5 спектаклей Дмитрия Крымова, которые нужно увидеть своими глазами | Театр | Time Out

5 спектаклей Дмитрия Крымова, которые нужно увидеть своими глазами

Антонина Шевченко   28 февраля 2022
4 мин
5 спектаклей Дмитрия Крымова, которые нужно увидеть своими глазами
«Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция». Фото: Сергей Петров

Четырехкратный лауреат «Золотой маски» Дмитрий Крымов — один из самых востребованных театральных режиссеров Москвы. Его любят театры и зрители, на его премьеры не попасть. Каждый его спектакль — про бесконечную влюбленность в этот вид искусства. Time Out рассказывает о 5 спектаклях, которые нужно увидеть своими глазами.


«Сережа»

Из романа «Анна Каренина» Льва Толстого Крымов взял только главных героев, да и то не всех: Анну, мужа, любовника и его маму. Сережа — кукла, игрушка в руках взрослых, которые тоже никакие не взрослые. Женщина-катастрофа Анна разбивает, крушит, ломает и устраивает из жизни хаос и неразбериху. Она сама себе паровоз и жена-дочь своему мужу. Их гармоничная уютная жизнь рушится, когда бедовый ребенок Анна встречает такого же дитя Вронского.

Этот мир детей и нежный, и страшный. В нем много игры, дерзости, смелости и искренности. Душа — нараспашку, и если взрослые не доглядят, то быть беде. Только вот беда в спектакле — не смерть Карениной, а потеря сына. В финале она неожиданно для самой себя попадает в произведение Гроссмана «Жизнь и судьба» и приходит на могилу Сережи. А дальше ей только и остается, что задавать вопросы, на которые нет ответов.


«Безприданница»

Один из немногих спектаклей Дмитрия Крымова, оставшихся в репертуаре театра после его ухода с поста художественного руководителя. В названии — орфография, бытовавшая при авторе пьесы Островском. Да и в спектакле все так неправильно, но это только на первый взгляд.

Несмотря на обозначенный жанр «черная комедия дель арте», это сущий трагический балаган. Хариту Игнатьеву, например, играет мужчина, но совсем не изображая женщину. Она в этом темном жестоком мужском мире — своя. Женщинам в нем вообще не выжить — и на сцену выходят мертвые сестры Ларисы, а сама она то ли сумасшедшая, то ли придуривается, чтобы лишний раз не трогали. Единственный нормальный человек, как ни странно, Карандышев. И все же, кажется, ему в этом мире тоже не выжить.


«Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»

Фото: Сергей Коротышов

Что испытывают режиссеры, когда на генеральной репетиции понимают, что все идет не так: актер встал не туда, поет плохо, текст не помнит? Он хочет его убить. И Крымов убивает. Только не по-настоящему и не своими руками, а с помощью оперного режиссера Евгения Эдуардовича, виртуозно сыгранного неузнаваемым Евгением Цыгановым. Он гений. И завтра ему лететь в Грецию. А тут эта мышиная возня. И кажется, что театр проще сжечь, чем поставить в нем спектакль. «Репетиция — любовь моя» — так называется книга Анатолия Эфроса, отца Крымова, а любовь, как известно, беспощадна и отлично рифмуется со словом «кровь». Так и Евгений Эдуардович ставит свой спектакль: кроваво и из сора. Даже сам умирает в конце, но тоже по-театральному.


«Костик»

Как Константину Треплеву не хотелось быть похожим на других, так и «Костик», названный в его честь, не похож на другие спектакли Крымова. В них совершенно некого любить и некому сочувствовать. Как у «Ленинграда» в песне: «Никого не жалко, никого». И даже тяжесть бытия, которая нависла над героями, никак этому не способствует.

Здесь каждый манипулирует ближним, потому что нормально общаться уже разучились, как и жить. Живое существо в этом мире одно — обаятельный пес Атрей. Остальные же существуют, пытаясь угнаться за молодежными трендами, но оставшись далеко позади. Так что финал Костика вполне понятен.


«Все тут.»

Это, пожалуй, самый личный спектакль Дмитрия Крымова. Он о его родителях: великом режиссере Анатолии Эфросе и его гениальной жене театроведу Наталье Крымовой, а также о нем самом — режиссере только будущем, любящем родителей, театр и жизнь. Когда-то ребенком он увидел спектакль «Наш городок». Это воспоминание рефреном пронизывает весь спектакль, который является ничем иным, как признанием любви. Режиссер сшивает воедино историю своей семьи, близких людей, невышедших спектаклей и всего, что безвозвратно ушло в прошлое, но оживает с помощью магии театра. И все живы, и никто никогда не умрет. Все тут. Точка.