7 знаковых советских спектаклей, которые можно посмотреть онлайн | Театр | Time Out

7 знаковых советских спектаклей, которые можно посмотреть онлайн

Нелли Когут   8 декабря 2020
6 мин
7 знаковых советских спектаклей, которые можно посмотреть онлайн
«Ревизор». Театр Сатиры, 1972 г.
Любому искусству свойственно отражать дух своего времени. По вершинам советского театра можно проследить, как менялись настроения в обществе и в культуре, понять, чем жили люди на протяжении большого периода истории нашей страны. Time Out представляет подборку шедевров советского театра, которые можно посмотреть онлайн.

«Три сестры»

МХАТ им. М. Горького. 1940 г. /Запись 1984 г.

Вторая редакция спектакля по мотивам чеховских «Трех сестер», поставленная Владимиром Немировичем-Данченко в 1940 г., где играли Клавдия Еланская, Алла Тарасова и Ангелина Степанова, сразу после премьеры была провозглашена идеальным образцом психологического театра.

Все остальные постановки классической пьесы неизбежно ориентировались на нее, как на эталон. Этот спектакль завершил глобальную эпоху классического МХАТа с ее точным попаданием в атмосферу времени и тонко уловленной ностальгией по лучшей жизни — за два года до этого ушел из жизни основатель театра Константин Станиславский, а в 1943 г. не станет Немировича-Данченко.

Заложенные ими традиции, конечно, не исчезли ни со временем, ни со сменой актеров в спектакле. В экранной версии 1984 г. (ее осуществил Олег Ефремов) можно увидеть, как чеховские роли исполняют Вячеслав Невинный, Любовь Стриженова, Маргарита Юрьева, Ирина Мирошниченко, Елена Кондратова, Евгений Евстигнеев.


«Мещане»

Большой Драматический театр им. М. Горького. 1966 г.

Спектакль Георгия Товстоногова ясно показывает, почему режиссера называли истинно горьковским режиссером. Он как никто умел выявить и представить на сцене «сверхтекст» пьес Горького и присущий им ассоциативный фон всего ХХ столетия. В «Мещанах» беспощадно препарируется тема современного мещанства как ложный и даже опасный вид жизненной философии.

Настоящим открытием спектакля стал трагический образ зажиточного мещанина Василия Бессеменова в исполнении Евгения Лебедева. В нем отразился конфликт всей постановки — пошлость окружающей жизни затягивает безвозвратно, попытка спасения в иллюзорных, надуманных ценностях лишь усиливает ощущение безысходности.

Первоначальный, «классический» состав исполнителей сохранялся на протяжении почти двадцати лет жизни спектакля.


«Кавказский меловой круг»

Театр им. Шота Руставели. Тбилиси. 1975 г. /Запись 2003 г.

Действие пьесы Бертольта Брехта «Кавказский меловой круг» происходит в феодальной Грузии. Этот текст в постановке Роберта Стуруа стал материалом для выражения народной идеи: именно народ выступает здесь как истинный хранитель добра и справедливости. Судомойка Груше, спасшая от беды и воспитавшая брошенного сына губернатора, проходит через жестокие испытания и выдерживает экзамен на человеческое в человеке.

Грузинский режиссер, грузинский композитор (Гия Канчели), грузинские актеры (Жанри Лолашвили, Лейла Сикмашвили, Рамаз Чхиквадзе) вывели пьесу немца Брехта в иное измерение, где условный национальный колорит обрел свою плоть и кровь.

Спектакль стал визитной карточкой театра и принес мировую славу Роберту Стуруа. Это квинтэссенция стиля режиссера, ставившего спектакли яркие, почти балаганные, с персонажами-масками и наполненные музыкой.


«Иванов»

МХАТ им. М. Горького. 1976 г. /Запись 1981 г.

Легендарная роль Иннокентия Смоктуновского. Здесь в полной мере проявилась творческая индивидуальность актера, выразившаяся в соприкосновении его личности и роли.

