Юрию Бутусову — 60! Московские спектакли сновидца из Петербурга | Театр | Time Out

Юрию Бутусову — 60! Московские спектакли сновидца из Петербурга

Антонина Шевченко   24 сентября 2021
4 мин
Юрию Бутусову — 60! Московские спектакли сновидца из Петербурга
Спектакль «Отелло»

24 сентября Юрий Бутусов отмечает юбилей. Он режиссер даже не театра, а чувств, эмоций, снов и зазеркалья. В его постановках всегда есть танцы и кокетливые женские ножки, найдется место и поэзии, и огромному количеству исходящего реквизита, уничтожаемого прямо на сцене. Time Out присоединяется к поздравлениям и рассказывает про 5 спектаклей, с которыми обязательно стоит познакомиться.


«Бег»

Когда: 24 сентября, 9 и 21 октября

Где: Театр имени Е. Вахтангова

Купить билеты 

Уже шесть лет на сцене Театра имени Вахтангова идут эшелоном восемь снов по пьесе Булгакова.

Тяжелые, как от лихорадки, глубокие от бесконечной усталости, это сны о «русском лихолетье», когда все нестабильно, все бежит и сносит с ног, торопится и меняется, сходит с ума и кричит в безумии. Границы между своими и чужими стерты. Страна и прежняя жизнь ускользают из рук.

«Бег» — трагедия античного размаха, когда люди подчинены не себе, а Судьбе, безжалостной и не всегда справедливой. Проигравшая Гражданскую войну Белая армия бежит через Крым. Навсегда. Режиссер опускает на сцену железный занавес. Раздается гудок. Назад дороги нет.


«Сын»

Когда: 5 и 6 октября

Где: РАМТ

Купить билеты

Спектаклю по входящей в трилогию пьесе бельгийского драматурга Флориана Зеллера позавидовали в театре Наций. Именно номинация «Зависть» досталась создателям постановки на вручении первой Премии имении Корша. И здесь правда есть, чему позавидовать. Стильный графичный спектакль о семейных архаичных проблемах: все кристально понятно и невероятно красиво.

Молодые родители разводятся. Он встретил другую и начинает жизнь заново, она бьется в истерике, а их сын-подросток уходит в себя. Его душа состарилась и находится на грани смерти, поэтому его играет старший в этом ансамбле артист — Евгений Редько. Он самый серьезный и задумчивый. И решительный тоже — поэтому финал истории определяет именно он.


«Добрый человек из Сезуана»

Когда: 12 октября, 11 ноября

Где: Театр имени Пушкина

Купить билеты

Об этом спектакле говорят много и только хорошее: что это этапный спектакль театра имени Пушкина, что роль Шен Те — главная роль в биографии Александры Урсуляк. Да и для Бутусова, редко дающего интервью и что-либо комментирующего, думается, спектакль тоже стал очень важным.

В нем воплощена любовь режиссера к Бертольту Брехту, в частности, и к немецкому экспрессионизму в целом: его плакатности и философии, поэзии и музыке. Зонги звучат в исполнении актеров в оригинале, на немецком языке. Квинтэссенция этой любви растворяется в безутешном финале, полном сострадания к доброму человеку, которого боги не в силах спасти.


«Барабаны в ночи»

Когда: 30 сентября, 6 октября

Где: Театр имени Пушкина

Купить билеты

Еще одно брехтовское произведение в руках Юрия Бутусова обрело эклектичную форму. В спектакле нашлось место и цирку, и кабаре, и трагедии, и комедии.

Это послевоенный мир из пьесы Брехта — поломанный, искривленный, собранный заново из неподходящих друг к другу осколков. В нем будто бы уже не осталось места ни для чего живого, искреннего и человеческого, а уж тем более для любви.

Солдат возвращается домой, но его беременная невеста выходит за другого. Он застает их помолвку. Какая проза, скажете вы. Какая трагедия для солдата и комедия — для Брехта. А для Бутусова — «очень красивая и романтичная» история.


«Отелло»

Когда: 24 октября

Где: Сатирикон

Купить билеты

«Отелло» в этом году исполняется восемь лет. В театральном мире он долгожитель. Он масочный, буффонный и мозаичный.

Самую страшную пьесу Шекспира, по мнению режиссера, Бутусов разоружает. Злополучные красные платки множатся, черной краской измазываются все кому не лень, и никто никого не душит. Зато некоторые сцены повторяются из раза в раз, будто один из героев прокручивает их в своей голове.

Возможно, это смакующий план мести Яго или сожалеющий о содеянном Отелло. Режиссер подсказок не дает, только еще сильнее раскручивает перед зрителем свой театральный калейдоскоп.