Домашний театр: 10 британских спектаклей, которые можно посмотреть онлайн | Театр | Time Out

Домашний театр: 10 британских спектаклей, которые можно посмотреть онлайн

Катерина Воскресенская   1 марта 2022
13 мин
Домашний театр: 10 британских спектаклей, которые можно посмотреть онлайн
Спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»

Бывают ситуации, когда посетить театр и восхититься его атмосферой — жизненная необходимость, но такой возможности нет. Или задача оказывается еще сложнее: заинтересовавший спектакль играют в другой стране. Time Out знает, что расстояния искусству не помеха и предлагает 10 британских постановок, которые можно посмотреть онлайн.


«Дрянь», 2019

Fleabag — название спектакля в оригинале — переводится как «мешок с блохами». Свое творение Фиби Уоллер-Бридж окрестила так неслучайно — в детстве Блоха была ее прозвищем. Многие из тех, кто видел сериал, знают, что он вырос из одноименного моноспектакля, за который Фиби трижды номинировали на премию Лоуренса Оливье.

Миграция проекта из театра на экраны происходит часто — и все же редко бывает успешной. Обычно «переезд» надежд не оправдывает, но у Уоллер-Бридж все получилось. История эксцентричной непутевой героини, которая не претендует на великие цели, совершает ошибки и безрезультатно пытается справиться с ненавистью к себе, каждому пришлась по душе:

«Все немножко похожи на Дрянь, и Дрянь немножко похожа на всех».

Кадр из сериала «Дрянь»

В сериале Фиби помогали такие глыбы, как Оливия Колман и Эндрю Скотт, но в моноспектакле она прекрасно справляется сама. На сцене у актрисы есть только стул и желание рассказать то, о чем не принято говорить вслух. В этой болезненно-неловкой искренности, а также идеальном балансе между юмором и драмой и заключается успех этой работы. Уоллер-Бридж отстаивает право быть собой, а про свою героиню говорит:

«Она боец, хочет быть смешной, веселить и отлично проводить время, и в то же время она отчаянно нуждается в близком общении — в той или иной степени это понятно каждому. Она непристойная, озабоченная, занятая, уставшая — как и все мы».


«Одержимость», 2017

«Дрянь» перешла со сцены на экран, с «Одержимостью» же все наоборот. Спектакль с Джудом Лоу в главной роли поставил Иво ван Хове, вдохновившись одноименным фильмом Лукино Висконти 1943 года. Тот, в свою очередь, был основан на романе Джеймса Кейна «Почтальон всегда звонит дважды».

«Одержимость» — результат сотрудничества театра «Барбикан» и Toneelgroep Amsterdam. Красавец-бродяга Джино вместе со своей возлюбленной Джованной (Халина Рейн) убивает ее мужа Джузеппе (Гийс Шолтен ван Ашат). Режиссер отмечал, что сюжет «Одержимости» напоминает ему греческую трагедию:

«Вы чувствуете, с каким трудом каждый из героев пытается изменить свою жизнь, но с самого начала ясно, что этого не будет. В то же время зрители хотят, чтобы у них все получилось. Надеются, что им удастся освободиться и сбежать от этого мира. В этом пьеса напоминает греческую трагедию, в которой всегда сочетаются утопия, надежда и полнейшее отчаяние — как и в одержимости двух главных героев».

Для Джуда Лоу «Одержимость» была первым спектаклем за много лет, но, несмотря на редкое появление на сцене, о театре он всегда отзывается тепло — все же актер начинал свою карьеру на подмостках. Он уверен — у театра есть много форм, поэтому он будет жить вечно:

«Мы рассказываем друг другу истории на протяжении тысячелетий — это восходит к сидению у костра, и я чувствую, что это всегда будет частью нашей культуры».


«Морская дамба», 2012

Моноспектакль Эндрю Скотта рассказывает о молодом фотографе Алексе, который пытается справиться со смертью своей восьмилетней дочери Люси. Впервые он был показан в 2008 году в театре «Буш» в рамках фестиваля короткометражных спектаклей, через год прошел самостоятельный дебют постановки в театре «Траверс», а в 2012-м вышла его видеоверсия.

Драма театрального режиссера Джорджа Перрина по сценарию британского драматурга Саймона Стивенса идет примерно полчаса, но вряд ли кто-то смог бы вложить в этот хронометраж больше чувств. «Морская дамба» — пронзительно болезненна и филигранно сыграна, но Скотт отдает все лавры пьесе. Он говорит, что она очень красива и все, что ему потребовалось при подготовке, это кропотливо изучить текст. Тогда, по словам актера, не нужно играть слишком много:

«Мне было нетрудно. Не переигрывать куда сложнее. Возможно, с этим пришлось немного побороться. Нужно пытаться противостоять такому, иначе получится ужасно. Мне нравится выражение о том, что мы рассказываем грустные истории ради развлечения. В нем есть доля правды».


