Такова жизнь: 5 отличных фильмов, которые показывают реальность без прикрас

Такова жизнь: 5 отличных фильмов, которые показывают реальность без прикрас

Виктория Савина   20 мая 2020
6 мин
Такова жизнь: 5 отличных фильмов, которые показывают реальность без прикрас

С каждым годом все большую популярность набирают картины, которые не просто обращаются к социально-политическим проблемам, но и как можно более аутентично и глубоко отражают действительность. Time Out выбрал 5 ярких реалистичных фильмов, снятых за последнее время.

«Капернаум» (2018)

Capharnaüm

Надин Лабаки и раньше снимала работы с социально-политическим посылом. Но «Капернаум» — это заявление уровня протеста: невероятно честный фильм стирает грань между документальным и художественным кино. В картине заняты непрофессиональные актеры со стрит-кастинга, поэтому их поведение в кадре — максимально естественное. Надин проводила с ними подробные интервью: расспрашивала об условиях жизни и распорядке дня, а затем выстраивала атмосферу фильма и адаптировала историю под людей, которые будут сниматься.

Режиссер: Надин Лабаки

В ролях: Зейн Аль Раффеа, Йорданос Шифероу, Болуватифе Трэжа Банкоул

Читать рецензию

Например, главного героя, Зейна, сыграл мальчик из бедного семейства, причем это его настоящее имя. Йорданос Шифероу (Рахиль) — нелегальная иммигрантка из Эритреи. Роль маленького Йонаса исполняет девочка Болуватифе Трэжа Банкоул, чьи родители — выходцы из Кении и Нигерии. Сама же Лабаки сыграла адвоката Зейна.

История начинается с заседания суда. Мы узнаем, что 12-летний мальчик по имени Зейн, получивший пятилетний срок, подал на родителей в суд за то, что они дали ему жизнь. Затем лента переключается на подробные флэшбэки, в которых главный герой рассказывает о своей биографии. Фильм снят в максимально подвижной манере, избегая искусственности и нарочитой драмы.

В кадр словно проникает жизнь, в которой Лабаки со страстью освещает комплекс злободневных проблем: брошенные дети, отсутствие прав у иммигрантов и нелегальные беженцы. Используя в том числе свой символический адвокатский статус, Надин отказывается обвинять героя, но протестует против социально-политического устройства страны.

 

«Молодой Ахмед» (2019)

Le jeune Ahmed

Ранние картины Дарденнов посвящены реалиям жизни рабочих, отношениям между родителями и сыновьями, социальной несправедливости и круговой поруке. «Молодой Ахмед» затрагивает несколько иной, но не менее острый и актуальный вопрос.

Режиссеры: Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн

В ролях: Идир Бен Адди, Оливье Бонно, Мириам Акеддиу

Режиссеры показывают трансформацию 13-летнего подростка: из обычного школьника-мусульманина он превращается в радикала-экстремиста. Под влиянием идей имама, проповедующего джихад, Ахмед нападает на свою «неверную» учительницу и попадает в реабилитационный центр, где ему должны помочь справиться с гневом.

В ленте встречаются современность и традиции, религиозность и радикализм — и все это сплетено с темой хрупкой, уязвимой юности. Как и в предыдущих фильмах режиссеров, диалоги в «Молодом Ахмеде» сведены к минимуму, действие сосредоточено на конкретных событиях. Благодаря безмолвию Ахмед предстает почти обезличенным: это образ человеком в шаге от вступления на путь крови. За мальчика говорит очень подвижная камера.

Она фиксирует его отстраненность от социальных и родственных связей, замененных ежедневными процессиями, мечется подобно его душе и подбирается к нему максимально близко, пытаясь понять, остались ли в герое «запретные» чувства.

 

«Отверженные» (2019)

Les Miserables

«Отверженные» Ладжа Ли никак не связаны с «Отверженными» Виктора Гюго и уж тем более не являются очередной экранизацией романа. Хотя архетипы персонажей действительно имеют что-то общее с героями одноименной книгой, да и социальная ситуация изменилась меньше, чем хотелось бы.

Действие картины, основанной на реальных событиях, разворачивается все в том же пригороде Парижа Монфермейле, где вот-вот разгорится война. Чернокожий ребенок украл у цыганской диаспоры львенка, и полицейский патруль едва не убил мальчика во время погони за ним. Это событие становится последней каплей в и без того напряженных отношениях местных жителей.

Фильм Ли пронизан политическим протестом и бунтарским духом: это очень подвижное и прямолинейное кино, в котором совершенно нет нарочитости. С каждой минутой герои все более взбудоражены, саспенс накаляется и приводит к мощному взрыву в финале. При этом сосредоточиться на ком-то одном из героев невозможно. Фильм рисует общие черты полицейских, членов диаспор, местной шпаны, словно бы выдергивая лица из толпы. У зрителя нет времени вникнуть в чью-то судьбу или узнать поближе кого-то из персонажей — и это полностью соответствует идее картины.

Здесь нет однозначно положительных или отрицательных героев, и возникающая в финале цитата Гюго подтверждает эту мысль. Мы видим лишь одну большую проблему, в которую втянуто множество разных людей.

 

«Извините, мы вас не застали» (2019)

Sorry We Missed You

Живой классик Кен Лоуч всегда был очень последователен, раз за разом исследуя жизнь рабочих в мельчайших деталях. В драме, посвященной рабскому положению работников службы доставки, автор остался верен своим принципам и обратился к особенно актуальной теме. Премьера фильма совпала во времени со скандалами по поводу чудовищных условий работы в «Амазоне» — в том числе систематических недоплат.

«Извините, мы вас не застали» рассказывает о жизни усредненного работяги, который хотел побыстрее выплатить ипотеку и обеспечить семье достойную жизнь, но оказался в бесконечном круговороте эксплуатации. Работы Лоуча посвящены разным эпохам, и, судя по его фильмографии, из поколения в поколение меняются лишь понятия. Суть остается прежней: тотальное обезличивание человека и деградация общества.

Изображая современную ситуацию, Лоуч делает акцент на том, что власть в лице социальных механизмов и стандартов максимально лишена души. Фильм очень жестко и аутентично показывает реалии и судьбу как рабочего класса в целом, так и отдельного человека.

 

«Невидимая жизнь Эвридики» (2019)

A Vida Invisivel

«Невидимая жизнь Эвридики» наполнена телесностью, чувственностью, тонко переплетающимися лейтмотивами, которые наслаиваются на «земную» и одновременно мифологическую историю. Картина начинается с пролога: две сестры, Эвридика и Гида, пытаются отыскать друг друга в экзотическом лесу. Первая из них говорит о том, что нужно было запереть вторую в спальне и проглотить дверной ключ. Слова эти пронизаны печалью предстоящей разлуки.

Действие разворачивается в 50-е годы в Рио-де-Жанейро. Сестры мечтают о жизни в Европе. Но Эвридика хочет стать пианисткой и поступить на учебу в Вену, а Гида жаждет свободной жизни и бежит из дома с любовником в надежде обрести личный рай в Греции. Однако на дворе царит патриархальная эпоха. Отец одновременно лишает Эвридику карьеры, выдав ее замуж, а вернувшуюся беременную Гиду выдворяет из дома, запретив сестрам общаться. Сюжет показывает участь женщины как внутри семьи, так и за ее пределами. Близких людей не обязательно должна объединять кровь — вот мысль, которая «просвечивает» в этой истории.

На протяжении всего фильма мы следим за судьбами героинь: грезы о лучшей жизни разбиваются о печальную реальность, и вместе с ними постепенно уходит молодость.