6 известных фильмов, которые навязали обществу жуткий образ трансгендеров | Кино | Time Out

6 известных фильмов, которые навязали обществу жуткий образ трансгендеров

Анна Афанасьева   19 мая 2021
6 мин
6 известных фильмов, которые навязали обществу жуткий образ трансгендеров
Кадр из фильма «Голый пистолет 33 ⅓: Последний выпад»
С каждым годом положительных портретов трансгендеров в кино становится все больше. Однако не всегда эти экранные образы были такими — некоторые режиссеры вкладывали в их руки орудия убийства, у других персонажей они вызывали отвращение, а иногда стремление к трансгендерному переходу и вовсе изображалось как патология. Time Out изучил 6 фильмов и выяснил, как появились и развивались эти стереотипы.

«Психо» (реж. Альфред Хичкок, 1960)

Мэрион Крэйн (Джанет Ли) — образцовая сотрудница риэлтерской фирмы и в принципе честный человек. Только вот однажды она крадет большую сумму денег у компании, 352 тысячи долларов в пересчете на современный курс, чтобы помочь бойфренду оплатить долги. Новоиспеченная преступница покидает город и спешит к возлюбленному. Дождь заставляет ее переночевать в отеле, где она решает вернуть украденное. Однако ее планам не суждено сбыться: в душе ее убивает неизвестный преступник. Позже выясняется, что им был владелец отеля Норман Бейтс (Энтони Перкинс), и в конце фильма он, в женском платье и парике, пытается заколоть сестру героини.

Разумеется, фильм Хичкока не был задуман трансфобным: в конце психолог даже напрямую объясняет, что Норман не был «трансвеститом». Тем не менее яркие образы «Психо» навсегда поселились в массовом сознании, и фильм стал началом популярного киностереотипа о трансгендерах: это маньяки, использующие смену пола для поиска жертв.

Влияние знаменитой сцены, где беззащитную героиню убивают в душе, можно почувствовать и сегодня — в страхе некоторых людей делить туалеты с трансгендерными людьми.


«Бритва» (реж. Брайан Де Пальма, 1980)

Кейт Миллер (Энджи Дикинсон) не удовлетворена сексуальными способностями мужа. Об этом она рассказывает своему психологу Роберту Эллиоту (Майкл Кейн) и сразу ненавязчиво предлагает место любовника. Тот вежливо отказывается, а неудовлетворенная Кейт находит случайного партнера чуть позже в музее. После интимной связи Кейт покидает квартиру незнакомца, но в лифте ее убивает высокая блондинка в очках. Подозрение падает на легкомысленную проститутку, которая случайно оказывается на месте преступления, но на деле убийца — психолог, переодевавшийся в женщину.

Этот фильм уже открыто объявляет маньяка трансвеститом и расшифровывает понятие: женщины и мужчины, которые «думают», что родились не в том теле. В импровизированный психоанализ впутывают и раздвоение личности, объясняя, что в голове трансгендера борются мужская и женская стороны.

«Бритва» порой становится увлекательным зрелищем, но кроме трансфобии демонстрирует мизогинию: женщины в нем все сплошь порочные, бесчувственные существа.


«Молчание ягнят» (реж. Джонатан Демми, 1991)

Молодая курсантка академии ФБР Кларисса Старлинг представляет собой идеальный баланс хрупкости и силы. Начальник посылает ее на специфическое задание — сблизиться с заключенным серийным убийцей-каннибалом, чтобы разузнать о другом, активном, серийном убийце, снимающем кожу с жертв. Вежливый Ганнибал Лектор (Энтони Хопкинс) кажется глотком свежего воздуха после похотливых мужчин, окружающих Клариссу. Он помогает героине раскрыть преступление: за ним стоит развращенный маньяк, который шьет костюм из женщин, красит губы и танцует под Goodbye Horses.

