10 лучших эпизодов «Рика и Морти»: пришельцы, Безумный Макс и бесконечная философия

10 лучших эпизодов «Рика и Морти»: пришельцы, Безумный Макс и бесконечная философия

Анна Афанасьева   2 мая 2020
12 мин
10 лучших эпизодов «Рика и Морти»: пришельцы, Безумный Макс и бесконечная философия

3 мая на экраны возвращается один из самых противоречивых, философских и интеллектуальных сериалов последних лет — «Рик и Морти». Тяжело выбрать самые лучшие эпизоды среди четырех великолепных сезонов, большинство из которых заслужили любовь зрителей и похвалу от критиков. С трудом, но Time Out все же выбрал 10 из них. Как всегда: остерегайтесь спойлеров!


«Мисикс и разрушение»

(1 сезон, 5 серия)

В этом эпизоде, как и в большинстве остальных, развиваются параллельно два сюжета. В одном Джерри, Бет и Саммер исполняют свои желания с помощью устройства, которое дал им Рик. Оно работает так: человек дает несложное задание, нажимает на кнопку и появляется существо-универсальный помощник Мисикс. Несмотря на то, что Саммер и Бет загадывают, казалось бы, невыполнимые желания (стать популярной в школе и полноценной женщиной соответственно), Мисикс быстро справляются с ними. Простая задача Джерри (улучшить успехи в гольфе) оказывается слишком сложной даже для всемогущих Мисикс. Лишенные возможности выполнить свое предназначение и отправиться в небытие, они сходят с ума и решают прикончить источник их страданий — Джерри. К счастью, вмешивается Бет и спасает непутевого мужа. Сюжет задает сложные экзистенциальные вопросы: насколько мы похожи на Мисикс, чье существование бессмысленно без цели.

«Мисикс пришли в этот мир не для того, чтобы искать смысл, Джерри! Мы созданы, чтобы выполнить единственную цель… Существование — это боль для Мисикс, и мы пойдем на все, чтобы уменьшить ее».

Второй сюжет рассказывает о приключениях Рика и Морти в сказочном мире. Сценаристы добавляют в классическую историю о героях, страдающем народе и злом великане несколько бытовых сцен и проблем: у «злого» великана есть жена, всеми любимый правитель народа оказывается педофилом, а героев спасает несовершенство юридической системы. Одна из самых тяжелых сцен всего сериала показана в серии: когда король-желейный боб пытается изнасиловать Морти. Несмотря на свою сюрреалистичноть, сцена глубоко шокирует, особенно в сочетании со сказочностью мира, в котором путешествуют герои.


«Скандалы, Рик и расследования»

(8 серия, 1 сезон)

Все действие серии происходит в одном месте — семья Санчес-Смит проводит время дома. Рик и Морти с помощью приспособления ученого смотрят телевизионные каналы из других галактик. Бэт, Саммер и Джерри в нескольких метрах от них, на кухне, с помощью подобия очков виртуальной реальности знакомятся с тем, как складывается их жизнь в других измерениях. К большому неудовольствию Саммер оказывается, что жизнь без нее у родителей могла бы сложиться намного лучше, по крайней мере, на первый взгляд. Расстроенная, она поднимается наверх, чтобы собрать вещи и сбежать из дома. Ее останавливает Морти, который рассказывает о том, что прибыл из другого мира, указывает на тщетность бытия и зовет смотреть бессмысленное ТВ. Создатели дарят истории Бэт и Джерри неожиданный счастливый конец — их версии из других измерений воссоединяются — но ни зрителей, ни Саммер это уже не впечатляет после откровений Морти и сумасшедших программ со всего космоса.

«Никто не существует по определенной причине, никто ни к чему не привязан, все однажды умрут, пойдем посмотрим телек.»

