Промо и содержание: 8 случаев, когда рэп-артисты эффектно раскручивали свои альбомы | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Промо и содержание: 8 случаев, когда рэп-артисты эффектно раскручивали свои альбомы

Никита Величко   14 декабря 2021
6 мин
Промо и содержание: 8 случаев, когда рэп-артисты эффектно раскручивали свои альбомы
ST. Фото: Инстаграм рэпера

Самая громкий альбом конца 2021 года — «Красота и Уродство» Oxxxymiron — запомнился не только содержанием, но и промо-кампанией. Time Out вспоминает другие примеры в рэп-индустрии, когда реклама творчества исполнителей была не менее яркой, чем оно само.


Oxxxymiron

Кадр из клипа «Кто убил Марка?»

Баннеры «Когда альбом?» на Новом Арбате в Москве и в других городах России, возвращение с десятиминутной ПТСР-исповедью «Кто убил Марка?», серия синглов и клипов и, наконец, обещанное 12 ноября «Смутное время». Мало кто мог представить, что под таким названием будет скрываться микстейп всего с несколькими новыми песнями — и что альбом будет объявлен позже, а выйдет 1 декабря уже под конец дня.

Игра на чужих ожиданиях, когда поклонники испытывают всю гамму чувств, включая тотальное разочарование, очень характерна для музыканта, который однажды зачитал: «Меня любит моя биполярочка».

Одновременно с этим в «Красоте и уродстве» Oxxxymiron противопоставляет себя новой школе рэперов («Твой вкус — платина [или Платина?], мой — паутиной бантиком патина»; «Я возвращаю слово “село” в слово Барселона» [привет Kizaru]). В их текстах дефицит смысла компенсирован разве что депрессивным гедонизмом.


тима ищет свет

Фото: Инстаграм исполнителя

Черно-белые плакаты, изображающие человека с жуткими подтеками под глазами, внушали ужас жителям Москвы и Санкт-Петербурга. На них было написано: «Пропал человек! Вы его видели? Если вы его видели, свяжитесь», дальше шли контакты. Сейчас по номеру телефона отвечают «Абонент занят, позвоните позднее», а раньше сообщалось: «Нужное время придет 9 апреля». На сайте же были стихи и обратный отсчет, плюс появился не менее загадочный Инстаграм.

Оказалось, что все это — промо альбома Тимофея Якимова, он же «тима ищет свет». Изображение запомнилось. Поклонники после выхода альбома хвалили и музыку, и промо-кампанию. От сторонних слушателей пошли упреки, что все это могло перерасти в нечто большее — например, в игру в альтернативную реальность. В любом случае такой необычный метод продвижения прежде всего отразил бесприютность музыки и музыканта, заложенную даже в его псевдониме.


ЛСП

Фото: Инстаграм исполнителя

Первый с 2017 года альбом рэпера — продолжения City-трилогии — очень ждали. Была известна дата релиза, 11 сентября 2020-го, но ничего больше. Ни названия, ни синглов — только летом 2019-го кто-то написал, что ЛСП якобы выпустит альбом «Свиное рыло» с песнями «Нежный зверь» и «Убийца свин». Не обманули: «рэп-мюзикл» был выпущен в эту дату и идентичными слухам треками. А через неделю без прямых объявлений, но с намеками и ненастоящими сливами появился еще один релиз — тот самый долгожданный One More City.

Во-первых, Олег Савченко просто пошутил, что вполне в его духе. Как он рассказывал, сначала появился выдуманный поклонником трек-лист, который всерьез начали распространять СМИ, а затем — созданный под фанатскую версию — альбом, задуманный как черновик-эксперимент.

Во-вторых, у артиста сложные отношения с Oxxxymiron — причиной тому «разный уровень чувства юмора», как комментировал сам ЛСП. Когда в 2015 году Мирон выпустил «Горгород», среди поклонников была популярна теория, что через неделю выйдет еще один, какой-то «настоящий» альбом, и ЛСП эту идею хорошо обыграл.

В-третьих, хотя «Свиное рыло» и задумывалось как черновик-эксперимент, альбом был выполнен на уровне. Так что рэпера не просто обсуждали всю неделю до момента выхода последней части City-трилогии — это позволило ему выпустить еще два альбома только за 2020 год, которые имеют отличные прослушивания на стриминговых сервисах.


Morgenshtern

Фото: Инстаграм исполнителя

Главная часть всего месседжа рэпера: деньги — это кайф и счастье, у меня они есть, а у тебя, слушатель, нет, так что посмотри на меня, делай как я, и все будет хорошо. «В свое сердце я пускаю лучших — там деньги, мама и Владимир Путин», — характерная строчка для исполнителя, который годом ранее мучился от выбора между «ламбо» и «феррой» и обозначает себя в Инстаграме как Million Dollar Artist.

В этом смысле абсолютно логичными были новости о том, что предоплаты от лейбла за альбомы Million Dollar: Happiness и Million Dollar: Business составили по миллиону долларов.


ST

Фото: Инстаграм исполнителя

В начале апреля рэпер провел самый продолжительный онлайн-концерт в России: он длился ровно сутки, и его фиксировали представители Книги рекордов Гиннесса. По пять минут отдыха в час, сорванный голос, семь миллионов зрителей во ВКонтакте — все это послужило своеобразной презентацией альбома «Поэт».


Tatarka

Фото: Инстаграм исполнительницы

Основной идеей дебютного альбома видеоблогерши, перешедшей в стан рэперов, было показать, как могут звучать татарский и английский языки вместе. Промоакцией стал англо-русско-татарский словарь, который появился в Инстаграме — сейчас его, кажется, уже не найти.

Одновременно с этим на улицах Москвы расклеили стикеры и баннеры со словами «багана», «тартма», «юл билгес», «койма» и так далее — и QR-кодами, которые вели на альбом в Spotify.


Kizaru

Фото: Инстаграм исполнителя

Простая и эффектная акция: добавляешь альбом Born to Trap во ВКонтакте — получаешь бесплатные стикеры, слушаешь альбом целиком — получаешь чуть больше, а весь сет дается тем, кто поделится музыкой на своей странице. Статистика прослушиваний, по словам представителей соцсети, была феноменальной — альбом стал одним из самых популярных на платформе. Вряд ли только из-за стикеров, конечно, но и они явно повлияли на целевую аудиторию.

Кроме того, в один из дней можно было прийти в салоны Москвы и Санкт-Петербурга и набить себе тату с логотипом созданного рэпером творческого объединения Haunted Family.


Хаски

Фото: Инстаграм исполнителя

Сначала рэпер удалил альбом «Евангелие от собаки», над которым работал два года — он объяснил это тем, что в процессе записи у него все перевернулось в голове. Затем Хаски изображал повешение на балконе «Ритц-Карлтона», назначал собственные похороны и выкладывал фотографии с мероприятия вымышленной организации «Путестан». Кажется неверным считать все это промо-кампанией альбома «Хошхоног», ведь каждый художественный жест важен по отдельности.

Тем более после выхода альбома случилась еще одна, уже более традиционная акция — возле московских станций метро промоутеры раздавали листовки с QR-кодом, который вел на страницу прослушивания.