Смысл жизни, право на грусть и умение прощать: 10 лучших эпизодов «Смешариков»

Смысл жизни, право на грусть и умение прощать: 10 лучших эпизодов «Смешариков»

Анна Афанасьева   18 мая 2020
7 мин
Смысл жизни, право на грусть и умение прощать: 10 лучших эпизодов «Смешариков»

Мультсериал «Смешарики» — гордость российской анимации, его с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Не каждый полнометражный отечественный фильм может похвастаться таким качеством: серьезная режиссура, великолепная озвучка, глубокие темы и катарсис в каждой серии. В честь выхода долгожданного нового сезона Time Out выбрал 10 лучших эпизодов любимого мульсериала.

«Пылесос»

Пин и Лосяш решают автоматизировать процесс уборки, а сэкономленное время потратить на мысли «о вечном». Изобретенный ими робот, запрограммированный на борьбу с мусором, интерпретирует занятия друзей как бессмысленное создание грязи и нападает на них. Скоро двое оказываются на дереве в попытке спрятаться от собственного создания. Таким же бесполезным пылесос посчитал литературное творчество Бараша и занятия Совуньи, которые вскоре присоединяются к висящим на дереве. К счастью, упавшая смола выводит из строя пылесос, тем самым прерывая потенциальное восстание машин. Лосяш многозначительно говорит о том, что все когда-нибудь станет пылью, и Смешарики вновь приступают к уборке, оставив мысли «о вечном».

 

«Смысл жизни»

Одна из лучших серий мультфильма вдохновляется «Сталкером» Андрея Тарковского и «Мертвецом» Джима Джармуша. Однажды Бараш обнаруживает, что мир больше не имеет смысла. Он не понимает, зачем умываться и быть бодрым. Даже окно утрачивает свою суть, ведь «смотреть там нечего». В этот экзистенциальный кризис быстро вмешивается Кар-Карыч — он обещает отвезти Бараша к загадочной Кузинатре, дающей смысл.

Печальный поэт поражен открывшимися перспективами: он видит выгоды не только для себя, но и для всех разумных существ. Но длинный путь сквозь метель оказывается слишком сложным для героев, и Кар-Карыч уносит Бараша домой. Тот окидывает свое жилище обновленным взглядом, с удовольствием пьет горячий бульон, греется в теплой кровати и говорит, что этих смыслов ему вполне достаточно для существования.

 

«Без никого»

Друзья развлекаются игрой в фанты. Ежику выпадает задание отправиться ночью в лес, причем сделать это нужно в одиночестве. В сцене, достойной большого кино, мы видим маленькую фигурку с фонарем в руках напротив огромного темного пространства. Первое столкновение с лесом «без никого» оборачивается провалом. Пугающие создания и звуки приводят к тому, что Ежик оказывается на дне колодца, да еще и разбивает свои очки. Однако отчаяние сменяется решимостью, герой выбирается из колодца и новым взглядом победителя смотрит на «жуткий» лес — оказывается, он не так уж и страшен и выглядит по утрам волшебно. В финале в метафорическое путешествие к личностной зрелости отправляется уже Крош, вдохновленный рассказом друга.

 

«Утерянные извинения»

У Нюши и Бараша происходит глупая ссора, и никто не желает просить прощение первым. Пока Бараш убивается из-за чувства вины дома, Нюша жалуется Совунье. Та рассказывает историю из далекого прошлого, в котором она гордо не простила близкому человеку обиду. Разбирая вещи, героини обнаруживают, что письма с извинениями от обидчика хранились в старых неразрезанных журналах совы. Увидев это, Нюша бежит к Барашу принимать извинения. Мультфильм неожиданно смело для детского формата заявляет о том, что жизнь не всегда складывается счастливо, а главными врагами могут стать не злодеи, а поступки. Кроме того, завораживает атмосфера серии, созданная вставками в стиле немого кино и лиричной музыкой.

