5 отвратительных и 5 великолепных ролей Михаила Ефремова

5 отвратительных и 5 великолепных ролей Михаила Ефремова

Иван Афанасьев   22 июня 2020
6 мин
5 отвратительных и 5 великолепных ролей Михаила Ефремова

Прямо сейчас вокруг Михаила Ефремова разрастается глобальный, но неудивительный скандал. Time Out предлагает отвлечься от печальной реальности и обратиться к кинематографу. Мы выбрали пять лучших, а заодно и пять худших ролей Ефремова — от безупречных советских шедевров до постыдных представителей современного отечественного кинопроизводства.

Лучшие роли:

 «Когда я стану великаном» (1979)

Своеобразный парафраз историй о столь любимых в СССР трех мушкетерах познакомил советского зрителя с юным актером. Когда ему было 13, он появился в фильме «Дни хирурга Мишкина», где играл его отец, Олег Ефремов. Роль была крошечная, зато в «Когда я стану великаном» все было наоборот.

Режиссер: Инна Туманян

В ролях: Михаил Ефремов, Лия Ахеджакова, Наталья Сеземан

Михаил играл юного сорванца Петю Копейкина, неотесанного грубияна и отъявленного романтика, а папа ему аккомпанировал. Этой ролью Ефремов-младший заявил о себе на весь Советский Союз.

 

 «Граница. Таежный роман» (2000)

Ефремов известен как гений второстепенных ролей. Его герой, алкоголик и картежник Алексей, не лишенный, впрочем, определенного обаяния, легко перетягивал внимание зрителя на себя.

Актерская работа Ефремова действительно удалась — так что стоит отбросить печальные ассоциации и посмотреть на то, как пара Михаила и Елены Пановой наполняет любовью и добротой этот весьма мрачный сериал.

Режиссер: Александр Митта

В ролях: Алексей Гуськов, Ольга Будина, Марат Башаров, Михаил Ефремов, Елена Панова

 

 «Кошечка» (2009)

Набор новелл, в одной из которых Ефремову досталась роль пожилой и никому не нужной балерины Варечки. При всей своей комичности (просто представьте себе Михаила Олеговича в балетной пачке, отплясывающего па на камеру), это глубоко трагический персонаж — подчеркнуто непривлекательная, но очень живая и печальная женщина.

За эту роль Ефремов даже получил главный актерский приз кинофестиваля «Окно в Европу».

Режиссер: Григорий Константинопольский

В ролях: Михаил Ефремов, Дарья Лякишева, Александр Стриженов, Павел Деревянко

 

 «Generation П» (2011)

Кинохит по роману Пелевина переполнен разнообразными звездами российского кино и не только — от Меньшова и Охлобыстина до Шнурова и Парфенова. Но самый яркий выход, пожалуй, был именно у Ефремова.

Экстравагантный, порочный и притягательный одновременно Леонид Азадовский получил не так много экранного времени, но является, пожалуй, наиболее ярким олицетворением «системы» из фильма.

 

 «Хороший мальчик» (2016)

В этой не самой обычной трагикомедии Ефремов исполнил роль директора школы, а по совместительству — любовника матери главного героя, Коли Смирнова. Именно этот персонаж становится одновременно и антагонистом, и невольным учителем прописных истин, и в какой-то момент даже сообщником мальчика.

Герой у Ефремова получился неоднозначным и многогранным — и поэтому особенно реалистичным.

 

Худшие роли:

 «Ржевский против Наполеона» (2012)

В этом несмешном, пошлом и просто крайне посредственном фильме немало хороших актеров, которые вляпались в него, как в огромную детскую неожиданность. Но роль Льва Толстого (которую, собственно, исполняет Ефремов) — не только бездарно сыгранная, но и попросту бесполезная.

Иногда кажется, что существует два актера Ефремовых: один снимается в кино ради искусства, второй — ради возможности лишний раз покривляться. И это вот как раз тот самый случай.

Режиссер: Марюс Вайсберг

В ролях: Павел Деревянко, Владимир ЗеленскийСветлана Ходченкова, Михаил Ефремов

 

 «Черная Молния» (2009)

Неплохая, в общем-то, попытка сделать российский блокбастер в эпоху популярности «Ночного дозора» все же не вошла в учебники по истории кино. Как раз по причине того, что актеры там не играют, а разыгрывают. Совсем молодой Григорий Добрыгин активно изображает дурачка, оказавшегося на передовой борьбы со злом, и это совершенно ему не идет.

Режиссеры: Александр Войтинский, Дмитрий Киселев

В ролях: Григорий Добрыгин, Иван ЖидковВиктор ВержбицкийСергей Гармаш, Валерий Золотухин

А Ефремову досталась эпизодическая роль неприятного пьяницы, который даже в титрах обозначен просто как «алкоголик №1». Современным зрителям не остается ничего, кроме как вздохнуть и развести руками.

 

 «Zомби-каникулы» (2013)

Этот фильм, конечно, ужасен сам по себе. Чего стоят одни только чудовищные отсылки к известным сюжетам вроде «Планеты страха», которые разве что очерняют знаковые фильмы. Но худшее, что в нем есть — после спецэффектов и сценария — это Михаил Ефремов в роли ученого Дудикова.

Режиссер: Кирилл Кемниц

В ролях: Юлия ВолковаМихаил Ефремов, Антон Зиновьев

Заметим, что имя персонажа — это еще один беспомощный реверанс классике, намек на звезду трэш-боевиков Майкла Дудикоффа. Персонаж Ефремова открывает космический вирус, превращающий людей в зомби. В этой роли он много пьет и этим тоже отсылает к своим худшим проявлениям — актерским и не только.

 

 «Кавказская пленница!» (2014)

Еще одно печально знаменитое издевательство над классикой и хорошими актерами. В роли грузина-администратора гостиницы Ефремов столь нелеп, что к нему невольно возникают неудобные вопросы. Здесь обнаруживают себя штампованные представления о жителях Кавказа как об анекдотических персонажах — странных, неадекватных, говорящих с неправдоподобным акцентом. Скажем прямо, не надо Михаилу Олеговичу играть грузинов — или хотя бы не стоит играть их в заведомо плохих фильмах.

 

 «На Париж!» (2018)

Благодаря обзору блогера BadComedian сцена с Ефремовым в этом фильме уже стала мемом. Актер сидит за столом и пьет — причем у зрителя быстро возникает подозрение, что процесс поглощения алкоголя начался задолго до команды «мотор!». Еще один персонаж из галереи однотипных ефремовских алкоголиков, в которой можно найти и офицеров, и ученых, и графов. В общем-то, ничего удивительного — но все-таки неприятно, особенно с учетом того, что в послужном списке Ефремова хватает хороших ролей, и сомневаться в его профессионализме не хочется.

Осторожно: десятичасовая версия печально знаменитой сцены, которая, в общем, вполне передает атмосферу и содержательность фильма.