9 атмосферных фильмов XXI века, снятых в черно-белом цвете | Кино | Time Out

9 атмосферных фильмов XXI века, снятых в черно-белом цвете

Андрей Писков   25 июня 2021
4 мин
9 атмосферных фильмов XXI века, снятых в черно-белом цвете
Кадр из фильма «Милая Фрэнсис»

Иногда хочется ппровести вечер за атмосферным черно-белым фильмом, но оказывается, что все уже пересмотрено по несколько раз. Time Out вспомнил 9 картин в такой стилистике из XXI века, которые вы, возможно, еще не видели.


«Ида», 2014

Предпоследний фильм Павликовского «Ида» не только стал первой польской лентой, получившей «Оскар» за лучший иностранный фильм, но также и первой работой из Польши, номинированной за операторские достижения. Что совершенно не случайно: коллеги режиссера Лукаш Зал и Рышард Ленчевский проделали феноменальную работу по воссозданию духа польского кино 1960-х годов, прибегнув к монохромной гамме и академическому кадру 4:3 (квадрату). В результате история молодой послушницы Анны, отправляющейся в своеобразное паломничество по страшным тайнам семейного прошлого, превращается в эстетически безупречный оммаж ушедшей эпохе.


«Девушка возвращается одна ночью домой», 2014

В свое время продвигавшийся как «первый вампирский вестерн из Ирана», дебютный фильм Аны Лили Амирпур вызывает в памяти, прежде всего, классические голливудские нуары и фильмы ужасов, даром что снят целиком на фарси. Здесь черно-белая палитра позволяет режиссеру точно так же играть с тенями и расставлять необходимые эмоциональные нюансы, заставляя зрителей напряженно ерзать и вглядываться в темноту. Тогда как едва уловимый сюжет рассказывает вполне леоневскую по духу историю двух одиночеств, случайно нашедших друг друга на краю своеобразного фронтира — в пустынном иранском городке Бэд Сити.


«Небраска», 2013

Заработавшая шесть оскаровских номинаций (но ни одной награды) «Небраска» рассказывает историю старика Вуди Гранта (великолепный Брюс Дерн), который, несмотря на прогрессирующее слабоумие и страсть к выпивке, решает отправиться в соседний штат Небраску забрать якобы выигранный им в лотерею миллион долларов. Сопровождать его в путешествии по одноэтажной Америке и семейным неурядицам прошлого нехотя вызовется младший сын Дэвид (Уилл Форте). Изначально снятая в цвете по уговорам алчных продюсеров, картина закономерно была переведена в монохромный вариант на стадии постпродакшена, чтобы подчеркнуть эпичность американских пейзажей и грусть-тоску по уходящей фактуре.


«Трудно быть Богом», 2013

Многострадальная экранизация фантастической повести братьев Стругацких заняла у режиссера Алексея Германа 13 лет съемочного процесса (не считая десятилетий вынашивания замысла) и так и не была закончена при его жизни. Однако получившийся в итоге фильм, при всей своей неоднозначности, неизменно поражает монументальностью реализованного замысла и фактурностью материала. Во многом этого качества удалось добиться благодаря строгой черно-белой гамме, буквально погружающей современного зрителя в ад средневекового хаоса.


«Милая Фрэнсис», 2012

Снятая «современным Вуди Алленом» и одним из лидеров американских независимых Ноа Баумбаком, «Милая Фрэнсис» запоминается даже не удачными диалогами и хорошо узнаваемыми ситуациями из жизни современных 20-летних, а, в первую очередь, любовно выписанным портретом города Нью-Йорка. Собственно, скитания безработной Фрэнсис (прорывная роль Греты Гервиг, которая выступила здесь в том числе и сценаристом) по квартиркам знакомых из Бруклина, Чайнатауна и Вашингтон-Хайтс составляет львиную долю сюжета этой небольшой, но сердечной ленты о дружбе и взрослении. Кстати, ч/б режиссер выбрал как дань уважения одному из классических фильмов о Нью-Йорке — алленовскому «Манхэттену».


«Франкенвини», 2012

Ремейк Тима Бертона собственной игровой короткометражки 1984 года получил звание первого кукольного мультфильма в истории кино, выпущенного в формате IMAX 3D. Впрочем, не менее смелым и удачным оказалось решение оставить картинку в черно-белом формате, как и было задумано 28 лет назад. Как результат, эстетика хорроров категории «Б» и стереоизображение отлично сочетаются с сюжетом о любимой собаке, воскрешенной мальчиком-хозяином после ее смерти, придавая фильму дополнительное эмоциональное измерение.


«Хороший немец», 2006

Мало кому понравившийся и финансово провалившийся эксперимент Стивена Содерберга по воскрешению классического нуара, тем не менее, может похвастаться его отличной имитацией, кто бы что ни говорил. Тут и безупречная актерская игра Бланшетт, Клуни и (неожиданно!) Тоби Магуайра. И красивые отсылки к «Касабланке» и другим голливудским фильмам про любовь во время оккупации. Но главное — это выдержанный в духе Голливуда 1940-х визуальный ряд, которым вездесущий Содерберг занимался собственноручно.


«Ангел-А», 2005

Известный своей тягой к выразительному кино и ярким формальными приемам, в начале нового столетия Люк Бессон неожиданно выпустил лаконичную криминальную мелодраму о мелком бандите и его ангеле-хранителе, который спустился с небес в виде длинноногой блондинки. Впрочем, глупо было бы рассчитывать, что режиссер принялся за ч/б за неимением иных средств самовыражения. Снятая то ли как оммаж «Небу над Берлином», то ли как дань Парижу прошлого, эта сентиментальная история о невозможной любви и контрастах жизни запоминается именно что своим сказочным визуальным ретро.


«Кофе и сигареты», 2003

Антология саркастических короткометражных новелл, снятых Джимом Джармушем на протяжении 17 лет, уже давно обросла культовой славой в киноманской среде. Тем приятнее вернуться к старым героям в лице Билла Мюррея, Роберто Бениньи, Тома Уэйтса и других знаковых персон, чтобы вновь услышать увлекательные и зачастую абсурдные разговоры о вреде никотина, кофеина и катушках Теслы. Черный кофе, белые сигареты — надо ли говорить, что использование монохромной гаммы тут оправдано даже на уровне названия?