 

«Несколько мелочей на фоне природы»

Лосяш пытается запечатлеть живописную окрестность. Нюша и Совунья на заднем плане спорят о важных вещах: сначала о необходимости надевать панамку в жаркий день, а затем о шарфе — в дождливый. Внезапно налетает смерч, испуганные герои пытаются убежать, но попадают в самый центр завихрения. Они на удивление быстро смиряются с судьбой — и спокойно сидят за столом, ожидая перехода в «мир иной». Однако компании везет, они приземляются на землю целыми и невредимыми. Довольно быстро громкая радость сменяется теми же мелкими спорами Нюши и Совуньи о заботе о здоровье, пока Лося не видит свою картину, застрявшую на дереве.

 

«Не может быть»

Одна из немногих серий, написанная не сценаристом Алексеем Лебедевым: ее придумала Светлана Мардаголимова. Впрочем, эпизод полностью соответствует атмосфере сериала. Возле дома Лосяша вырастает внеземной цветок. Кроме того, что он не соответствует никаким биологическим нормам, он еще и светится и поет по ночам. Песня цветка очень нравится и Лосяшу, и бабочкам, которые кружатся в танце вокруг инопланетного растения, но ненаучность данного явления сводит ученого с ума. В конце концов он сносит загадочного певца бульдозером — только для того, чтобы по вечерам слушать его песни в записи и пытаться воспроизвести свечение и танцы. Эпизод можно истолковывать по-разному: и как метафору противостояния веры и науки, и как напоминание о трагичном стремлении человека к прекрасному.

 

«Ежик в туманности»

Серия, конечно, является аллюзией на мультфильм Юрия Норштейна «Ежик в тумане». Смешарики снимают фильм о космическом путешествии. В результате технических неполадок на площадке все окружающее пространство оказывается в тумане. Главный персонаж картины, Ежик, теряется в туманности. Не в первый раз демонстрируя склонность к рефлексии, герой рассуждает о ничтожности человеческой жизни перед лицом необъятной Вселенной. «Единственное, что можно сказать точно — мы все на том же куске скалы, который несется в пространстве бесконечного космоса» — заключает Ежик, встречаясь вновь с погруженным в бытовые вопросы Крошем.

 

«Два волшебника»

Заблудившись, Бараш и Нюша попадают в таинственную пещеру, где неосмотрительно съедают яблоко с рук золотой мистической статуи. Теперь герои могут исполнять любые свои желания, просто почесавшись, загадывая их. В начале их интересы не заходят дальше еды, напитков и пения птичек. Но постепенно желания становятся изощреннее, и вскоре реальность делится на два мира, непохожих друг на друга по цвету, ощущениям, смыслам. Оказывается, что Нюша и Бараш хотят одинаковых вещей (красота, справедливость и доброта), но представляют их совершенно по-разному. Серия демонстрирует еще одну сильную сторону мультфильма — качественную анимацию и креативность образов.

 

«В начале было слово»

Один из самых «взрослых» по своей тематике мультфильмов. Бараш случайно обнаруживает, что Кар-Карыч пишет историю жизни Смешариков, и его категорически не устраивает, что там зафиксирован случай, когда он испугался кататься на горке. Баран решает написать свою историю, со сражениями и принцессами. Постепенно принять участие в создании истории хотят все герои, кроме впавшего в зимнюю спячку Копатыча. Случайно проснувшись в конце серии, он обнаруживает весь эпос, созданный друзьями: аудиозаписи Пина о динозаврах, мечты Нюши о принцессах, ледяную живопись Кроша — и решает создать еще одну версию жизнеописания Смешариков.

 

«Комната грусти»

Несмотря на прогрессивные в целом идеи, мультсериал неоднократно критиковали за изображение женских персонажей. Если мужчины представлены несколькими архетипами (ученый, интроверт, изобретатель, непоседа и так далее), то женщины могут быть лишь двух видов: девушка и бабушка. Однако на протяжении истории Смешариков и Нюша, и Совунья доказали свою многогранность.

В этой серии Нюша придумывает комнату, в которой можно грустить. Такой терапевтический трюк не зря приходит в голову именно ей: героиня известна своей эмоциональностью. Узнав о комнате, многие Смешарики приходят в нее по очереди, пока наконец несколько героев не встречаются там и не начинают решать проблемы сообща.

Пока все дома: депрессия в большом городе. Как распознать, что с этим можно и нужно сделать