Обратная перемотка. Явления, определившие театральную жизнь в последние 10 лет. Часть 1 | Театр | Time Out

Обратная перемотка. Явления, определившие театральную жизнь в последние 10 лет. Часть 1

Нелли Когут   15 февраля 2021
15 мин
Обратная перемотка. Явления, определившие театральную жизнь в последние 10 лет. Часть 1
Спектакль «Горбачев»
Сегодня театр стал для нас важнейшим из всех искусств, как кино в 20-е годы ХХ столетия. Time Out выделил основные тенденции и отобрал самые значимые образцы этого вида искусства за прошедшее десятилетие.

Рубеж десятилетий — прекрасный повод задаться вопросом о том, какие изменения претерпел театр за последнее время. В 2010-е театр предстал в самых разных качествах — то кафедры, то храма, то оплота вольнодумия. Это время обозначилось появлением площадок нового типа, с новыми задачами и функциями, существенным влиянием европейской режиссуры, обострением отношений театра и власти, а также поиском новых форм, в том числе цифровых.


Половцы и печенеги


Начало 2010-х, наверное, было самым свободным и открытым временем для внешних влияний. «Иностранных захватчиков» в лице лидеров зарубежной режиссуры принимали на русской сцене с невероятным радушием. Это время дало старт череде блистательных работ приглашенных постановщиков с местными труппами, а также возможность увидеть на гастролях и фестивалях в России значимые зарубежные постановки.

Позднее политика по перенесению новейшего европейского театрального языка на российскую почву приживется. По приглашению Евгения Миронова в Театре Наций спектакли ставят самые востребованные режиссеры современности, среди которых Томас Остермайер («Фрекен Жюли», 2011), Эймунтас Някрошюс («Калигула», 2011), Робер Лепаж («Гамлет | Коллаж», 2013), Роберт Уилсон («Сказки Пушкина», 2015), Стефан Брауншвейг («Дядя Ваня», 2019) и Алвис Херманис («Горбачев», 2020). Ромео Кастеллуччи («Человеческое использование человеческих существ», 2015) и Хайнер Геббельс («Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой», 2015) ставят в Электротеатре по приглашению Бориса Юхананова.

«Сказки Пушкина», Театр Наций

Постановки лучших режиссеров Европы в Москве уже становятся будничной частью театральной жизни и не могут не влиять на художественные поиски российских постановщиков. Апологетом немецкого театра, непременно содержащего оценку событий, на русской сцене становится Кирилл Серебренников («Околоноля», 2011; «Отморозки», 2011; «Машина Мюллер», 2016). Визионерскую эстетику, когда художественное решение спектакля опирается на визуально насыщенную форму, развивают Роман Феодори («Укрощение строптивой», 2013, Театр Наций), Максим Диденко («Ко­нар­мия», 2014, Шко­ла-сту­дия «МХАТ»; «Иди­от», 2015, Те­атр На­ций; «Пас­тернак. Сест­ра моя-жизнь», 2016, Го­голь-центр; «Цирк», 2017, Те­атр На­ций) и Борис Юхананов («Сверлийцы», 2015, Электротеатр).

Европейский стиль постепенно прививает нам вкус к актуализации классики и поиску современных смыслов на материале канонических текстов. «(А)поллония», привезенная «Золотой маской» в 2011 году, стала образцом социального театра — театра дискомфорта и предельного умственного напряжения. Оказалось, что сцена может быть мощнейшим инструментом проработки исторических травм. Та же «Золотая маска» в 2019 году показала ставший одним из лучших зарубежных гастрольных спектаклей — «Три сестры» Саймона Стоуна (Театр Базеля, Швейцария). Стоун провел настоящий мастер-класс по подлинной актуализации классики — связь с Чеховым у него на уровне отношения к реальности и образа мышления. Удивительно, как каноническая пьеса может восприниматься как только что написанный современный текст.

«Три сестры», Саймон Стоун

Русский театр встраивается в общемировой контекст, изживает свою локальность и начинает существовать во взаимосвязи с вершинами европейского и американского театров.


«Фрекен Жюли» 

Театр Наций, 2011 

Режиссер: Томас Остермайер

Актеры: Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Юлия Пересильд, Елена Горина

Спектакль снят с репертуара

Напряженную психологическую драму можно смело назвать одним из важнейших отечественных спектаклей 2010-х. Руководитель берлинского театра «Шаубюне» Томас Остермайер написал ее для Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова.

