Защищаю, люблю, убиваю. О чем говорят зонты в кино | Кино | Time Out

Защищаю, люблю, убиваю. О чем говорят зонты в кино

Дмитрий Евстратов   4 мая 2023
6 мин
Защищаю, люблю, убиваю. О чем говорят зонты в кино
Кадр из фильма «Дневники няни»
4 мая 1715 года в Париже был произведен первый складной зонтик. Зонты в кино нередко становятся важными элементами режиссерского посыла, выступают в качестве вспомогательных атрибутов для героев, а иногда даже превращаются в орудия убийства. Time Out вспоминает, какие роли играл этот аксессуар в мировом кинематографе.

Синоним любви

Кадр из фильма «Шербурские зонтики»

Самая часто встречающаяся в кино функция зонта — символизация любви. «Шербурские зонтики» — далеко не единственный, но определенно ярчайший пример такого режиссерского применения аксессуара.

В лирическом мюзикле Жака Деми мать главной героини Женевьевы, влюбленной в автомеханика Ги, владеет маленьким магазинчиком зонтов. Яркие, иногда даже кислотные цвета нарядов, интерьеров и аксессуаров символизируют искрящуюся любовь и надежды на счастливое будущее. Трагическая разлука обесцвечивает жизнь обоих влюбленных: магазин зонтов закрывается, а яркие тона любви превращаются в неброские белые и серые оттенки былого счастья.

Воспользовались этим символическим свойством зонтов и умельцы из студии Pixar. В 2013 году вместе с «Университетом монстров» зрители увидели короткометражный мультфильм «Синий зонтик», в котором происходит встреча двух зонтов — красного и синего — посреди большого города в самый разгар жуткого ливня. Сквозь капли дождя, чудовищный ветер и бурелом из других зонтов они пытаются найти друг друга, но все дальше отдаляются. Когда кажется, что все уже потеряно, синему зонтику помогают дорожные знаки, люки и другие уличные предметы. Любовь воскресает.


Логотип зла

Кадр из фильма «Обитель зла: Последняя глава»

Зонт — ключевой символ человеческого эгоизма и вседозволенности в серии фильмов и игр «Обитель зла». Корпорация Umbrella, что переводится как «зонт», становится главным антагонистом в мире франшизы. Крупнейшая военная и фармацевтическая компания много лет изготавливала лекарственные средства и иные продукты, которые помогали людям по всему миру бороться со сложными заболеваниями. Параллельно с этим корпорация вела теневую игру: ученые Umbrella разрабатывали биологическое оружие и продавали его террористическим и военным организациям.

На логотипе компании изображен раскрытый красно-белый зонт, напоминающий одновременно красный крест и символ рыцарского ордена тамплиеров. Двойственность, заложенная в логотипе — и в слогане «Будущее человечества в безопасности под нашим зонтом» — предопределила судьбу корпорации и ее лидеров. С одной стороны, она помогала людям своими медицинскими разработками, с другой, пошла в Крестовый поход против перезаполняющего планету человечества с помощью зомби-вируса.



Символ защиты

Кадр из аниме «Мой сосед Тоторо»

Часто зонты становятся важной деталью в популярных аниме, поскольку в японской мифологии зонт — это символ защиты от злых духов. Так, к примеру, зонт появляется в одном из лучших аниме Хаяо Миядзаки «Мой сосед Тоторо» (1988).

По сюжету маленький мальчик Канта дарит свой зонт двум сестрам, главным героиням, чтобы те спаслись от проливного дождя. Это маленькое проявление заботы запускает череду добрых дел. Зонт переходит из рук в руки и, в конце концов, оказывается в лапах большого мохнатого духа в самой знаменитой сцене аниме — встрече Сацуки и Тоторо на автобусной остановке. После этого жеста доброй воли сестры получают поддержку от лесных духов в их семейной беде. Все начинается именно с зонта — символа защиты от сложностей окружающего мира.

Кадр из аниме «Могила светлячков»

Интересно, что одновременно с аниме Миядзаки в японский прокат вышла и «Могила светлячков» (1988) — работа его близкого друга и творческого партнера Исао Такахаты.

Ленты закупались школьными советами в паре в рамках программы исторического и эстетического воспитания молодежи. В трагической истории двух японских детей — подростка Сэйты и его сестры Сэцуко — в последние месяцы Второй мировой войны тоже нашлось место зонтам.

Они вновь выступают символом защиты, только, в отличие от «Моего соседа Тоторо», герои ее не приобретают, а теряют. Яркий розовый зонт под грустную музыку вылетает из рук матери — и через некоторое время Сэйта и Сэцуко становятся сиротами после американских бомбардировок. Позднее брат с сестрой путешествуют в поисках приюта уже под изрешеченным пулями и осколками зонтом — символом их разрушенного будущего.


Средство передвижения

Кадр из фильма «Мэри Поппинс возвращается»

Удивительно, что зонт в кино редко становится средством передвижения, несмотря на его прекрасные аэродинамические свойства. Самым известным и, по сути, единственным пользователем этого причудливого транспортного средства в кино остается Мэри Поппинс — персонаж, созданный английской писательницей Памелой Трэверс. Манерная, красивая, аккуратная, добрая и, когда нужно, строгая — именно такой образ идеальной няни существует с момента, когда на полки магазинов поступила повесть Трэверс.

Еще лучше этот образ осел в головах поклонников детских сказок с выходом диснеевских (1964, 2018) и советской (1983) киноверсий приключений Мэри Поппинс и детей семейства Бэнксов.

Непременный атрибут героини — зонтик, с помощью которого ей удается творить настоящее волшебство: прилетать, когда это больше всего необходимо, и улетать в самые светлые периоды. Аксессуар настолько сильно связан с образом идеальной няни, что используется и в других фильмах, посвященных «самой заботливой» профессии на Земле. Например, красным зонтом пользуется героиня Скарлетт Йоханссон в мелодраме «Дневники няни» (2007).


Орудие убийства

Кадр из фильма «Укол зонтиком»

Калечить и убивать зонтики тоже умеют. Такое свойство у аксессуара появилось в XX веке. Зонтом-убийцей пользовались шпионы. В частности, ходят слухи, что именно он стал орудием убийства болгарского писателя-диссидента Георгия Маркова советскими спецслужбами и болгарской тайной полицией. На конце зонта было расположено специальное «жало» с ядовитым веществом. Через три дня после рокового укола писателя не стало.

Этот случай произошел в 1978-м, а уже через два года в европейский прокат вышла комедия «Укол зонтиком» с Пьером Ришаром в главной роли. Знаменитый француз играет актера-неудачника, которого по странному стечению обстоятельств нанимают для убийства бандита-конкурента. Режиссер Жерар Ури создал гомерически смешной «Укол зонтиком» под музыку Владимира Косма в том числе в качестве пародии на волну шпионских боевиков, популярных в середине века.

С тех пор шпионские технологии в кино развивались, и в 2014 году зонт вновь попал в арсенал к агентам — на сей раз им пользовались шпионы секретной службы Kingsman в одноименной экшен-комедии. Все достоинства этого оружия показал герой Колина Ферта в одной из лучших сцен фильма. В баре с помощью зонта, одновременно отличного щита и смертельного оружия, он научил местных гопников английским манерам.