Король импрессионизма: что мы знаем о Клоде Моне | Арт | Time Out

Король импрессионизма: что мы знаем о Клоде Моне

Жанна Старицына   14 ноября 2022
8 мин
Король импрессионизма: что мы знаем о Клоде Моне
Фото: картина Клода Моне «Мост Ватерлоо», legion-media.ru
В Париже есть галерея, построенная специально для серии кувшинок Моне – Музей Оранжери. Для зрителей здесь создан максимальный эффект погружения, в расчет бралось даже направление света из окон, чтобы зритель, сидя в центре овального зала, смог ощутить себя в волшебном пространстве воды и цветов и получить пресловутое «впечатление». Time Out рассказывает, как Моне покорил весь мир.

Главное – впечатление

Клод Моне, Впечатление. Восходящее солнце, 1872

Собственно, Моне и стал косвенным автором названия французского течения, перевернувшего живописный мир. На одном из Салонов Отверженных он показал работу «Впечатление. Восходящее солнце», за которую зацепился критик Луи Леруа, опубликовав обзор «Выставка впечатленцев».

К творчеству художников нового поколения относились с иронией: с каких пор бессодержательный эскиз с изображением женщины в саду или фасада собора стали считать полноценной картиной?

Фото: Клод Моне, legion-media.ru

Между тем вся философия импрессионизма строилась на этой безмятежности и «бессодержательности». Художники своим творчеством утверждали, что в работах не обязательно должен быть философский, нравоучительный, религиозный или другой сюжет, можно просто «поймать» любой кадр из жизни, будь то отражение солнца в воде или завтрак горожан в кафе.

Клод Моне, Стога сена, 1891

Новые тенденции касались не только живописных сюжетов, но техники. Оказывается, можно писать этюдно, и это будет полноценной работой, хотя раньше нужно было обязательно переписывать эскиз на «чистовик» в студии, чтобы все было выверенно и четко. Теперь же не обязательно рисовать в мастерской – удобнее сразу с материалами выходить на улицу и там работать. Не обязательно даже краски смешивать – можно просто цвета рядом на холсте накладывать, а глаз человека сам их «смешает» при восприятии. При этом важно работать быстро, чтобы изображение получилось «честным»: даже за час пленэра солнце изменит свое положение, что повлияет на освещение окружающих предметов, и художник начинает не отображать действительность, а додумывать ее.

Еще один важный момент импрессионизма – сознательный уход от четкого контура. Тем интереснее, что свою карьеру Моне начинал как карикатурист, то есть в жанре, где роль линии играет доминирующее значение. Его шаржи были известны на весь французский Гавр, где прошло детство художника. В какой-то момент Моне познакомился с мастером Эженом Буденом, который очаровал его работой на пленэре. По воспоминаниям Моне, именно с их совместной работы на свежем воздухе он решил, что станет художником.

Классическое академическое образование давалось ему непросто. Будучи еще школьником, он тяготился долгими уроками и предпочитал сбегать на прогулки. Ситуация повторилась в университете: с факультета искусств он ушел в студию живописи швейцарского художника Шарля Глейра, где нашел самое важное – друзей и соратников в лице Огюста Ренуара, Альфреда Сислея и Фредерика Базиля.

Пьер Огюст Ренуар, Клод Моне, рисующий в своем саду в Аржантее, 1873

Супруга и модель в одном лице

Работы Моне – это любование каждодневными жизненными моментами, порыву ветра на цветочном поле, дождю на бульваре, брызгам во время купания. Для этого он старается сделать изображение таким, каким видит его человеческий глаз – чуть смазанным и кадрированным.

Герои Моне могут быть повернуты к зрителю спиной или обрезаны, как в случае с работой «Женщины в саду». Платье девушки в левой части сознательно «не поместилось» в кадр, поскольку это не важно, как и не важны достоверные портреты дам, ведь речь идет не о психологической составляющей героев, а о приятном времяпровождении в парке. Более того, для всех трех персонажей моделью послужила одна и та же девушка – супруга Моне Камилла Донсье.

Клод Моне, Женщины в саду, 1866
Клод Моне, Женщина в зеленом, 1866

Она будет фигурировать во многих его работах: по ее портретам можно проследить развитие стиля художника от более академического изображения до постепенного растворения форм. Одна из первых работ с Камиллой – ее персона во весь рост в зеленом платье и полушубке. Именно эта работа принесла Моне известность. Здесь еще четко видно, что девушка специально позирует художнику, зритель различает границы перехода одного цвета в другой, отмечает важную роль контура. Полушубок написан плотным однотонным почти черным цветом – впоследствии импрессионисты будут стараться избегать столь темных фрагментов в картинах.


В работе «Женщина с зонтиком, повернутая влево» импрессионизм представлен в его наиболее узнаваемой форме: калейдоскоп частых искрящихся мазков превращается в позитивный образ-впечатление с девушкой, которую порыв ветра теплым днем застал в гуще цветов.