И в книге, и в фильме есть попытки отгородить трансгендеров от образа убийцы. Лектор, психиатр по профессии, уверенно заявляет, что преступник – «ненастоящий трансвестит», а Кларисса вспоминает, что между транссексуальностью и жесткостью нет связи. Однако эти ремарки остаются незамеченными на фоне яркого образа Буффало Билла и его пугающего желания содрать кожу с женщин, чтобы стать одной из них.


«Жестокая игра» (реж. Нил Джордан, 1992)

Боевики Ирландской республиканской армии берут в заложники британского солдата Дила, охранять которого поручили добросердечному Фергюсу (Стивен Ри). Мужчины быстро становятся друзьями, и Дил берет со своего стража обещание — проведать его девушку Джоди (Джей Дэвидсон) в случае его смерти. Возлюбленная Дила очаровывает Фергюса мягкостью и меланхоличностью, однако зарождающемуся чувству приходит конец, когда выясняется, что у девушки есть мужские гениталии. Неожиданная находка вызывает рвоту у неподготовленного Фергюса, поэтому двое остаются нежными друзьями.

«Жестокую игру» нельзя назвать плохим фильмом: он получил заслуженные номинации на «Оскар» и подошел к теме со всей деликатностью, на которую можно было рассчитывать в 1992-м. Однако эта картина непреднамеренно стала началом самых неприятных кинотропов о трансгендерах. Первый — шокирующее разоблачение того, что герой родился не с тем гендером, с которым себя идентифицирует. Второй — рвота узнавшего, следующая сразу после открытия.


«Голый пистолет 33 ⅓: Последний выпад» (реж. Питер Сигал, 1994)

Бывший полицейский Фрэнк Дребин (Лесли Нильсен) после ухода со службы с головой ныряет в гражданскую жизнь: занимается бытовыми делами, готовит и выясняет отношения с женой. Однако его отряду нужна помощь в раскрытии дела, и мужчина соглашается фиктивно сесть в тюрьму, чтобы сблизиться с готовящим крупный теракт преступником Рокко Диллоном. Помогает Рокко эффектная блондинка Таня Питерс (Анна Николь Смит). Она проникается любовью к главному герою и раздеванием недвусмысленно намекает на близость. Однако у красавицы обнаруживается мужской половой орган, и Фрэнк стремительно несется освобождать желудок.

Фильм прямо пародирует «Жестокую игру»: в сцене разоблачения есть такие же детали. Однако создатели смеются не над трансгендерами, а, скорее, над прославившейся картиной и ее драматичным разоблачением. Комедия с той же сюрреалистичной прямолинейностью подходит ко всем разбираемым темам.

Только вот трансгендерное общество тогда не имело достойных примеров киноизображений, а значит, пародирование было более чем преждевременным.


«Эйс Вентура: розыск домашних животных» (реж. Том Шедьяк, 1994)

Частный детектив Эйс Вентура (Джим Керри) занимается поиском пропавших домашних животных. Пресс-секретарь футбольного клуба «Майами Долфинс» Мелисса Робинсон (Кортни Кокс) обращается к нему после того, как пропадает дельфин, талисман команды. Эксцентричный сыщик постепенно выясняет, что преступление совершил бывший нападающий Финкле, футбольная карьера которого не сложилась. Чтобы отомстить бывшим коллегам, он сменил пол и стал лейтенантом полиции Луис Эйнхорн. Финальное разоблачение происходит в максимально оскорбительном формате — Эйс демонстрирует всем гениталии преступницы.

В фильме есть сцена, где главный герой целуется с трансгендерным персонажем. После того как Эйс узнает, что тот когда-то был мужчиной, его долго тошнит, он агрессивно чистит зубы и закидывается жевательными резинками. В то же время полицейские, которым Эйс демонстрирует половой орган врага, реагируют настолько негативно, что на время забываешь, что он есть и у каждого из них.

Так, трангендер в очередной раз показан психически неустойчивой личностью, ведь Эйс даже ставит диагноз — «параноидный бредовый психоз» и в том же предложении буднично упоминает Ганнибала Лектора.