтони и сказал, что с удовольствием спродюсирует их следующий фильм. Одним финансированием Стивен не ограничился: Руссо несколько раз встречались с именитым режиссером, разговаривали об артхаусе и альтернативных методах съемки, о планах и проектах. Именно Содерберг заставил Энтони по-другому взглянуть на киноиндустрию. Впоследствии братья Руссо тоже стали придерживаться принципа наставничества. У них всегда есть пара-тройка некоммерческих идей, ради которых нужно снять хит.

«Чтобы иметь возможность помогать таким начинающим режиссерам, как мы, выпустить “Добро пожаловать в Коллинвуд”, Стивен снимал “Одиннадцать друзей Оушена”. Чтобы поддерживать свои и чужие независимые проекты, мы снимаем массовые успешные проекты. Так работает шоу-бизнес», — поделился Энтони Руссо в интервью журналу The Hollywood Reporter.


Энтони Руссо пришел в Marvel по любви

Впрочем, Энтони с братом согласились работать в Marvel не только ради денег. На самом деле это тот удивительный случай, когда все звезды сошлись. До того, как получить заманчивое предложение от Кевина Файги, Руссо сняли всего два фильма. После этого их немедленно забрали на телевидение, где они несколько лет успешно трудились в качестве продюсеров и режиссеров. Среди их работ — сериалы «Сообщество», «Задержка в развитии» и «Счастливый конец».

«Мы никогда не видели большого коммерческого успеха, все наши шоу были под угрозой отмены каждую неделю. Нас хвалили критики, но денег это не приносило. Но мы были счастливы в то время. И, безусловно, продолжили бы в том же духе, если бы мы не щелкнули с Кевином Файги на таком высоком творческом уровне. И если бы мы не были такими фанатами поп-культуры с самого детства», — рассказал Джо Руссо в интервью журналу Esquire.

Энтони мечтал поработать с масштабными событийными сценариями, Джо с детства обожал и коллекционировал комиксы, а Кевин Файги искал режиссера с бережным отношением к выстраиваемой киновселенной. Кроме того, братья Руссо никогда не ставили перед собой задачу стать комедийными постановщиками.

Да, они взяли премию «Эмми» именно за культовый ситком «Сообщество». Но в течение многих лет Энтони и Джо мечтали снять хотя бы парочку боевиков — настолько сильно они соскучились по экшену.

После всех переговоров и подписанных контрактов Файги попросил снять супергеройский политический триллер и предоставил сумасшедшую творческую свободу. Это должно было быть масштабно, экспериментально, динамично и немного безумно. В общем, все как любят братья Руссо.

Энтони и Джо сняли для Marvel четыре фильма — больше, чем кто-либо еще. За восемь лет работы они не только выросли как профессионалы, но и невероятно сдружились с актерским составом. Энтони признался, что до сих пор поддерживает отношения со многими и считает их своей семьей. Спустя четыре года после «Мстителей: Финал» можно констатировать, что это не просто пустые слова. Во всех фильмах, снятых братьями Руссо, одну из главных ролей неизменно играл их коллега по супергеройской саге.


Энтони Руссо основал собственную продюсерскую компанию вместе с братом

В 2016 году братья Руссо открыли собственную продюсерскую компанию AGBO. Сегодня это довольно большой и успешный бизнес по производству фильмов и сериалов. Один только офис занимает два здания в центре Лос-Анджелеса: есть и комнаты для монтажа, и оборудование для сложных съемок, и даже несколько кинозалов. Когда у Энтони спросили, зачем ему это понадобилось, режиссер ответил: «Мы зарегистрировали ABGO, чтобы быть полностью независимыми. Чтобы по мере развития мы могли взять любой проект в любом месте и в любое время».

Главное продюсерское достижение братьев — прорывная черная комедия «Все везде и сразу». Она собрала почти 100 млн долларов по всему миру и удостоилась 11 номинаций на «Оскар». Еще одна заметная работа — триллер Брайана Кирка «21 мост» с Чедвиком Боузманом в главной роли. Также на стримингах вышло несколько фильмов, где Энтони и Джо приняли участие и как режиссеры. В их числе — криминальная драма «По наклонной» с Томом Холландом и боевик «Тайлер Рейк: Операция по спасению» с Крисом Хемсвортом. Последний даже стал самой успешной кинопремьерой Netflix в 2020 году.

Руссо считают, что они должны помогать молодым режиссерам снимать кино во всем его разнообразии. Эти фильмы могут быть совершенно некоммерческими — зато они рассказывают важную историю, на которую ни одна студия не выделила бы бюджет. По мнению Руссо, таким способом они закрывают свой кармический долг — не только перед Вселенной, но и конкретно перед Стивеном Содербергом, много лет назад подарившим им самим шанс.

В оформлении статьи были использованы фото с сайта legion-media.ru.