400 лет любимцу публики: 6 спектаклей по Мольеру | Театр | Time Out
Театр

400 лет любимцу публики: 6 спектаклей по Мольеру

Антонина Шевченко 13 января 2022
7 мин
400 лет любимцу публики: 6 спектаклей по Мольеру
Спектакль «Lё Тартюф. Комедия»

Знаменитый драматург, рожденный в состоятельной семье королевского обойщика, мог стать юристом или продолжить дело отца, но выбрал театр. Он опередил свое время, создавая комедии не в духе «низкого» жанра, обличал, заслужил любовь короля, веселил и веселился сам. 15 января исполняется 400 лет со дня рождения господина Мольера. К юбилею драматурга Time Out вспомнил 6 его московских спектаклей.


«Lё Тартюф. Комедия»

Сюжет «Тартюфа» все театралы знают наизусть. Строящий из себя святошу аферист переписывает на себя дом богатого простофили Оргона, но не тут-то было. Это самая популярная пьеса не только у театральных режиссеров, но и у кинематографистов. Да и к тому же на сцене Театра на Таганке много лет шел знаменитый «Тартюф» Юрия Любимова. Так что задачу себе Юрий Муравицкий поручил не из простых — поставить другого «Тартюфа». И он с ней справился настолько, что в итоге стал главным режиссером театра.

Lё Тартюф свеж, ярок, искрометен, китчев и бессовестно нагл. Освещенные неоновым светом люди-куклы с накладными частями тела расхаживают на котурнах, произносят хрестоматийный текст Мольера наперегонки и раздражающе гласируют. Их божок — рок-звезда, не иначе, Кен — в их розовом Барби-домике. Он не только умеет замутить разум своими сладкими речами, он еще и безбожно сексуален, почти гость из пазолиневской «Теоремы». Из-за этого больше даже жаль его, а не семейку Оргрона, которая хоть и остается при крыше над головой, но падает замертво, потеряв без Тартюфа почву под ногами.


«Школа жен»

Десятая постановка Миндаугаса Карбаускиса за десять лет руководства театра — аскетичная и стремительная, самая что ни на есть настоящая комедия. Перевод Дмитрия Быкова, сделанный еще в 2012 году, будто был написан вчера, не говоря уже и о самой пьесе. История стара как мир, потому что она о любви. Состоятельный жених средних лет, господин де ла Суш наконец-то решил жениться. Он уже десять лет «растит» себе жену — воспитанницу Агнессу, а та возьми, да и влюбись в молодого парня.

Минимально решив сценографию, режиссер сделал акцент на актерах и текстах — и не прогадал. В этой постановке каждый на своем месте. И чопорный, но благородный де ла Суш (Анатолий Лобоцкий), которому веришь, что он мог жениться хоть сто, хоть двести раз. Вы его в «Зависти богов» видели? И невинная, не отличающаяся большим умом Агнесса (Наталья Палагушкина). Так и хочется про нее спеть «Ах, ты, бедная овечка…». Ее сердечко и правда бьется из-за Ораса (только-только окончивший ГИТИС Станислав Кардашев). Надо ли говорить, что молодость побеждает? Только вот не путем революции, а точным следованием правил, выученным в школе жен и мужей.


«Мизантроп»

Эта комедия — не самая популярная среди пьес Мольера. Ее ставят крайне так редко, что вспомнить примеры практически не удается. Чтобы восстановить справедливость и заодно приблизить ее к современности, новый перевод пьесы дали сделать Дмитрию Быкову, а затем она попала в руки молодому латвийскому режиссеру Элмару Сенькову. Он же к словечкам-фразачкам, привычным нашему уху, добавляет и другие приметы современности: гаджеты в руках, популярные ток-шоу, задиристый рэп, светские тусовки в барах и теннисные поединки на кортах.

Мизантроп-Альцест — брат нашему Чацкому, бескомпромиссный, умный сноб, не желающий жить по правилам высшего света, из-за чего даже судится с одним из своих многочисленных врагов. В исполнении Александра Горчилина он внешне холоден, хоть внутренне и страстен — влюблен в умную и злую Селимену. Конечно, не взаимно. Он не любит свет, и свет отвечает ему взаимностью. То ли дело Филимонт (Филипп Авдеев) — наигрывающий и лживый, но отнюдь не отрицательный персонаж. Сложно сказать, кто здесь плохой, а кто хороший — как будто все запутались в сетях, а распутаться не могут.


