6 фильмов о справедливости и один — о том, что бывает, если ее нет

6 фильмов о справедливости и один — о том, что бывает, если ее нет

Клара Хоменко   20 февраля 2020
4 мин
6 фильмов о справедливости и один — о том, что бывает, если ее нет

20 февраля отмечается День социальной справедливости. До наступления дня, когда в мире действительно у всех будут равные возможности и права нам всем еще жить и жить. В честь праздника Time Out собрал фильмы, которые должны бы приблизить этот момент. 

Айка

Одна из самых сильных картин о мигрантах — то есть всех тех, на ком зиждется благополучие более успешных людей. Дворцевой буквально вынуждает зрителя смотреть, не отворачиваясь, на вещи, о которых не принято ни говорить, ни думать: кто готовит в Москве еду, кто метет улицы, моет полы и машины. «Айка» — это история параллельного города, в котором нет рождественской иллюминации, катков и музеев, зато есть забитые бесправными людьми хостелы и необходимость бросить едва рожденного ребенка, чтобы выжить.

Режиссер: 

Сергей Дворцевой

В ролях: 

Самал Еслямова

Россия, 2018 г.



Филадельфия

Первый дорогостоящий фильм Голливуда, который показывал, в чем проблема с невежеством относительно ЛГБТ и ВИЧ-инфекции. Интересно, что Дэмми сталкивает людей из двух принципиально разных дискриминируемых групп — гей, умирающий от СПИДа, и чернокожий адвокат-гомофоб — и показывает, что корень у этой дискриминации, по сути, один, как едина и справедливость. Фильм, снятый в США семнадцать лет назад, актуален для сегодняшней России, где порой даже врачи в больницах уверены, что ВИЧ передается через рукопожатие, а государство и общество пытается разными путями регламентировать сексуальность граждан.



Завод

Пятьдесят лет назад никто на территории России не мог и подумать, что рабочему можно не платить зарплату. Теперь на эту тему просто редко снимают кино. «Завод» — интересная смесь: это почти американский боевик с привкусом чисто русской безнадежности. Мало того, что бунт сильных духом и телом работяг против владельца фабрики оказывается подавлен — режиссер еще и демонстрирует абсолютную его бессмысленность. Несправедливость — просто часть здешних туманных мест, и никогда не будет иначе. Интересный вывод для страны, вырастившей революцию.



Удивительная легкость

Очень красивое кино о британском политике Уильяме Уилберфорсе, который потратил жизнь на то, чтобы его родина отказалась от работорговли. Название фильма отсылает к религиозному гимну, поскольку в своей борьбе герой, сыгранный Йоаном Гриффитом, апеллировал к христианству — учению о том, что все люди равны перед Богом и не должны унижать друг друга.


Я, Дэниэл Блейк

Лоуч начал свой путь в кино с документальной картины о бездомных и с тех пор никогда не сворачивал с пути борьбы за социальную справедливость. По сути, в этот список можно было вносить всю его фильмографию, но мы остановимся на «Я, Дэниэл Блейк» — истории плотника, который пережил инфаркт и лишился средств к существованию из-за медицинской бюрократии. Половина сцен здесь интернациональна для России и Великобритании, духоподъемный финал отсутствует — зато показано, как медленно и неотвратимо опускаются на социальное дно люди, которым никто не хочет помочь.

Режиссер: 

Кен Лоуч

В ролях: 

Дэйв Джонс

Хейли Сквайрс

Великобритания, 2016 г.



Северная страна

Экранизация реальной истории Луис Дженсен, которая в 80-х годах судилась со своими работодателями по поводу сексуальных домогательств. Этот процесс длился четырнадцать лет. В фильме с участием Шарлиз Терон показано все, что для многих стало видимым только после начала движения #MeToo: культура замалчивания, школьные изнасилования, возложение вины на жертв и полное бесправие работающих женщин перед коллегами-мужчинами.



Джокер

Об этом фильме многое написано (в частности, Артур Флек провозглашен воплощением инцелов, то есть ненавистников женщин) — но вообще это прежде всего история о том, как социальная несправедливость приводит к разрушению всего общества. Джокер — порождение мира, где всем плевать на ближних, особенно если они бедны или больны. Если бы миллионер Томас Уэйн спас ребенка от жестокой матери, если бы город не сократил программу лекарственной помощи, Готэм спокойно жил бы дальше без Джокера. Социальный дарвинизм — палка о двух концах: если сегодня ты не хочешь спасти другого человека, то завтра никто не спасет тебя.