Существование бесконечных миров является одним из главных лейтмотивом сериала. Рик оправдывает свой цинизм этим фактом и отгораживается от необходимости раскрываться перед людьми. Также серия максимально продемонстрировала элемент безумия, свойственный «Рику и Морти», в передачах межвселенского телевидения. Многие из сюжетов — импровизация команды сериала на этапе звуковой записи.



«Надвигается что-то "риканутое"»

(9 серия, 1 сезон)

В этой серии вновь привычные два-сюжета-в-одном. В первом Саммер устраивается на работу в магазин к дьяволу. Главный оппонент бога раздает посетителям волшебные товары: крем для бритья, который привлечет поклонниц, кроссовки, помогающие быстро бегать… Заплатить за это счастливчикам придется не деньгами, а, например, импотенцией или невозможностью остановиться соответственно. Всегда готовый к соперничеству Рик находит способ избавиться от негативных эффектов товаров, чем рушит бизнес дьявола и провоцирует его на попытку самоубийства. Во втором сюжете Джерри с Морти попадают на Плутон, элите которого очень понравилось заявление невежественного Джерри о том, что их дом все еще является планетой.

— Как же я этого не предвидел! Моя похоть! Моя жадность! Я заслужил эту импотенцию!

Держи сыворотку, она нейтрализует негативные эффекты.

Ого! Дамочки, пошли отсюда. Я ничему не научился!

Серия фантазирует на тему добра и зла и того, как эти концепции вписываются в современный мир. Мистический образ дьявола, который пытается во все привнести смысл, нелепо смотрится на фоне холодного, практичного ума Рика. Общение двоих приводит к пугающему осознанию, что мир без зла намного хуже того, в котором оно есть.


«Аутоэротическая ассимиляция»

(3 серия, 2 сезон)

Рик, Морти и Саммер в разгар очередного космического путешествия встречают бывшую девушку дедушки, Юнити — существо, коллекционирующее сознания других, коллективный разум. К тому моменту она уже ассимилировала целую планету. Благодаря Юнити там царит образцовый мир и покой: жители синхронно поливают лужайки, качают детей на качелях. Идиллия начинает рушиться, когда Рик возвращается в жизнь Юнити. Очевидно, что ученый негативно влияет на богоподобное существо. Саммер сначала яростно протестует против концепции похищения умов, но познакомившись ближе с жителями планеты, отказывается от идея ценности индивидуального сознания.

«Прости меня, Юнити. Я не знала, что "свобода" означает, что люди делают ужасные вещи».

История в этой серии лишь одна, но тем в серии развивается несколько. Во-первых, отрицается идея важности каждой человеческой жизни. Саммер борется за право людей быть собой лишь до того, как узнает, что они могут быть педофилами и расистами. На втором плане мы видим Рика в любовных отношениях. Он токсичен настолько, что манипулирует даже коллекционным разумом. Рик и сам понимает это. Вернувшись домой и увидев еще одну жертву своего характер — Бэт, он пытается покончить жизнь самоубийством.


Лучшие эпизоды других сериалов:


«Вспомнить Вэ Сэ Йо»

(4 серия, 2 сезон)

Инопланетные паразиты захватили дом Смитов. Они могут телепатически внедряться в мозг жертвы и создавать приятные воспоминания о себе. Из-за угрозы заражения планеты Рик решает заблокировать дом. Затем он подсчитывает присутствующих и пишет получившееся число на стене. К сожалению, избавиться от надоедливых инопланетян оказывается не так-то просто. Они увеличиваются в геометрической прогрессии с каждым новым флешбеком. Если сначала паразиты маскируются под вполне понятных героев (брат Стив, дядя Ники), то далее появляется мисс Холодильник, карандаш Сильвестр, летающий барашек Тинклс и другие не менее сумасшедшие персонажи. В конце концов Морти догадывается, как отличить родственников от инопланетян — последние могут создавать лишь счастливые воспоминания, и семья устраивает масштабную резню.

