9 спектаклей-хитов московской сцены | Театр | Time Out

9 спектаклей-хитов московской сцены

Нелли Когут   1 марта 2023
8 мин
9 спектаклей-хитов московской сцены
Спектакль «Кабаре» Театра Наций. Фото: сайт театра
Если вы давно не бывали в театре и боитесь, что упустили что-то важное, то этот список для вас. Смело идите на любой из предложенных спектаклей – сильные эмоции, пища для размышлений и материал для дискуссий вам обеспечен. Time Out подготовил для вас подборку популярных спектаклей, о которых говорит вся театральная Москва и которые непременно стоит увидеть до конца сезона.

9 главных хитов московских театров весной 2023 года:


«Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня»

Фото: сайт театра

Спектакль-фантазия Петра Фоменко по повести Бориса Вахтина в год своей премьеры, в 2000-м, забрал «Золотую маску» и Международную премию имени Станиславского.

А исполнительница главной роли Полина Агуреева стала обладательницей премии «Кумир», победив в номинации с красивым названием «Надежда года». Но даже сегодня, 20 с лишним лет спустя, достать билеты на спектакль почти невозможно.

Любовь двух главных героев, Полины и Михеева (его играет Евгений Цыганов) преодолевает границы времени и пространства, оказывается сильнее смерти – это одна из самых пронзительных постановок Петра Фоменко. Режиссер обладал уникальным даром выстраивать спектакль по законам музыкальной гармонии. И «Деревня» также буквально «звучит»: четко выверенный, вплоть до поворота головы, рисунок несет особую интонацию.


«Гамлет in Moscow»

Фото: сайт театра

Не стоит ожидать от новой премьеры Константина Богомолова сенсационной смены курса – трепетного отношения к классике не будет. Однако поклонники режиссера и так знают, что изюминка его работ – в беспощадной сатире на современное общество.

Так, например, Клавдий в исполнении неподражаемого Игоря Миркурбанова превращается в успешнейшего предпринимателя Клавдия Иосифовича Гамлетмана с тремя замками в долине Луары, подъемниками в Куршевеле и виноградниками в активе.

Конфликты на пути к деньгам и власти разрывают это привилегированное московское семейство. Персонажи, локации, обстоятельства – узнаваемы. Богомолов безжалостно эпатирует и лепит из главной в мировой драматургии пьесы часто неприличное, злободневное постмодернистское зрелище. Конкурентов в раскачке зрителей на эмоциональных качелях, от чувства неловкости до безудержного хохота, у Богомолова и вправду нет.


«№ 13D»

Фото: Екатерина Цветкова

Как ни странно, но подобная виртуозно выстроенная, безупречно соответствующая всем законам жанра комедия – редкость на театральной сцене. Владимиру Машкову удалось создать спектакль, заставляющий зрителей буквально рыдать от смеха. Спектакль-праздник, подарок, салют и фейерверк.

В пьесе британского драматурга Рэя Куни действие разворачивается в гостиничном номере помощника премьер-министра Ричарда Уилли, которого по очереди играют Игорь Верник и Сергей Беляев.

Дебаты в парламенте, любовница-секретарша, исчезнувший труп – абсурдные обстоятельства вызывают каскад гомерически смешных сцен и дают актерам неограниченные возможности для импровизации. Они буквально купаются в своих ролях.


«Дядя Ваня»

Фото: сайт театра

Постановка Андрея Кончаловского по пьесе Чехова обладает очень естественной для автора интонацией – ироничной и в то же время чувственной. Впрочем, едкая ирония в спектакле то и дело перерастает в мелодраматический водевиль, озаренный обаятельной улыбкой Чаплина.

Ассоциации с великим Чарли не случайны – на это намекает решение образа Войницкого в исполнении Павла Деревянко. Сам Кончаловский говорил, что Чаплин был бы лучшим актером на эту роль. Команда спектакля по-настоящему звездная: Юлия Высоцкая – Соня, Наталья Вдовина — Елена Сергеевна, Александр Домогаров – Астров (эту роль играет также Виталий Кищенко).

На сцене возведен помост-возвышение, напоминающий съемочный павильончик. Само действие тоже напоминает съемочный процесс – актеры на скамейке в глубине сцены дожидаются своей очереди, чтобы выйти на площадку. Киношная тема продолжается и проекциями на экране, где современный ночной вид площади Маяковского сменяется пнями на поляне. Документальные съемки еще раз доказывают, что Чехов и в наши дни не утратил актуальности.