Работа наполнена светом и цветом, она переливается, почти движется перед глазами, как голографическая картинка. Зритель не видит лица девушки или отдельных элементов, но в целом все образы еще узнаваемы, в отличие от последнего изображения Камиллы на смертном одре.

Клод Моне, Женщина с зонтиком, повернутая влево, 1886
Клод Моне, Камилла на смертном одре, 1879

Донсье умерла в 32 года, родив Моне двоих сыновей. Ее жизнь в браке нельзя назвать беспечной и легкой: родители художника были против их связи, манипулировали финансовой поддержкой, в результате чего Моне долгое время скрывал супругу, а накануне первых родов и вовсе бросил ее в городе одну без средств к существованию. Камилла переносила подобное отношение безропотно, также, как и постоянные материальные взлеты и падения и увлечение Моне женой своего друга Алисой Ошеде, ставшей впоследствии второй супругой художника. Их роман происходил практически на глазах у Камиллы. В момент ее смерти Моне, как прекрасный колорист, не смог удержаться, чтобы не написать ее портрет – полностью сотканный из голубых и серых оттенков, даже несмотря на драматичность момента, он поражает обилием света и богатством палитры.


Работа сериями

Клод Моне, Водяные лилии, около 1915

В Музее Оранжери висит только часть кувшинок: в общей сложности в эту серию входит около 250 картин. Писал Моне, разумеется, с натуры – в своей невероятно живописной усадьбе Живерни, где он жил последние годы, мастер собственноручно разбил сад с прудом. К делу он подошел ответственно, лично переписывался с питомниками, подбирал цветы, покупал специальные книги по садоводству, увлекался экзотикой, в частности, выращивал древовидные пионы из Японии. В водоеме Моне высадил нимфеи разных сортов, а по бокам расположил плакучие ивы, бамбук, ирисы и розы, не забыв перекинуть с одного берега на другой аккуратные мостики.

Сперва он создавал красоту в реальности, а затем переносил ее на холст. В результате было создано огромное количество вариаций кувшинок с разным освещением, размером, колоритом, хотя большинство из них написано в сине-голубых тонах – не только из-за цвета воды, но и по причине заболевания.

К концу жизни Моне страдал от катаракты, которая, по некоторым исследованиям, изменила его цветовое восприятие в сторону синего спектра.

Клод Моне, Кувшинки, 1906
Фото: Усадьба Клода Моне, legion-media.ru

Столь красивую усадьбу Моне смог позволить себе не сразу: первое время он бедствовал настолько, что вынужден был иногда просить своего друга Ренуара купить еды, а в порыве спасения от кредиторов как-то раз изрезал несколько своих работ. В одном из писем другу он написал: «Вчера я был в таком смятении, что чуть было не свалял дурака и не бросился в реку…», что дало повод некоторым исследователям считать, будто Моне действительно чуть не покончил жизнь самоубийством от безденежья.

Клод Моне, Кувшинки в цвету, 1917

Более вероятно, что это была шутка или шантаж, поскольку работы художника покупали, просто он слишком расточительно распоряжался средствами. Его финансовые дела значительно улучшились после знакомства с арт-дилером Полем Дюран-Рюэлем, который стал заниматься продажей его картин. Сейчас на аукционах за одну из работ серии готовы отдать более 50 миллионов долларов.

Моне написал много серий: помимо кувшинок, у него есть цикл со стогами сена, Лондоном, Венецией, тополями, вокзалом Сен-Лазар. Повторения одного и того же сюжета позволяли каждый раз по-новому оценить игру света, уловить минимальные изменения в каждодневных обычных действиях, увидеть красоту в будничных моментах. Одна из первых серий – с вокзалом Сен-Лазар – была разгромлена критиками, которые утверждали, что работы смехотворны, в них нет намека на творчество, и даже дети рисуют лучше.

Клод Моне, Вокзал Сен-Лазар, прибытие поезда, 1877

Другую знаменитую серию – с Руанским собором – Моне написал, будучи уже известным художником. Работал над ней он долго и мучительно, постоянно сомневаясь в собственном успехе, однако впоследствии остался удовлетворен своими творениями, решив распродать их по одному за большую сумму в 15 тысяч франков каждый.

Клод Моне, Руанский собор в полдень, 1894

Это решение вызвало недовольство у его современников, которые утверждали, что смотреть цикл нужно одномоментно, переходя от одной картины к другой, чтобы понять и оценить всю красоту и изменчивость окружающего мира. Почти все работы написаны с одной точки, меняется только освещение – от розового и голубого до золотисто-желтого, а также характер мазка. В результате в каждой работе один и тот же собор выглядит по-новому.

Два работы из серии приобрел наш коллекционер Сергей Щукин – сегодня их можно увидеть в экспозиции Пушкинского музея. Он был лично знаком с Дюраном-Рюэлем, регулярно ездил в Париж и держал счет в зарубежном банке для удобства покупок. Всего Щукин приобрел около 11 работ Моне, а затем переключился на постимпрессионистов.