«Гамлет: Камбербэтч», 2015

«Гамлет» на сцене театра «Барбикан» — один из самых известных в России английских современных спектаклей. Это роль мечты чуть ли не каждого актера, и Бенедикт Камбербэтч — не исключение. Актер рассказывал, что чувствовал давление времени, ведь обычно этого героя играют в молодом возрасте. При подготовке актер внезапно для себя понял, что ключом к разгадке легендарного образа стало его отцовство.

«Раньше я думал: чтобы достовернее сыграть роль Гамлета, нужно быть бездетным. Считал, это может помешать игре, но удивительно — после того, как сам становишься отцом, начинаешь лучше понимать своих родителей».

Финальную сцену смерти Гамлета актер описал как вдох облегчения и затишье перед бурей немедленной самокритики. При этом Камбербэтч должен был «быстро сбрасывать кожу» и перестраиваться — самокопание не было времени, потому что нужно было поесть, поспать и сразу бежать к сыну.


«Вид с моста», 2015

Еще один спектакль Иво ван Хове был поставлен до «Одержимости» в театре «Янг-Вик». Режиссер адаптировал одноименную пьесу Артура Миллера про трагическую историю запретной любви. Актерский состав спектакля очень убедителен, хотя в основном он держится на игре Марка Стронга. С этой постановкой он вернулся в театр после 12-летнего перерыва:

«Я всегда искал возможность вернуться, никогда не хотел так долго быть вдали от сцены. Помню, когда был моложе, актеры говорили мне, что время уходит быстро. Именно это со мной и произошло. Я снимался в фильмах и не мог играть в спектаклях, потому что не было времени даже на репетиции. К тому же было очень сложно найти подходящий для себя материал после “Дяди Вани” в “Донмаре”, а потом я впервые прочитал эту пьесу и подумал, что она потрясающая».

Портовой грузчик Эдди Карбоне живет в Бруклине с женой Беатрис (Никола Уокер) и племянницей Кэтрин (Фиби Фокс). В какой-то момент к ним приезжают родственники Беатрис, братья Марко (Иман Эллиотт) и Родольфо (Люк Норрис), которые пробрались в страну нелегально. Для семьи это не проблема, и они приютили их у себя. Однако Родольфо влюбляется в Кэтрин, а Эдди восстает против их отношений.

У спектакля три премии Лоренса Оливье, и, конечно, у Стронга — одна из них.


«Ричард II», 2013

Спектакль Грегори Дорана в театре «Барбикан» рассказывает о судьбе Ричарда II и захвате власти его двоюродным братом Генрихом Болингброком. Для роли короля Англии Дэвиду Теннанту пришлось отрастить волосы, и в свободное время актер ходил с хвостом или длинной косой. Теннант рассказывал, что сценарий в стихах одновременно и помогал, и мешал ему учить партию.

«Поскольку там есть пятистопный ямб, то в каждой фразе получается по десять ударений, и нужно попадать в ритм и в рифму. Так что, когда запоминаешь текст, в голове возникают определенные связки. С другой стороны, когда какое-то слово выпадает из памяти, его труднее подогнать, потому что есть определенный ритм».

Актеру также пришлось перестроиться с метода игры в кино на сценический:

«Это другой тип актерской игры, думаю, все актеры чуть нервничали, ведь в театре все несколько преувеличено, нужно рассказывать историю гипертрофированно: с широкими жестами, громким голосом, иногда приходится плеваться! В кино или на телевидении такого нет. Всем потребовалось время, чтобы к этому привыкнуть».


«Розенкранц и Гильденстерн мертвы», 2017

Дэниэл Рэдклифф играет в театре с 2004 года, и пока спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» — последний, над которым он работал. Из-за названия сразу вспоминается знаменитый фильм с Тимом Ротом и Гэри Олдманом, и небольшой элемент преемничества здесь в том, что Рэдклифф — его большой фанат. По словам актера, в свое время само осознание того, что они с Олдманом находятся в одной комнате на съемках саги о «Гарри Поттере», во много раз повышало качество его актерской игры. В том фильме Олдман играл Розенкранца, и Рэдклифф не мог упустить шанс сыграть ту же роль.

Спектакль поставил Давид Лево на площадке «Олд Вик», а образ Гильденстерна воплотил Джош Макгуайр. Все участники постановки были хорошо знакомы по работе в прошлых проектах, и Дэниэл Рэдклифф был очень этому рад:

«Здорово приходить на первую репетицию, не думая о том, что сначала нужно найти общий язык, а просто сразу начать работать».


«Кориолан», 2013

Актер, который считает себя похожим на золотистого ретривера — не самый очевидный выбор на роль сломленного и все же устрашающего воина. Однако одно только присутствие Тома Хиддлстона сделало спектакль заметным. Роль стала для него вызовом, ведь Гнею Марцию Кориолану трудно сопереживать:

«Он не так сильно пробуждает в зрителях симпатию, как Гамлет, Ромео, Джульетта, Розалинда, Отелло или Лир, но в его извращенной честности, соседствующей с невежеством и презрением, можно найти некую чистоту».