«Кабаре»

Фото: сайт театра

Лицензионная постановка знаменитого мюзикла композитора Джона Кандера на стихи Фреда Эбба в руках Евгения Писарева стала полноценной музыкальной драмой.

В спектакле работают не только артисты мюзикла, но и серьезные драматические актеры, звезды московских театров. В их числе — Александра Урсуляк, Юлия Чуракова, Денис Суханов, Олег Савцов, Сергей Кемпо.

История, происходящая в Берлине 1931 года, широкому зрителю известна по легендарному фильму Боба Фосса, снятом им в 1972 году. В основе же мюзикла лежит прекрасная литература – пьеса Джона Ван Друтена «Я — камера» по роману 1939 года Кристофера Ишервуда «Прощай, Берлин».

Блеск дешевого кабаре, мир социальных низов, закат «золотых 1920-х» на фоне надвигающегося фашизма в Театре Наций воплощали, вдохновляясь Брехтом и Пиной Бауш. Благодаря этому спектакль приобрел неповторимый немецкий колорит по сравнению с американизированным мюзиклом. Так, казалось бы, развлекательный и легкий жанр безжалостно окунает зрителя в атмосферу на грани катастрофы, на сломе эпох, где веселье и смех оборачиваются истерикой.



«Женитьба Фигаро»

Фото: сайт театра

Пушкинский Моцарт заметил: «Коль мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку, иль перечти «Женитьбу Фигаро»».

Спектакль Евгения Писарева по одной из самых жизнерадостных комедий Бомарше в точности следует заветам поэта: он искрится, поднимает настроение и сразу погружает в радостную атмосферу праздника.

Нешуточные страсти в замке графа Альмавива разыгрывают штучные актеры театра, представляющие на сцене образцовый ансамбль: Виктория Исакова, Ирина Бякова, Александр Арсентьев, Александр Матросов. Главную роль Фигаро исполняет Сергей Лазарев: он играет своего героя, ни при каких обстоятельствах не теряя юмор и самоиронию. Этот Фигаро как бы говорит зрителям: жизнь бывает трудна, но она прекрасна, несмотря ни на что.


«Поминальная молитва»

Фото: Женя Сирина

Спектакль-возобновление легендарной постановки Марка Захарова по пьесе Григория Горина, основанной на повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник». В ней главную роль исполнял Евгений Леонов.

Спектакль шел с 1989 года и был снят с репертуара после смерти артиста. Возвращение в афишу таких спектаклей, в которых сценический образ становится неотделим от личности актера – шаг серьезный.

Но Александр Лазарев смог дать вторую жизнь спектаклю. Во многом благодаря тому, что нашлись новые Тевье, подчеркнувшие и связь с традицией, и дыхание сегодняшнего времени. В нынешней версии в образе Тевье выходит Андрей Леонов (Леонов-младший), в другом составе – не менее блистательный Сергей Степанченко.

Мизансцены, костюмы, сценография из спектакля Марка Захарова бережно сохранены, как сохранилось и ощущение потока настоящей жизни на сцене. Старики спорят, чья жена сварливее, юноши ищут шанс проявить свою смелость, девушки спорят с отцами и борются за свою любовь.


«Школа жен»

Фото: Денис Жулин

В основе – знаменитая пьеса Мольера о человеке средних лет. Герой настолько боялся стать рогоносцем, что решил взять в жены простушку, воспитанную в монастыре. Спектакль поставил Миндаугас Карбаускис на одного из ведущих актеров труппы – Анатолия Лобоцкого.

Арнольф-Лобоцкий еще больше углубляет эту комедию нравов. В центре внимания оказывается драма старческой любви, патриархальность, пронизывающая семейные отношения – а также расчетливость консервативной зрелости, противостоящая пылкой безрассудной юности.


«Евгений Онегин»

Фото: Валерий Мясников

Сложно мечтать о лучшей театральной версии главного романа русской литературы, чем та, что предложена Римасом Туминасом в Театре имени Вахтангова. Трагедия преданной любви и несостоявшейся судьбы («А счастье было так возможно, так близко!») еще раз доказывает, что механизм страстей не изменился с пушкинских времен.

Спектакль с момента премьеры пополняется новыми интересными исполнителями и обрастает новыми смыслами. Так что вернуться к постановке будет интересно даже тем, кто ее уже видел.

Великолепная музыка Фаустаса Латенаса, изысканная сценография Адомаса Яковскиса и утонченная, щеголеватая в своем сложном сплетении иронии и глубины режиссура Римаса Туминаса – все это позволяет создавать проносящиеся перед зрителями удивительные картины, полные романтики и лиризма.