Пьеса Стриндберга в версии Михаила Дурненкова стала первой после масштабной реконструкции премьерой на исторической сцене театра в Петровском переулке. Остермайер создал спектакль о взаимовлиянии человеческих судеб и мучительном поиске своего места в жизни. Российскому зрителю, истосковавшемуся по актуальному театру, спектакль вернул забытое за 90-е ощущение включенности в глобальный общемировой драматический процесс.

Тема социального неравенства, история главного героя, который всеми силами пытается выбраться «со дна» жизни, и выразительный любовный треугольник преподнесены необычным для нас образом — по-немецки рационально, выдержано, с выбивающим из автоматизма восприятия отстранением.


«Околоноля» 

Театр Олега Табакова на Малой сцене МХТ, 2011

Режиссер: Кирилл Серебренников

Актеры: Анатолий Белый, Паулина Андреева, Владимир Качан, Игнатий Акрачков, Олеся Ленская, Татьяна Владимирова

Спектакль снят с репертуара

Спектакль, появившийся за шесть лет до дела «Седьмой студии», уже говорил о плотоядной природе любой власти. Собственно слово «власть» в виде неоновой вывески над сценой сопровождало все действие о том, что человек, ввязываясь в большое дело — даже такой прекрасный и гуманистически направленный бизнес, как книгоиздательство, — все равно теряет душу.

Спектакль-мистификация о жизни Москвы 90-х был настоящим цитатником современного российского искусства. На сцене соединились инсталляция Игоря Чиркина и Алексея Подкидышева из книг, по которым идут зрители, фильм-нуар об убийстве в режиссуре Владимира Епифанцева и черный латексный костюм в стиле художницы Саши Фроловой.

После премьеры критики завалили Серебренникова упреками в конфомизме, заискивании перед властью за сам факт обращения к тексту Натана Дубовицкого. По уверениям инсайдеров, под этим псевдонимом скрывался замглавы президентской администрации Владислав Сурков. Дальнейшее творчество Серебренникова — и «Отморозки», и особенно «Машина Мюллер» с надрывной сценой о несвободе с огнем и полицейскими заграждениями — с еще большей ясностью определило значение для него театра. Это прежде всего возможность высказаться о гражданской и политической реальности.


«(А)поллония»

Российский национальный театральный фестиваль «Золотая маска», 2011 

Режиссер: Кшиштоф Варликовский

Актеры: Анджей Хыра, Магдалена Челецкая, Эва Далковская, Малгожата Хаевская-Кшиштофик / Данута Стенка, Войчех Калярус, Марек Калита, Зигмунт Малянович

Спектакль был показан в рамках гастролей

Программа «Польский театр в Москве», организованная в 2011 году фестивалем «Золотая маска», — ключевой гастрольный проект десятилетия. «(А)поллония» Кшиштофа Варликовского, а также привезенные в Москву «Персона. Мэрилин» Кристиана Люпы и «T.E.O.R.E.M.A.T» Гжегожа Яжины задали и по сегодняшний день не теряющий актуальности тренд — интерес к исторической памяти.

Варликовский пытался подвергнуть деконструкции миф о жертвенности польского народа через масштабное полотно по мотивам трагедий Эсхила, Еврипида и текстов польской писательницы Ханны Кралль о Холокосте. Спектакль вызвал неоднозначную реакцию как в прессе, так и у зрителей. На самом же деле это был важный поворот в жизни театра, который получил право осмыслять «немыслимое», рифмовать историю, миф и современность.

Работа с прошлым прослеживается в работах Максима Диденко («Земля»), Алексея Бородина («Нюрнберг») и Константина Богомолова («Слава»), которые принесли театр российскому зрителю для проработки исторических травм.


Жизнь есть сон


В 2011 году открывается междисциплинарный проект «Платформа», направленный на поиски новых театральных форм в синтезе драмы, музыки, танца и новых медиа. Однако «Платформа» запомнилась не только своими творческими экспериментами, но также печально известным делом «Седьмой студии» — ее организаторы обвинялись в хищении выделенных на развитие проекта госсредств. Конфликт с министерством культуры достиг кульминации в 2017 году.