Порой сложно отличить, что тут сказано «от себя», а что от лица персонажа; где актер, а где человек. Именно такой артист был нужен режиссеру спектакля Олегу Ефремову, в Чехове искавшему современника.

Сам Ефремов описывал свой спектакль как «закатный». Имение профессора Серебрякова находится в запустении, но быт здесь никак нельзя назвать второстепенным — он раскрывает образ и смысл. Никто из героев не находит себе удобного места, и все беспрерывно маются. Вопрос, на который они ищут и не находят ответ — самый главный: зачем ты живешь и в чем смысл жизни. Спектакль стал настоящей исповедью Ефремова о стагнирующем безвременьи «эпохи застоя».

В постановке задействован цвет мхатовской труппы: Иннокентий Смоктуновский, Марк Прудкин, Андрей Попов, Евгения Ханаева, Ангелина Степанова, Екатерина Васильева, Ксения Минина, Елена Кондратова, Вячеслав Невинный.


«Ревизор»

Театр Сатиры. 1972 г. /Запись 1982 г.

Блистательные роли Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Валентин Плучек отказался от изобличения нравов уездного города: социально-бытовая трактовка была вытеснена гоголевской темой фатальной неизбежности расплаты.

Психологическое углубление образов возводит сатиру на новую высоту. Городничий-Папанов лишен карикатурности, он реален, а потому еще более страшен. Хлестаков Андрея Миронова — трагический неудачник, затеявший игру с судьбой, но неизбежно терпящий поражение.

Полный водевильной легкости, импровизации, «комедия характеров с отсветом гротеска», как назвал его сам Плучек, спектакль «Ревизор» идеально воплощает дух Театра Сатиры.

Также в ролях: Вера Васильева, Татьяна Васильева, Георгий Менглет, Александр Ширвиндт, Михаил Державин.


«Серсо»

Театр на Таганке. 1985 г.

Этот спектакль стал одним из ключевых театральных событий не только сезона 1985/1986 годов, но и всего десятилетия. В Театре на Таганке великий режиссер Анатолий Васильев, получивший мировое признание и известность, ставил по приглашению Юрия Любимова.

Репетиции на Малой сцене театра продолжались целых три года, что стало выражением уникального метода Васильева: театр рождается в неразрывной связи со школой-лабораторией. Сам процесс работы над спектаклем, в прямом смысле преображающий актеров, не менее важен, чем конечный результат.

По пьесе Виктора Славкина шесть «колонистов» странным образом оказываются в загородном доме, доставшемся герою под именем Петушок в наследство от дальней родственницы. И сценография Игоря Попова с использованием черной пленки, и новый стиль игры актеров Альберта Филозова, Алексея Петренко, Людмилы Поляковой, Натальи Андрейченко провозгласили окончательный разрыв с послевоенной театральной эстетикой и заложили прообраз будущей «Школы драматического искусства».


«Братья и сестры»

Малый драматический театр. Ленинград. 1985 г. /Запись 2005 г.

Спектакль-эпопея «Братья и сестры» — одна из самых важных работ в творчестве Льва Додина. Актерский курс Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии начал работу над постановкой тетралогии Федора Абрамова «Пряслины» за десять лет до того, как состоялась премьера. По словам автора, история этого спектакля похожа «на сказку и анекдот вместе». Делегация юных студентов взяла на себя смелость рассказать о военных трагедиях, голоде, холоде, изнуряющей работе.

Легендарной стала экспедиция актеров на родину Федора Абрамова — в северное село Веркола, чтобы на собственном опыте прочувствовать, что такое грабли, коса, сам крестьянский быт, беды и боли народной жизни. В итоге постановка стала гимном мужеству, духовной и нравственной красоте человека. Этот тот случай, когда театр родился из встречи с автором, заговорил с ним одними словами и стал жить одними с ним темами. Режиссер Лев Додин создал произведение возвышенной поэтичности, пробирающийся к сути истории в истинном ее виде.