«Плутни Скапена» и «Лекарь поневоле»

Где: Сатирикон

Когда: 23 и 30 января

Купить билеты

У «Сатирикона», как и у его художественного руководителя Константина Райкина, с Мольером давние близкие отношения. Поэтому первые не забыли о юбилее последнего и создали свой мини-фестиваль, на котором будут показывать два спектакля по пьесам француза в один вечер. Обе постановки срежиссированы Константином Аркадьевичем лично.

«Лекарь поневоле» — игра на троих. Трое молодых актеров отдуваются за всех: переодеваются из образа в образ и жонглируют персонажами — коих вообще-то десять, — как циркачи булавами. Это не противоречит сюжету: чтобы насолить мужу, зловредная жена выдает его за всемогущего лекаря — и выкручивайся как знаешь. Вот он и выдумывает себя на ходу.

«Плутни Скапена» могут напомнить вам того самого «Труффальдино из Бергамо» (прославленную роль Константина Райкина), но только если хорошенько всмотритесь. А ведь его хорошенько загримировали и переодели, да и к тому же переименовали. Хитроумный и энергичный Скапен, как и другие герои, одет, как гангстер из 30-х, и говорит, как матерый одессит. Хотя нас уверяют, что действие происходит в Неаполе. Проводя операцию по облапошиванию господ и женитьбе влюбленных, он набивает бешеные ритмы на установленной прямо на сцене барабанной установке, заводя не только себя, но и весь зал.


«Лекарь поневоле»

Олег Долин продолжает поставлять на московскую сцену жизнерадостный и беззаботный площадной театр, без зауми, но с открытым сердцем. У героев душа нараспашку: эмоции царствуют над здравым смыслом, любовь побеждает абсолютно все и завоевывает абсолютно всех. На небольшой арене, выстроенной на Малой сцене Театра Наций, молодые талантливые артисты показывает короткое часовое представление о любви и обмане не для поучения, а развлечения ради. Как это могло бы быть на ярмарке XVII века, когда и была написана пьеса.

Жену дровосека Сганареля жертвой домашнего насилия не назовешь. Эта женщина в красном — огненная фурия, выбегающая из-за зрительных рядов и бросающаяся с размаху на своего тщедушного муженька. Кроме мордобоя и проклятий, он получит еще и изощренную месть, но с этого гуттаперчевого парня все как с гуся вода. Артисты охватывают все небольшое, будто тесное для них пространство: бегают по зрительским рядам, показывают акробатические номера на перилах, спрашивают совета у зрителей. Под конец даже самые чопорные москвичи, застегнутые на все пуговицы, готовы пуститься вместе с ними в пляс и подпевать All you need is love.


«Мнимый больной»

«Мнимый больной» — последняя пьеса, написанная и сыгранная Мольером, после четвертого представления он умер. Его смерть с пошедшей горлом кровью французский режиссер румынского происхождения Сильвиу Пуркарете сделает финалом своей постановки. Сергей Маковецкий здесь не только ипохондрик Арган, он еще и Мольер, играющий Аргана, и сам Сергей Маковецкий, играющий Мольера, играющего Аргана. Такой многослойный пирог превращает комедию в трагикомедию, в которой и смешно, и страшно. «Трагический карнавал» — так пишут о театре Пуркарете, что можно сказать и о спектакле в Театре Вахтангова.

На огромной сцене театра минимум декораций: гримировальный столик, обшарпанные повидавшие жизнь театральные кресла, кровать больного. Здесь обитают гротескные герои, балансирующие на грани карикатуры: дочь Аргана, похожая на текстильную куклу, его жена — богемная декадентка, бледные, как восставшие мертвецы, доктора. Постановка будто создается прямо здесь и сейчас, разворачивается с читки пьесы до грандиозных масштабов спектакля-балета. Балет, перемежающий сцены, Мольер придумал специально для Короля-Солнца, так его любившего. Пуркарете их оставляет и добавляет уже свои интермедии — отрезвляющие и напоминающие, что это всего лишь театр, и кровь есть всего лишь сок.