«Мышь под метлой». 10 фактов об Ирине Муравьевой | Кино | Time Out

«Мышь под метлой». 10 фактов об Ирине Муравьевой

Вера Аленушкина   8 февраля 2023
8 мин
«Мышь под метлой». 10 фактов об Ирине Муравьевой
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» / Фото: Legion-media.ru
8 февраля исполняется 74 года «самой обаятельной и привлекательной» — Ирине Муравьевой. Time Out присоединяется к поздравлениям и предлагает проверить, насколько хорошо вы знаете актрису.

Она росла в семье военного

Кадр из фильма «Карнавал»

Ирина Вадимовна Муравьева родилась 8 февраля 1949 года в Москве. Ее отец работал военным инженером, а мать сидела дома с двумя детьми: Ирой и ее старшей сестрой.

«Родители были строгие. Я знала, что можно, что нельзя, а нельзя было ничего. Можно было делать только то, что нужно: ходить в школу, заниматься музыкой, дружить с хорошими девочками. Учиться нужно было только на “отлично”: нас ругали даже за четверки. А еще каждый день мы обедали ровно в половине второго — и не дай бог нам с сестрой опоздать к этому времени! Так что все было очень серьезно. Мне даже кто-то сказал однажды: “Как же в подобных условиях мог вырасти такой свободолюбивый человек, как ты?”».


Она решила стать актрисой на уроке литературы

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» / Фото: Legion-media.ru

В школе Ирина Муравьева была старательной ученицей, и даже какое-то время собиралась стать учительницей — но вовремя почувствовала, что это не ее. А вот в любительских спектаклях будущая актриса почему-то не участвовала.

Зато она могла прочитать какое-то стихотворение на школьном концерте, если учителя ее сильно просили. Одно из них оказалось для Муравьевой особенным. Правда, читала его она на обычном уроке литературы. Ее вызвали к доске, чтобы поверить домашнее задание — нужно было выучить наизусть отрывок из «Мцыри». Ирина Вадимовна начала читать — и так вошла в роль, что разрыдалась и пулей вылетела из класса. После этого она поняла, что хочет в театральный.


Звезда долго считала себя дурнушкой

Кадр из фильма «Бабник» / Фото: Legion-media.ru

Говорить комплименты или просто хвалить в семье военного инженера было не принято. Поэтому девочек никто дома не называл красавицами и никто не восхищался их успехами.

Даже став известной актрисой, Муравьева не слышала от отца его мнения о своих фильмах. А мать призналась дочери, что гордится ей только в 1985 году — после выхода фильма «Самая обаятельная и привлекательная». С таким воспитанием детские комплексы неполноценности растут как грибы. Ирина Муравьева не стала исключением: к своей внешности она очень долго относилась скептически.

«Как-то раз я посмотрела в зеркало и сказала: «Конечно, я очень страшная, замуж не выйду. Это точно. Но мне и не надо — я же просто хочу играть в театре». С таким ощущением я и жила».


Ирину не приняли ни в один театральный вуз

Кадр из фильма «Чисто английское убийство»

Каждый год абитуриенты актерских факультетов обходят все театральные вузы Москвы. Главных до сих пор пять: ГИТИС (РАТИ), «Щука», «Щепка», МХТ, ВГИК. Ни в один из них Муравьева не поступила.

«Я никогда не участвовала ни в какой самодеятельности. Это какой-никакой опыт. Я только иногда в школе стихи читала. В итоге перед поступлением я что-то сама выучила и пришла совершенно неподготовленная.

Я себя никак не проявила. Видела в те годы в драматическом кружке Дворца пионеров на Ленинских горах Наташу Гундареву и Владимира Иванова. Они тогда еще были школьниками, играли потрясающе. И я думала: «Зачем им учиться? Они уже артисты». Ну и в итоге, конечно, их приняли, меня — нет».

Сдаваться Муравьева не собиралась и пошла работать. Вообще-то она хотела устроиться в МХТ уборщицей, но родители не пустили — пришлось искать что-то посолиднее. На следующий год Ирина Вадимовна снова штурмовала театральные вузы — и опять слетела на всех прослушиваниях. Тогда она пошла в студию при ЦДТ, где конкурс был не таким большим — и о чудо! — ее взяли. После окончания обучения она сумела остаться в театре. Сначала играла в массовке бесконечных ежиков-зайчиков, потом стала получать более серьезные роли.

А в ГИТИС она сумела поступить уже будучи известной актрисой — в 30 лет, на заочное отделение. К моменту получения диплома у нее уже была Государственная премия СССР — за роль в фильме «Москва слезам не верит».