Одним из самых запомнившихся курьезов расследования стало утверждение стороны обвинения, что поставленного в 2012 году шекспировского «Сна в летнюю ночь» не существовало, хотя он стал одним из самых успешных спектаклей проекта. Также утверждали, что многочисленные рецензии критиков, документальные подтверждения и свидетельства очевидцев сфальсифицированы. По результатам суда Кирилл Серебренников и гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин получили три года условно, продюсер Алексей Малобродский — два года условно.

«Сон в летнюю ночь», проект «Платформа»

Так называемое «театральное дело» вызвало широкий резонанс — проект оказался таким масштабным, что сложно было представить, как направленных из бюджета денег вообще хватило для проведения такого количества мероприятий. Только за первый год было представлено десять театральных премьер и двенадцать концертов. На «Платформу» был приглашен Теодор Курентзис, выступали с гастролями «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой — один из первых российских театров, работающий в жанре современной хореографии, читал лекцию Андрей Жолдак, а итальянская театральная компания ricci/forte performing arts ensemble из Италии представила перформанс 100% FURIOSO.

Опыт «Платформы» переняли многие театральные институции: прямой наследник «Платформы» «Гоголь-центр», «Электротеатр», «Новая сцена» Александринского театра. Мастерская Дмитрия Брусникина стала уже не привычным «театром-домом», а открытым для каждого дискуссионным пространством, полем для междисциплинарных поисков. Отныне в театр можно прийти не только на спектакль, но и на конференцию, обсуждение, творческую встречу, погрузиться в материалы медиатеки, на кинофестиваль или даже просто посидеть в кафе. Также «Платформа» стала проектом, подружившим драматический театр с современными композиторами. Александр Маноцков, Дмитрий Курляндский, Сергей Невский, Илья Демуцкий, Владимир Раннев стали известны за пределами академической музыки. Праздник альтернативного театра и вызов устоявшейся норме при этом неизменно встречает сопротивление.

В декабре 2014 года Театр.doc был выселен из здания, в котором существовал со дня своего основания, после чего начался кочевнический период жизни одного из самых актуально и критически мыслящих коллективов России. Премьера спектакля «Болотное дело», посвященного политическим узникам 6 мая, по пьесе Полины Бородиной и в постановке Елены Греминой запомнилась полицейскими рейдами. А в 2015 году православные активисты движения «Божья воля» во главе с Дмитрием Энтео подбросили свиную голову у входа в МХТ им. Чехова. Протест был направлен против постановки «Идеальный муж» Константина Богомолова и был адресован руководителю театра Олегу Табакову.

В конце десятилетия кафкианское сближение театра и политики выразилось в многочисленных идеях театральных слияний и поглощений. Александринский театр должен был организовать единую административную единицу с Ярославским театром им. Федора Волкова под именем «Первого национального театра». В октябре 2020-го, однако, произошло объединение Александринки и Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина, образовав «Национальный драматический театр России». Он получил статус учреждения культуры федерального значения.


«Сон в летнюю ночь»

Проект «Платформа» в Центре современного искусства «Винзавод», 2012 

Режиссер: Кирилл Серебренников

Актеры: Евгений Сангаджиев, Светлана Мамрешева, Никита Кукушкин, Риналь Мухаметов, Екатерина Стеблина, Евгения Афонская, Александр Горчилин, Александра Ревенко

Спектакль вошел в репертуар Гоголь-центра

Одним из самых ярких событий проекта «Платформа» стал спектакль «Сон в летнюю ночь». Он открыл в Москве эпоху спектаклей-променадов, где зритель по ходу действия перемещался за событиями по новым локациям. В 2012 году Кирилл Серебренников занял должность худрука Театра имени Гоголя, а постановка впоследствии вошла в репертуар «Гоголь-центра» и стала одним из главных хитов афиши.

Спектакль делится на четыре части: история богов, история людей, история правителей и история рабочих. Шекспировский сюжет здесь сочетается с отрывками из Овидия и современным авторским текстом. Зрители то подглядывают за героями в узкую щелку в помещении-теплице, то узнают тонкости их эмоциональных переживаний, становясь свидетелями сеанса психоанализа.

Сон в летнюю ночь — это и ночь накануне бракосочетания правителей, которые поссорились из-за индийского малыша-подменыша, и ночь выпускного бала, когда юные, только вступающие во взрослую жизнь существа не могут разобраться в своих чувствах. В эту ночь любовь поворачивается ко всем героям своей инфернальной, иррациональной и разрушительной стороной, подчистую разрушая их привычную картину мира. Так, зритель неожиданно обнаруживает себя в новой, непривычной конфигурации театра.


