10 главных живописных шедевров Эрмитажа: увидеть «Черный квадрат» и перейти к «Танцу» | Арт | Time Out

10 главных живописных шедевров Эрмитажа: увидеть «Черный квадрат» и перейти к «Танцу»

Клара Хоменко   22 июня 2023
8 мин
10 главных живописных шедевров Эрмитажа: увидеть «Черный квадрат» и перейти к «Танцу»
Фото: legion-media.ru
Чтобы полностью обойти Эрмитаж, нужно несколько недель. Если вдумчиво любоваться и оценивать каждый шедевр, выставленный в залах музея — не хватит и года. Time Out, решив облегчить задачу читателям, рассказывает о тех картинах главного музея Петербурга, которые надо обязательно увидеть, а также об их судьбе в России.

«Мадонна Литта»

Фото: официальный сайт Государственного Эрмитажа

Автор: Леонардо да Винчи

Где находится: зал 214 Зимнего дворца

Название картины отсылает к имени ее владельца, герцога Антонио Литта из Милана, который был последним владельцем шедевра. Эта семья, кстати, имела тесные связи с Россией: один из ее членов был советником Павла I и женился на племяннице князя Григория Потемкина. В 1963 году «Мадонна Литта» вместе с еще тремя картинами была продана Эрмитажу. Она была написана на дереве, находилась в ужасном состоянии — а в таких случаях реставраторы XIX века просто переносили изображение с дерева на холст. Результатом этой «реставрации» почти сразу стал спор, принадлежит ли картина кисти Леонардо да Винчи: растушевка ужасная, грубые краски — при идеальной композиции и голове Мадонны, аналог которой нашелся в рисунках мастера. Споры шли долго, пока не стало возможным исследование в рентгеновских лучах. Тогда стало понятно, что все, что вызывало сомнения — результат работы реставраторов, однако младенца, вероятно, действительно писал кто-то из учеников, заканчивая картину да Винчи.


«Даная»

Фото: официальный сайт Государственного Эрмитажа

Автор: Рембрантд

Где находится: Зал 254 Зимнего дворца

Рембрандт очень вольно подошел к легенде о царевне, которую собственный отец прятал от мужчин, чтобы она не родила ребенка — было предсказано, что сын Данаи убьет своего деда. Зевс явился к девушке в виде золотого дождя, и именно так этот сюжет изображался другими художниками. Рембрандт же написал Данаю, озаренную золотистым светом — нежную, изумленную первым чувством. В Эрмитаж картину купила сама Екатерина II и держала на самом видном месте. В XIX веке нравы изменились, и «Данаю» перевесили подальше из-за «неприличия». Спустя еще 150 лет в 1985 году некий блюститель нравственности облил картину кислотой.

Реставраторы восстанавливали шедевр 15 лет, попутно выяснив секрет светоносных красок Рембрандта. Художник накладывал их в несколько слоев, используя разные техники мазка — за счет этого картина словно светится изнутри.


«Юноша с лютней»

Фото: официальный сайт Государственного Эрмитажа

Автор: Караваджо

Где находится: зал 237 Зимнего дворца

Микеланджело Меризи, которого мы знаем как Караваджо, написал двух «Лютнистов». Один из них хранится сейчас в Метрополитен-музее в Нью-Йорке — ее художнику заказал Франческо Мария Борбоне дель Монте, который был покровителем Караваджо. Второй «Лютнист» был заказан художнику другом дель Монте, банкиром Джустиани. Эта работа находится в Эрмитаже — единственная в России картина Караваджо. Несмотря на сходство сюжета и композиции, полотна отличаются друг от друга настолько сильно, что долгое время считалось, будто их написали разные люди. Однако это не так — просто Караваджо экспериментировал с цветом и впрямую приближался к той манере, по которой его узнают во всем мире. Игра света и тени, множество бытовых предметов, реалистичность исполнения — при жизни Караваджо много критиковали за то, что он пишет жизнь как она есть, без возвышенности, и даже святые на его картинах полностью очеловечены.


«Дама в голубом»

Фото: официальный сайт Государственного Эрмитажа

Автор: Томас Гейнсборо

Где находится: зал 298 Зимнего дворца

Единственная картина Гейнсборо, находящаяся в России, была куплена для коллекции статского советника Алексея Хитрово. В 1912 году это крупнейшее собрание английской портретной живописи по завещанию владельца отошло Эрмитажу. Исследователи не знают точно, кем была женщина, изображенная на картине: одно из самых невероятных предположений гласит, что это княжна Тараканова, самозванка, которая в свое время предъявляла претензии на российский престол как дочь императрицы Елизаветы Петровна. А вот что совершенно ясно — что изысканная, легкая, почти воздушная «Дама в голубом» написана Гейнсборо в период расцвета его таланта и представляет собой настоящий шедевр.