Флешбеки, создаваемые паразитами, настойчиво напоминают сцены из комедийных ситкомов: кажется, не хватает лишь смеха аудитории. Серия играет с идеализацией семейных отношений в массовой культуре. Согласно «Рику и Морти», родные — это те, кто причиняет нам боль. Именно она становится основой человеческих отношений, а не эффектные жесты или задушевные признания. Насыщенность эпизода событиями позволяет смотреть его каждый раз с одинаковым удовольствием.


«Наверное, Рики сошли с ума»

(6 серия, 2 сезон)

Тот случай, когда два сюжета серии отлично дополняют друг друга. В первом Рик и Морти отправляются в минивселенную, которая питает энергетический двигатель космического корабля Рика. Местные жители догадываются о том, что цель их существования настолько тривиальна. Рик для них — бог, принесший электричество в цивилизацию. Ученый спустился к инопланетным существам лишь потому, что двигатель перестал работать. Оказалось, что в минивселенной нашелся ученый, подобный Рику, который создал микровселенную для выработки электричества. Там, ожидаемо, также есть ученый на пути к открытию аналогичного метода получения энергии. Несмотря на очевидность параллелей, Рик не видит, или предпочитает не видеть, лицемерия в своих действиях. Эпизод рассуждает об ответственности создателя и об этичности создания жизни. Также сериал в очередной раз освещает идею бессмысленности бытия — этот момент лучше всего выражен в экзистенциальном кризисе, который переживает ученый из микровселенной. Узнав о том, что смысл существования его народа — создание электроэнергии для другого, он совершает самоубийство.

«Значит он создал вселенную, и в ней живет тот парень, который создал еще одну вселенную. Вселенную, в которой родился я. В которой умер мой отец. А я не был на его похоронах, потому что был занят созданием еще одной вселенной…».

Во втором сюжете Саммер ждет брата и дедушку в космическом корабле, которому была дана команда защищать девушку «любой ценой». Это категорически не устраивает Саммер, которая следит за тем, как корабль пытает и убивает потенциальных нарушителей.. Пытаясь угодить Саммер, корабль выбирает наименее насильственный способ сохранить девушку в безопасности, но даже тогда выяснятся, что невозможно отстаивать свое право на существование без того, чтобы кто-то пострадал — в этот раз испортилось лучшее мороженное во Вселенной, которое собирались есть герои.


Еще немного спойлеров к БоДжеку:


«Маринованный Рик»

(3 серия, 3 сезон)

Все семейство в обязательном порядке направлено на психотерапию из-за плохого поведения детей в школе. Рик надеется избежать похода к психологу благодаря превращению в огурец. Но оказалось, что у огурцов тоже есть проблемы. Несколько раз на протяжении серии жизнь Рика висит на волоске: ему угрожает солнце, дождь, пытаются уничтожить крысы, тараканы и даже русские шпионы. Тем не менее очевидно, что Рик выберет все эти опасности еще раз перед перспективой кропотливо работать с психологом над своими чувствами.

«Рик, вы — мастер вашей вселенной, но при этом вы покрыты крысиной кровью и фекалиями. Ваш гениальный ум умирает в результате ваших же действий».

Эпизод справедливо считается любимым среди фанатов. Создатель Джастин Ройланд заявил о том, что сценаристы с самого начала догадывались о том, что серия получится отличной — на нее ушло рекордно малое количество правок и споров. Кроме эпичной сцены борьбы ученого в образе огурца с отрядом русских бойцов, затрагивается несколько психологических тем: от алкоголизма, метафорой которому послужил образ овоща, до психотерапии. В эпоху повального интереса медиа к проблемам ментального здоровья и преклонения перед психотерапией «Рик и Морти» умудрились критиковать эту область. Рик заявляет, что не верит в психотерапию и насмехается над самой концепцией. Однако делает он это в образе умирающего огурца, что, как минимум, ставит под сомнение разумность и объективность его мнения.