Становиться «самой обаятельной и привлекательной» она не хотела

Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» / Фото: Legion-media.ru

От многих ролей Муравьева отказывалась, в том числе от звездных. Ей не понравилась хабалистая героиня «Москва слезам не верит». И ей казалось, что играть 18-летнюю дурочку из «Карнавала» в 30 лет — просто глупо.

Роль Нади Клюевой в «Самой обаятельной и привлекательной» писали специально под Ирину. Но героиня показалась ей серой и скучной, поэтому актриса долго отказывалась. Уговорить ее сумел только Леонид Куравлев.

«Я очень стеснялась этого фильма. Только название кто-нибудь произносил, а я уже красными пятнами покрывалась. Думала: решаются проблемы какого-то дурацкого конструкторского бюро, просто история «из жизни насекомых»! В то время уже был Сокуров, авторское кино, а у нас что-то незамысловатое, житейское. И мне казалось, что его и смотреть-то никто не будет. Но вот прошло время и стало понятно: такое кино тоже имеет право на существование».



Пересматривать свои фильмы Муравьева не любит

Фото: Legion-media.ru

«Много лет назад, когда только начали выходить мои картины и я впервые увидела себя на экране, мне казалось, что это не я. И я совсем не могла смотреть картины со своим участием. Сейчас стала проще относиться к этому относиться.

А вообще: зачем смотреть на себя на экране и восхищаться? Я ж не для себя снималась, так зачем пересматривать картины со своим участием? Если честно, когда я стала узнаваемой, то мне было стыдно. Подходит кто-нибудь на улице за автографом, а мне неловко. Так что никакой славы я не искала. Просто работала над ролями, иногда с удовольствием, иногда без удовольствия, но делала свое дело».


Ирина не считает себя лидером

Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» / Фото: Legion-media.ru

На экране Ирина Муравьева часто играет эдаких активных волевых женщин, которым палец в рот не клади. Однако в жизни она совершенно другая.

«В жизни я стеснительная, серьезная, тихая, спокойная, покладистая — просто «мышь под веником». И к тому же очень послушная. Мне вообще кажется, что мое счастье — в послушании. Это же такое удовольствие — за кем-то идти, кого-то слушаться. Мне никогда не хотелось куда-то ехать, чего-то добиваться. Я не лидер, а ведомая. Но я — актриса, и могу сыграть любой характер, даже абсолютно чуждый моей внутренней сути».


В 40 лет Муравьева хотела уйти из профессии

Кадр из фильма «Артистка из Грибова»

В это время у актрисы начался творческий кризис. В кино интересных ролей ей не предлагали — в 1990-е приличных проектов снималось до обидного мало. В театре имени Моссовета, где актриса тогда служила, интересной работы тоже почти не было. Тогда Ирина Вадимовна решила, что с актерством пора завязывать.

«Я вдруг с ужасом поняла, что никак не реализуюсь, что не нравлюсь ни себе, никому. Все ужасно».

К счастью, именно в этот момент Юрий Соломин позвал ее в Малый театр и дал яркие роли. Актриса сыграла Раневскую и Аркадину, Мамаеву и Гурмыжскую, Филумену Мартурано и других интересных персонажей.


Она видит в себе актрису театра, а не кино

Ирина Муравьева на репетиции спектакля «Всегда зовите Долли» / Фото: Legion-media.ru

«Изначально я считаю себя театральной актрисой, поэтому на предложения сняться в кино соглашаюсь редко. Да и предлагают чаще неинтересные роли, а я не хочу играть всякую ерунду. А вот в театре я уже более 15 лет выхожу в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты». И каждый раз, как в первый раз! Правда, от некоторых мизансцен мне со временем пришлось отказаться. Потому что я уже не смогу на сцене так эффектно «упасть в обморок»».


Давать интервью Ирина не любит

Ирина Муравьева на мероприятии в честь 30-летия  фильма «Москва слезам не верит» / Фото: Legion-media.ru 

Ирина Вадимовна — одна из самых закрытых актрис отечественного кино. Даже если журналистам удается уговорить ее на интервью, она ставит множество условий. 

Говорить о будущем она не хочет, рассуждать о прошлом ей неинтересно, о личном — тоже. Актрисе не слишком нравится говорить о себе.

«Что касается журналистов, то я не люблю не столько их, сколько пристального внимания к моей особе. К тому же многие журналисты зачастую бывают невнимательны: вопросы задают, а ответы на них не слушают. Да и жизнь у меня неинтересная. Нечего с меня взять… Поэтому я не люблю о себе говорить – для меня это мука!».