«Идеальный муж»

МХТ им. А.П. Чехова, 2013 

Режиссер: Константин Богомолов

Актеры: Сергей Чонишвили, Алексей Кравченко, Дарья Мороз, Надежда Жарычева, Игорь Миркурбанов, Марина Зудина, Павел Чинарев

Спектакль в репертуаре театра

«Идеальный муж» в постановке Константина Богомолова — спектакль-квинтэссенция театральной империи, созданной Олегом Табаковым. Перспективный молодой режиссер зарекомендовал себя как провозвестник новой эстетики в своей предыдущей постановке «Лир» в петербургском театре «Приют комедианта». В 2013 году он получил от Табакова карт-бланш на художественный эксперимент. «Идеальный муж» стал удачным трамплином для карьеры Богомолова, который уже к 2019 году дорос до должности художественного руководителя Театра на Малой Бронной.

Гремучая смесь из Уайльда, Чехова, шансона, острой социальной сатиры и узнаваемых человеческих типов в совокупности со звездным составом обеспечивают спектаклю аншлаги много лет. Резонанс постановки с общественно-политической ситуацией в стране спровоцировал скандалы как вокруг имени Богомолова, так и МХТ, вплоть до протестных акций православных активистов прямо на сцене театра. В 2018 году, после смерти Олега Табакова, руководство МХТ принял Сергей Женовач, что означало резкую смену художественной политики и прекращение сотрудничества с Богомоловым.

«Идеальный муж» и вправду стал революцией, где на главной драматической сцене страны классика, не стесняясь в средствах, по-постмодернистки вырывается из привычного контекста и помещается в карнавально-пародийные условия спектакля.А жонглирование литературными памятниками, сочетание различных эстетик, эпох и непременная постирония, где грань между насмешкой и серьезностью окончательно стерта, воспринимаются как непременные черты стиля Богомолова.

Богомолов — еще и актер:

5 причин смотреть сериал «Псих»


Кафедра, с которой можно высказаться о творческой свободе


Поиск истины и актуальных смыслов — не то, чтобы тренд в театре. Стремление добраться до истины — это его неотъемлемое свойство, поэтому на протяжении всей истории театр регулярно превращается в кафедру для прямых и решительных высказываний. Для этого в 2010-х театр активно использует современный драматургический материал.

В 2015 году в «Сатириконе» выходят «Все оттенки голубого» по пьесе Владимира Зайцева. По сюжету подросток, не вписавшись в рамки общественных норм, превращается в жертву общества и даже собственной семьи. Спектакль вызвал всеобщее восхищение, но создателям пришлось пройти и череду испытаний. Во время гастролей в Санкт-Петербурге показ дважды срывали ложными сообщениями о минировании «Балтийского дома». Кроме того, активистами движения «Народный собор» была организована акция против постановки с раздачей пропагандистских листовок.

Режиссер спектакля Константин Райкин вскоре после этого произнес знаковую, отчаянно злободневную речь на VII съезде Союза театральных деятелей. Впечатляющее выступление Райкина стало главным манифестом художника о праве на творческую свободу в новейшей истории российского театра. Он эмоционально высказался против цензуры и о борьбе государства «за нравственность в искусстве».​ «Умная власть платит искусству за то, что искусство перед ним держит зеркало и показывает в это зеркало ошибки, просчеты и пороки этой власти», — так был сформулирован идеальный механизм взаимоотношений власти и художника.

Константин Райкин на VII съезде СТД РФ

И постановка «Сатирикона», и выступление Райкина помогли прозвучать главной теме русской литературы — беззащитность маленького человека перед несправедливостью окружающей действительности.

Тему остракизма и вытравливания поднимает Миндаугас Карбаускис в Театре им. Вл. Маяковского («Изгнание», 2017) по пьесе Марюса Ивашкявичюса. Сезон 2016/2017 также становится временем легитимизации новой драмы — «Золотая маска» вводит новую номинацию «Современная пьеса». Первым лауреатом становится как раз Ивашкявичюс за пьесу «Русский роман» о Льве Толстом, где сам писатель ни разу не появляется. Запрос на пьесу большой формы современного автора возникает из потребности театра доказать, что он может существовать в равной степени и как стабильная государственная институция, способная производить масштабные дорогостоящие постановки, и как открывающая новые имена и говорящая на остроактуальные темы лаборатория.