«Рикман с камнем»

(2 серия, 3 сезон)

Семья Смитов привыкает к тому, что Бет и Джерри разошлись. Вместо того, чтобы полноценно переварить свои чувства по поводу разрыва, Рик, Саммер и Морти проводят время в постапокалиптическом мире, атмосферой напоминающем фильмы о «Безумном Максе». На этой версии планеты люди вернулись к примитивному существованию: они дают волю животным инстинктам — охотятся, дерутся, не брезгуют каннибализмом. Такая свобода как раз по душе не готовым столкнуться с реальностью детям.

«Жить — значит рисковать всем. В противном случае ты просто вялая кучка беспорядочно собранных молекул, плывущих по течению вселенной».

В этой серии просматриваются очевидные претензии сценаристов к современному миру, который, может быть, и держит в безопасности людей и удовлетворяет их нужды, но убивает дух. Чтобы преподать Саммер урок о сложности отношений в цивилизованном обществе, Рик дарует дикарям электричество. Совсем скоро их жизнь кардинально меняется: кровавые бои сменяются пассивно-агрессивными перепалками о раздельном мусоре, охота — просмотром ТВ, а страстная любовь — выяснением отношений. Саммер возвращается к отцу с новым взглядом на жизнь. Зрители уже видели подобную идею в первом сезоне: мягкотелый Джерри расцвел, когда в жизнь Смитов пришла реальная опасность.



«Отдых и риклаксация»

(6 серия, 3 сезон)

Уставшие после сложного приключения, Рик и Морти отправляются в космическое спа. Там они проходят процедуру избавлению от токсинов, которая делает из них гораздо более приятных и счастливых людей: Рик больше не издевается над внуком, не пьет, а Морти становится популярным в школе и наконец приглашает на свидание Джессику. Проблема лишь в том, что токсичные версии героев обрели собственные сознания, остались жить в том спа и жаждут воссоединения со своими позитивными двойниками.

«Морти, сделай здоровую вещь: добровольно верни свои токсины обратно».

В последние годы позитивная психология захватывает массовое пространство. Современному человеку предписано избавляться от токсичных отношений, мыслить позитивно, заниматься йогой и жить осознанно. Эффективность данных мер не раз ставилась под сомнение, ведь они призывают игнорировать многие реальные аспекты человеческих жизни и сознания. Люди настойчиво пытаются избавиться от депрессий и страхов, не задумываясь о том, насколько органичной частью их личности или разумным ответом на действительность являются такие переживания. Без своего токсичного «я» Морти превратился в бездушного негодяя, а Рик потерял свое ключевое качество — иррациональную привязанность к внуку.


«Риклантидическая Неразбериха»

(7 серия, 3 сезон)

На данный момент у этого эпизода самый высокий рейтинг на сайте IMBd (9.8) среди всех эпизодов сериала, несмотря на то, что речь в ней идет не о тех Рике и Морти, за которыми зрители следят уже четвертый сезон. В центре сюжета Цитадель Риков, где проходят выборы нового президента. Среди кандидатов есть и один Морти, в триумф которого не верят даже сами Морти. Но он умело играет на чувствах избирателей и тонко выверенными популистскими речами добивается победы.

«Нет более подходящего момента для выпивки и зловещей расчетливой речи, от которого душа уйдет в пятки. Речи о политике… О порядке… Братстве… Власти. Но речи — удел агитаторов. Настало время для тех, кто действует…».

Мир, который смогли изобразить сценаристы и аниматоры за 22 минуты экранного времени, поражает воображение. Мы видим все недостатки политического и социального устройства Цитадели: неравное и нелогичное распределение привилегий и доходов, коррупция, полицейский беспредел, безнадежное существование низшего класса, расизм… Самый любимый момент эпизода, как у критиков, так и у зрителей — реклама десерта, в который добавляют выделения мозга Простого Рика, больше всего на свете любившего дочь. Продукт позволяет занятым на бессмысленных работах Рикам получить порцию полноценного счастья. Этот ход подозрительно напоминает современный мир маркетинга, продающий идею счастья и тепла всем, кому они недоступны.