«Юдифь»

Фото: официальный сайт Государственного Эрмитажа

Автор: Джорджоне

Где находится: зал 217 Зимнего дворца

Сейчас эту картину считают одной из тех немногих в мире, что бесспорно принадлежат кисти Джорджоне. Однако много лет работу приписывали Рафаэлю, и лишь позже по стилистическим признакам было установлено, что у «Юдифи» и «Спящей Венеры» один и тот же автор. Картина попала в Эрмитаж в 1772 году, ее неоднократно «поновляли», обводя золотом контуры предметов, а потом покрыли лаком — так было модно, это придавало живописи «галерейный тон». В 1967 году «Юдифь», несмотря на многочисленные протесты, отправили на реставрацию. Когда все позднейшие наслоения убрали, ученым открылся истинный колорит картины — воздушный, яркий, гармоничный. Даже лицо Юдифь, спокойно стоящей над головой Олоферна, стало более умиротворенным. Мало того — открылись городская башня и холмы, листва дерева, травы, цветы и камни. Все это было написано с величайшей тонкостью и много лет скрывалось от зрителей за слоями желтого лака.


«Апостолы Петр и Павел»

Фото: официальный сайт Государственного Эрмитажа

Автор: Эль Греко

Где находится: зал 240 Нового Эрмитажа

Испанский живописец Эль Греко работал в такой манере, что ни современники, ни исследователи не могли причислить его ни к одной школе: есть Эль Греко — и все остальные. Его работы легко узнать по вытянутым фигурам и совершенно фантасмагоричному сочетанию красок. А еще у Эль Греко был любимый сюжет — разлад между апостолами, на эту тему он написал три картины. Одну из них сегодня можно видеть в Эрмитаже: уверенный в своей правоте, жесткий, с прямой спиной Павел — и мягкий, колеблющийся, стареющий Петр. Считается, что в образе Павла художник изобразил себя, поскольку тот проповедовал христианство на Крите, родине Эль Греко. К тому же его личность представлялась живописцу более цельной и интересной.


«Персей освобождает Андромеду»

Фото: официальный сайт Государственного Эрмитажа

Автор: Рубенс

Где находится: зал 247 Нового Эрмитажа

Вообще-то картина Рубенса всегда называлась «Персей и Андромеда» — и ее переименование в 1990-х годах точно было ошибкой. Причина в том, что Рубенс за два года создал два полотна с одним и тем же сюжетом, и одно из них сейчас находится в Берлине, так что люди, интересующиеся искусством, теперь путаются. Между тем шедевр Рубенса, купленный Екатериной II в 1769 году, положил начало коллекции голландской живописи Эрмитажа. Это блестящий образец барокко: роскошные, чувственные тела, в которых узнаются образцы античных изображений, идеальная композиция и общая торжественность момента, которая передается при помощи чередования ярких красок и полутонов.


«Черный квадрат»

Фото: официальный сайт Государственного Эрмитажа

Автор: Казимир Малевич

Где находится: зал 443 Главного штаба

Конец и начало всего сущего, мир до его возникновения, торжество беспредметного бытия — у самой известной картины Малевича много трактовок. Это самое обсуждаемое произведение мировой культуры, своего рода мем. Когда Малевич только написал картину для футуристической выставки в 1915 году, критики пытались обнаружить некие закрашенные образы за черной краской — они просто не могли поверить, что художник действительно изобразил ничто, нуль, к которому футуристы сводили всю предыдущую культуру. Этот исходный вариант хранится сейчас в Третьяковской галерее вместе с тем повторением, который художник написал для Биеннале в Венеции. Третий «Черный квадрат» можно увидеть в Русском музее, а самая интересная история — у эрмитажного.

Он обнаружился в 1993 году, когда некий человек отдал картину в качестве заклада в Инкомбанк, да так и не выкупил. Потом банк разорился, картину должны были продать с аукциона для покрытия долгов. Однако вместо этого ее выкупил Владимир Потанин и передал в Эрмитаж.


«Бульвар Монмартр в Париже»

Фото: официальный сайт Государственного Эрмитажа

Автор: Камиль Писсарро

Где находится: зал 405 Главного штаба

«Серию парижских бульваров» Писсарро создал в расцвете своего таланта. Художнику было 67 лет, когда он приехал в Париж и поселился там в Русском отеле, откуда открывался прекрасный вид на город. Как и все импрессионисты, Писсарро пытался ухватить настроение, чувство, возникающее от одних и тех же пейзажей в разные времена дня и года. Всего он написал 13 картин, которые ныне хранятся в разных музеях мира. Ту, на которой Монмартр был изображен после полудня в солнечный день, купил предприниматель и меценат Михаил Рябушинский. Из его коллекции полотно после революции попало сперва в Третьяковку, потом в коллекциюГосударственного музея нового западного искусства, а затем, когда ее расформировали — в Эрмитаж.


«Танец»

Фото: официальный сайт Государственного Эрмитажа

Автор: Анри Матисс

Где находится: зал 440 Главного штаба

Известный коллекционер Сергей Щукин заказывал Матиссу серию из трех полотен: «Музыка», «Танец» и «Медитация». От последней работы существуют только наброски, две другие художник закончил, и они являются одним из величайших сокровищ Эрмитажа. Правда, современники Матисса вообще не считали его гением: когда картину выставили в Париже, Щукина за глаза называли собирателем хлама, и разгневанные любители искусства писали письма в газеты. В картине усмотрели дьявольские пляски, способность воздействовать на людей сильнее опиума и только что не пророчествовать Апокалипсис.

У Матисса случился нервный срыв, Щукин пытался отказаться от картины— но все-таки купил ее, увез в Россию, где вскоре случилась революция. «Танец» пролежал в разных запасниках десятилетия, прежде чем был, наконец, выставлен и признан шедевром.