Интересным образом встраивается в это тренд Марк Захаров, который в спектакле «День опричника» (2016, Театр Ленком) обращается к большой современной прозе — романам Владимира Сорокина. Но беспощадную сатиру о неискоренимой автократии, буквально огораживающей себя Великой стеной, Захаров осеняет своим безграничным гуманизмом. Иван Вырыпаев и Виктор Рыжаков в спектакле «Иранская конференция» (2019, Театре Наций) возвращают театру роль общественной трибуны. Так или иначе, все упомянутые авторы говорят о чувстве свободы и терпимости к ближнему, которые необходимы как для искусства, так и просто для мирной, созидательной жизни.


«Иранская конференция»

Театр Наций, 2019 

Режиссер: Виктор Рыжаков

Актеры: Евгений Миронов, Игорь Верник, Игорь Хрипунов, Чулпан Хаматова, Равшана Куркова, Нелли Уварова, Авангард Леонтьев, Илья Исаев, Ингеборга Дапкунайте, Светлана Иванова-Сергеева, Игорь Гордин

Спектакль в репертуаре театра

По сюжету на симпозиум по вопросам Ближнего Востока в университете Копенгагена съезжаются представители мировой интеллектуальной, политической, культурной, церковной и философской элиты. Здесь они готовятся обсудить главные вызовы человечеству сегодня — нарушение прав и свобод, войны, казни и пытки. Научная конференция перерастает в попытку пересмотреть и вернуть первоначальные значения таким понятиям, как гуманизм, смысл жизни, вера и любовь.

Впечатляющий звездный кастинг выполняет здесь важную функцию — в тексте, который всерьез задается вопросом о будущем человечества, каждый из артистов должен выступать не только от имени персонажа, но и нести свою личную гражданскую и человеческую позицию. На выходе Виктору Рыжакову удалось создать спектакль-акцию о современном мире.


«Все оттенки голубого»

«Сатирикон» имени Аркадия Райкина, 2015 

Режиссер: Константин Райкин

Актеры: Никита Смольянинов, Агриппина Стеклова, Владимир Большов, Олег Тополянский, Марина Иванова, Елена Бутенко-Райкина

Спектакль в репертуаре театра

В 2015 году в «Сатириконе» заговорили на тему, которой никто до этого на российской большой сцене не касался. Из подвалов и камерных площадок тема нетрадиционной любви вошла в репертуар театра, который до этого момента больше предпочитал вечные сюжеты, а не злободневную социальную проблематику. К тому же это первая постановка «Сатирикона» по современной российской драматургии.

История подростка-гея, решившего признаться родителям в своей нетрадиционной ориентации и тем самым спасти их от развода, говорит на самом деле об одной простой, но не очевидной истине. Общество всегда уничтожает все иное и непонятное, даже если это иное — любовь, а взамен оставляет лишь боль неоправданных ожиданий.


«День опричника»

Театр Ленком, 2016 

Режиссер: Марк Захаров

Актеры: Виктор Раков, Александра Захарова, Антон Шагин, Сергей Степанченко, Дмитрий Певцов, Татьяна Кравченко, Игорь Фокин

Спектакль в репертуаре театра

В своей театральной антиутопии Марк Захаров соединил два текста — романы «День опричника» и «Теллурия» Владимира Сорокина. Время действия обозначено как «100 лет после премьеры».

Злую сатиру Сорокина и китаизацию вымышленной Московии Захаров немного приглушает. Если у писателя диссиденты за инакомыслие расплачиваются жизнью, то на сцене мы этого не видим, а «вражеский голос» Запада не доносится до нас в полном объеме из-за глушилок.

Один день из жизни опричника Комяги, карателя и убийцы, отправляющегося на уничтожение врага народа Куницина, заканчивается его преображением в раскаявшегося грешника. Захаров дарит Сорокину свой великий дар — надежду. Его больше привлекает сверкающий, заряжающий действие абсурдизм сорокинской прозы, в смехе он ищет очищение. Есть в этом идущая еще от Горина горькая усмешка от узнавания, вызывающая и печаль, и улыбку.

Читать вторую часть