Стокгольмский синдром: 7 фильмов, в которых жертвы влюбляются в своих захватчиков | Кино | Time Out
Кино

Стокгольмский синдром: 7 фильмов, в которых жертвы влюбляются в своих захватчиков

Анастасия Лабурец 8 апреля 2021
5 мин
Стокгольмский синдром: 7 фильмов, в которых жертвы влюбляются в своих захватчиков
Кадр из фильма «Свяжи меня!»
Одним из многих стремлений кинематографа является исследование процесса создания психологических контактов между экранными героями. Наиболее интересным и одновременно весьма противоречивым является так называемый стокгольмский синдром. Time Out вспомнил несколько фильмов, где наиболее ярко показана эта болезненная связь.

«Баффало, 66», 1998

Баффало, 66 — это место и год рождения главного героя Билли Брауна. Действие фильма начинается в первый день его свободы — Билли пять лет отсидел в тюрьме за преступление, которого не совершал. Мужчина собирается отомстить своему обидчику, но перед этим решает навестить родителей. Все это время он успешно врал, что уехал работать в Вашингтон и женился на Венди. В танцевальном клубе Билли похищает случайную девушку Лейлу и приказывает ей притвориться его невестой в присутствии матери и отца. Постепенно героиня влюбляется в Брауна и решает провести с ним остаток своей жизни.

В своей дебютной работе Винсент Галло блестяще играет психологически травмированного бывшего заключенного, которого возможно спасти только дозой истинной привязанности. Лейла, однако, предстает жертвой стокгольмского синдрома, потому что она свято верит, что сможет вернуть Билли на правильный путь, несмотря на его грубое с ней обращение. Это распространенный признак болезни, который встречается в токсичных отношениях.

«Три дня Кондора», 1974

Сотрудник специального отдела ЦРУ Джо Тернер возвращается в офис после обеденного перерыва и находит всех своих коллег мертвыми. Испуганный, он рассказывает своему начальству о жутком убийстве, но вместо поддержки и помощи обнаруживает, что все это было спланировано и его жизнь тоже в опасности. Тогда Тернер берет в заложницы незнакомку Кэти — в ее квартире, где Джо нелегко отыскать и убить, он начинает собственное расследование произошедшего. Постепенно между героями завязываются романтические отношения.

Сидни Поллак подробно исследует развитие стокгольмского синдрома: персонаж Фэн Данауэй объята страхом перед неизвестностью, но постепенно проникается дружеской симпатией и сочувствием к своему «мучителю».

«Свяжи меня!», 1989

Рики, которого играет любимец Педро Альмодовара Антонио Бандерас, выходит из психиатрической больницы и первым делом решает навестить свою бывшую любовницу Марину. Так как девушка не выказывает заинтересованности в продолжении отношений, отчаявшийся мужчина решает заточить ее в своем доме, заткнув рот кляпом и привязав к кровати. Позже он говорит ей, что хочет, чтобы она стала его женой и матерью его детей. Герой уверен, что если девушка будет терпелива, то полюбит его так же сильно, как он обожает ее.

В этой ленте режиссер намеренно вводит ситуацию стокгольмского синдрома, предлагая зрителю задуматься о том, что в основании отношений и брака находится эта же защитно-бессознательная травматическая связь.

«Ночной портье», 1974

Этот шокирующий фильм Лилианы Кавани до сих пор почитают и считают самой смелой и выдающейся работой режиссера с блестящей игрой Шарлотты Рэмплинг.

Действие ленты происходит в Вене в 1960-х годах. Бывший офицер СС Макс работает в отеле ночным портье. Однажды он встречает жену обеспеченного постояльца и узнает в ней бывшую заключенную концлагеря Лючию. Тогда ей было 15 лет и между героями образовалась извращенная связь, которая вновь напомнила о себе.

Этот фильм — один из самых выразительных проявлений стокгольмского синдрома в кинематографе. Он демонстрирует, как преступник может спровоцировать тотальную душевную опустошенность своей жертвы. Разрушительные отношения, основанные на болезненной привязанности, создали потребность в доминировании, и Лючия оказалась идеальной марионеткой в руках Макса, способной исполнить его фетишистские мечты самым преданным образом.

«Спящий», 1973

Вуди Аллен играет парня, который, будучи криогенно замороженным в 1973 году, просыпается 200 лет спустя в полностью механизированном тоталитарном государстве. На какое-то время герой находит убежище в доме известной поэтессы Луны, выдавая себя за робота-слугу. Когда же его прикрытие срывается, он ударяется в бега и тащит девушку за собой.

Поначалу героиня отрицательно реагирует на присутствие Майлза, но после того, как замечает его старания, начинает испытывать симпатию. К тому же он — единственный оставшийся мужчина, который знает, как заниматься любовью «по старинке».

«Однажды в Стокгольме», 2018

Ларс Нистрем — довольно эксцентричный грабитель, который носит длинные усы и обожает Боба Дилана. Он врывается с оружием в главный стокгольмский банк и берет его сотрудников в заложники, среди которых оказывается миловидная Бьянка Линд. Вопреки обстоятельствам, она становится жертвой харизмы преступника, а затем и вовсе заступается за него.

Лента основана на реальной истории ограбления главного банка в шведской столицы в августе 1973 года. Двое террористов взяли в плен четырех сотрудников банка, и жизнь этих людей в течение нескольких мучительных дней висела на волоске. Когда полиция обезвредила грабителей, то заложники всячески пытались оправдать их действия. Именно после этих событий и появился популярный в психологии термин «стокгольмский синдром».

«Том на ферме», 2013

Том приезжает на ферму, где должны состояться похороны своего возлюбленного Гийома, чтобы окончательно с ним проститься. Там он встречает мать умершего и его старшего брата Франсиса. Последний склонен к садизму, однако его голос и запах точь-в-точь как у Гийома, и Том не может этому противостоять. Так главный герой погружается в пучину иллюзий и позволяет себе стать марионеткой в руках жестокого Франсиса.

Лента Ксавье Долана была высоко оценена критиками. Ее премьера состоялась на кинофестивале в Венеции, где она получила приз ФИПРЕССИ.