Лицо без маски. 5 триллеров, в которых зрителю сразу известен убийца | Кино | Time Out

Лицо без маски. 5 триллеров, в которых зрителю сразу известен убийца

Анна Самойлова   7 февраля 2022
4 мин
Лицо без маски. 5 триллеров, в которых зрителю сразу известен убийца
Кадр из фильма «Красный дракон»

Обычно сюжеты криминальных фильмов строятся на поиске неуловимого преступника: детективы проводят часы, сопоставляя улики и показания, и только тогда раскрывают личность таинственного незнакомца. Однако существуют истории, в которых зритель, в отличие от героев, сразу знает антагониста. Time Out вспоминает 5 триллеров, в которых заведомо известен преступник — и это делает просмотр фильма еще напряженнее.


«Красный дракон» (Red Dragon, 2002)

Уилл Грэм (Эдвард Нортон) — опытный агент ФБР, который допустил только одну ошибку и не сумел сразу распознать убийцу в интеллектуале докторе Ганнибале Лектере (Энтони Хопкинс). В тяжелой борьбе Грэму удается обезвредить преступника. Спустя годы отдыха Уилл ведет новое дело: он ищет человека, убившего несколько многодетных семей. В процессе расследования ему необходимо побороть страх и обратиться за консультацией к Лектеру, проходящему лечение в психиатрической клинике.

Еще в первых сценах «Красного дракона» возникает мысль о том, что преступник может ловко скрываться от правосудия, а жертва — неосознанно сближаться с убийцей. Так в прошлом случилось с Грэмом. Пока Уилл пытается найти зацепки в загадочных ответах Лектера и вычислить маньяка, психопат Фрэнсис Долархайд (Рэйф Файнс), одержимый идеей собственного преображения через убийства, ищет новые семьи для кровавого ритуала и знакомится с коллегой — незрячей девушкой Рибой (Эмили Уотсон).


«Отсчет убийств» (Murder by Numbers, 2002)

Старшеклассники Джастин (Майкл Питт) и Ричард (Райан Гослинг), начитавшись книг по философии, оказались захваченными идеями о свободе человеческого духа. Желая проверить теорию, новые Раскольниковы совершают убийство. Преступление берется расследовать умная и принципиальная Кэсси (Сандра Буллок).

Повествование в «Отсчете убийств» строится параллельно: работа детективов перемежается со сценами повседневной жизни преступников, продолжающих общаться с друзьями и готовиться к экзаменам. Это позволяет не только создать напряжение, но и подробно раскрыть характеры персонажей: школьников, опьяненных силой и безнаказанностью, и женщины-детектива, отдающей все силы работе.


«Милые кости» (Lovely Bones, 2009)

Сьюзи Сэлмон (Сирша Ронан) было 14 лет, когда ее жестоко убили. Душегубом оказался не случайно встречный мерзавец, а сосед, долгие годы наблюдавший за ее семьей через забор.

В основе мистической драмы Питера Джексона лежит одноименный роман Элис Сиболд о девушке-подростке, которая после своей смерти из потустороннего мира смотрит, как родные пытаются преодолеть утрату, а сосед-педофил мистер Харви (Стэнли Туччи) готовится совершить еще одно убийство.

Зрители, как и читатели, видят события глазами Сьюзи. Именно поэтому так болезненно воспринимается незнание родителей, что в нескольких метрах от их дома находится логово настоящего монстра, упивающегося воспоминаниями о совершенных преступлениях. Саспенс создается и благодаря детальному погружению в мир маньяка, который в свободное время создает кукольные домики и ищет новую жертву.


«Крепкий сон» (Mientras duermes, 2011)

Консьерж элитного дома Сесар (Луис Тосар) страдает от психического недуга — он не способен испытывать никаких эмоций. Вкус жизни ему возвращает лишь причинение неприятностей другим людям. Одна из жительниц, жизнерадостная Клара (Марта Этура), никогда не теряет оптимизма — и Сесар прикладывает все усилия на то, чтобы заставить женщину страдать.

По ночам он проникает в квартиру Клары и насилует ее, пока она спит. Долгое время героиня не замечает странностей в поведении консьержа и продолжает советоваться с ним по бытовым вопросам.

Картина исследует извращенное подсознание героя. Коридоры, тесные помещения и шахты лифта, по которым перемещается психопат, становятся отражением его больной психики. Солнечная Клара олицетворяет радость и энергию жизни, она парит над проблемами и движется вперед. А хмурый Сесар порочен и закомплексован, лишен смысла жизни и не способен созидать. Они становятся двумя полюсами, символизирующими два начала человеческой природы.


«Красивый, плохой, злой» (Extremely Wicked, Shockingly Evil and Vile, 2019)

Мать-одиночка Лиз (Лили Коллинз) знакомится с обаятельным молодым мужчиной (Зак Эфрон). Их отношения развиваются так быстро, что героиня не успевает осознать, как уже делит кровать с неизвестным красавчиком и строит совместные планы на будущее. Однако сказочная жизнь разрушается — харизматичный парень оказывается подозреваемым в жестоком убийстве. Лиз до последнего старается не верить в то, что ему вменяют, но вскоре имя ее возлюбленного — Тед Банди — войдет в историю.

«Красивый, плохой, злой» — это фильм-перевертыш: он начинается как мелодрама, а заканчивается реконструкцией реальных событий. Триллер заставляет смотреть за происходящим глазами Лиз и вместе с ней, вопреки известным фактам, сомневаться в справедливости обвинений.