В театре «Донмар» особо не разгуляешься — некогда он был банановым складом, а у античной трагедии большой размах. Чтобы передать суть без смысловых потерь, режиссер Джози Рурк упростила все настолько, что неподготовленный зритель почувствует себя обокраденным. В этой резкой прямолинейности в какой-то степени проявляется отражение пьесы — Том Хиддлстон рассказывал, что стилистически «Кориолан» отличается от других шекспировких произведений:

«В грубой и инстинктивной поэзии пьесы нет ничего общего с элегантностью, красотой, ясностью и очарованием, которая встречается в других произведениях Шекспира. Теплота и радость его комедий здесь отсутствуют. И все же безграничная серьезность и напряжение пьесы завораживают».

В «Кориолане» отличный актерский состав — очень интересны работы Деборы Финдли и Марка Гэттиса, известного массовой аудитории по роли Майкрофта в сериале «Шерлок».


«Франкенштейн: Ли Миллер», 2011

Фото: Catherine Ashmore

Режиссер Дэнни Бойл создал для актеров хитрую коллаборацию: они менялись ролями, по очереди играя на сцене Королевского национального театра Доктора и Чудовище. Бенедикт Камбербэтч говорил, сложно было во всех ипостасях: «Ухожу со сцены с разбитой губой, вывихнутым суставом, синяками на запястьях и потеряв пять фунтов собственного веса». Джонни Ли Миллер смотрел на смену ролей с исследовательской точки зрения:

«Возможность наблюдать за работой друг друга во время ежедневных репетиций, на которых мы менялись персонажами, и видеть, как другой актер играет роль, с которой работаешь и ты — поначалу довольно странно, но потом привыкаешь и становится ясно, что на самом деле это потрясающе, потому что можно увидеть со стороны, какие приемы работают, а какие — нет».

Для режиссера спектакля главным было найти в актерах бесстрашие, а не похожий типаж. Камбербэтча тоже фанатом простых решений не назовешь:

«Ненавижу эти стереотипы, будто я ученый, которому по какой-то причине удалось не взвалить на себя еще один образовательный курс, а Миллер — крашенный псих из “На игле”».

Фото: Catherine Ashmore

Джонни Ли Миллера, кажется, вопрос сравнения интересовал меньше всего:

«У Виктора и Создания в пьесе всего две большие совместные сцены, хотя по ощущениям так не скажешь. Эти фрагменты замечательны, и их здорово играть вне зависимости от того, в каком образе ты находишься. Мы не соревнуемся, а поддерживаем и вдохновляем друг друга».

Во «Франкенштейне» можно найти много смыслов, самый очевидный из которых — в стремлении стать Богом или хотя бы попытаться понять, возможно ли это. Однако для Камбербэтча в романе главным оказывается другое:

«Что действительно идет не так в эксперименте Виктора, так это то, что его не волнует его творение. Думаю, в конечном счете это история о неумении быть родителем».


«Дядя Ваня», 2020

Фото: Johan Persson

Режиссер Ричард Эйр говорил, что британский театр колонизировал Чехова точно так же, как русский театр — Шекспира. Один из ярких примеров — спектакль Иэна Риксона «Дядя Ваня» в Театре Гарольда Пинтера с Тоби Джонсом и Ричардом Армитиджем.

Режиссер был в восторге от образа Ивана Петровича Войницкого, который воплотил Джонс. По мнению Риксона, у актера получилось выразить глубокие чувства без сентиментальности, показав экзистенциальный кризис и страшную тоску. Для Тоби Джонса эта роль особенная:

«Она была в очень коротком списке ролей, которые я действительно хотел. У Чехова впервые прочитал и увидел на сцене именно эту пьесу. Не буду говорить, что это роль всей моей жизни, так как это словно отрежет меня от будущих возможностей. В работах Чехова героям важно быть услышанными, замеченными, учитываться, иметь значение. В этом есть элемент классического кризиса среднего возраста, но, кроме него, и что-то действительно глубокое».

Фото: Johan Persson

Запись спектакля делали во время пандемийных ограничений. Армитидж отмечал — было странно, что на сцене людей больше, чем в зале. В «Дяде Ване» актер исполняет роль доктора Астрова. Он признается, что карантин заставил по-другому взглянуть на персонажа:

«С точки зрения врача в пьесе очень много ситуаций, связанных с эпидемией и стрессом. Теперь они считываются иначе. Чехов писал эту пьесу, умирая от туберкулеза, а позади было две эпидемии. Как врач, Чехов был на передовой. Для русских, смотревших спектакль в то время, мысль о смертельной болезни была куда более насущной. Внезапно за последнее время пьеса стала гораздо более актуальной».