Прирожденная актриса, отдавшая сцене 64 года. 6 историй о Светлане Немоляевой | Кино | Time Out

Прирожденная актриса, отдавшая сцене 64 года. 6 историй о Светлане Немоляевой

Клара Хоменко   18 апреля 2023
9 мин
Прирожденная актриса, отдавшая сцене 64 года. 6 историй о Светлане Немоляевой
Кадр из фильма «Цветы от Лизы»
Неповторимой Светлане Немоляевой исполняется 86 лет. Она все так же блистает на сцене родного театра имени Маяковского, по-прежнему снимается в кино и не теряет своего очарования и жизнелюбия. Time Out поздравляет замечательную актрису и рассказывает читателям о славной династии Немоляевых, о том, как Светлана училась играть в кино и как ее первая роль чуть не довела окружающих до инфаркта.

Немоляевы — это целая кинодинастия

Кадр из фильма «Евгений Онегин»

Появилась она благодаря счастливому случаю. Отец Светланы, Владимир Немоляев, происходил из старообрядческой семьи с весьма строгими нравами. Закончив Ломоносовский техникум, он работал бухгалтером в ГУМе. Однажды туда пришли очень важные покупатели, и Владимиру велели сопровождать их во время покупок. Чтобы отблагодарить юношу за услуги, ему дали контрамарку на десять спектаклей в любые театры Москвы по выбору. На контрамарке стояла подпись: Всеволод Мейерхольд. Так Владимир Немоляев впервые попал в театр и влюбился в него до неистовства. Он пересмотрел весь репертуар столицы, бросил ГУМ и поступил в только открывшийся тогда ВГИК на актерско-режиссерское отделение.

Позже, уже работая на «Мосфильме», он познакомился с девушкой-звукооператором Валентиной Ладыгиной. Молодые люди поженились, у них родилось две детей: Светлана и Николай. Сын позже стал известным оператором-постановщиком — это он работал над «Покровскими воротами» и «Обыкновенным чудом». Дочь Николая Анастасия — та самая профессорская дочка Катя из «Курьера» и Лялька из «Интердевочки». А Светлана Немоляева сейчас играет на одной сцене со своей внучкой Полиной.


Первая роль Немоляевой до смерти перепугала родителей

Кадр из фильма «Гараж»

Послевоенный ребенок, Света Немоляева не знала, что такое отсутствие внимания родителей. Их с братом не баловали, но любили и заботились, старались развивать те таланты и склонности, которые были у детей. Свете, например, всегда покупали лучшие карандаши фабрики Сакко и Ванцетти: девочка рисовала с утра до ночи, и это увлечение осталось с ней навсегда. Отец Светы очень хотел, чтобы дочь стала художницей, но она всегда думала только об актерстве и однажды до смерти напугала всю семью.

Как-то раз Света подслушала рассказ бабушки о ядовитой каустической соде. Она пришла в школу, дождалась начала урока и улеглась около дверей в коридоре. Так и пролежала 45 минут до звонка, а когда ее нашли, то умирающим голосом сообщила, что выпила раствор каустика. Был большой скандал, в девочку влили два литра воды, чтобы прочистить желудок — в общем, представление удалось.


На сцене и в кадре ей приходилось снимать очки

Кадр из фильма «Служебный роман»

Света не очень хорошо училась в школе: как многие дети, она предпочитала делать только то, что ей было интересно, поэтому по большинству предметов у нее были тройки и двойки. Зато, когда она поступила в Щепкинское училище на курс Леонида Андреевича Волкова, который прямо-таки настаивал, чтобы девушка пришла учиться именно к нему, Света стала заниматься буквально день и ночь. В их доме был определенный распорядок дня, родители считали, что спать надо ложиться вовремя. Поэтому Света часто читала под одеялом с фонариком, а бабушка, с которой она жила в одной комнате, покрывала внучку.

«Папа неожиданно открывал дверь к нам, а там такая картина: бабушка курит “Беломор”, а я читаю с фонариком. Здорово нам обеим влетало!» — вспоминала актриса.

В результате зрение Света себе посадила. В театре ей это не мешало, потому что она знала сцену и могла передвигаться там даже с закрытыми глазами. А вот в кино приходилось тяжело. Плохое зрение стоило актрисе роли Нади в «Иронии судьбы». Эльдар Рязанов провел с ней восемь проб, и все восемь получились ужасными в том числе потому, что Немоляева очень некомфортно чувствовала себя без очков.

Зато сейчас у нее стопроцентное зрение: когда после 70 лет зрение актрисы катастрофически ухудшилось, сын Александр настоял, чтобы она все-таки сделала операцию.



Немоляева 64 года служит на сцене одного театра

Кадр из сериала «Стажеры»

Закончив «Щепку», Светлана Немоляева не могла найти работу, но потом ее приняли в труппу Московского академического театра имени Владимира Маяковского. В то время это был невероятно популярный театр, один из ведущих в стране. Им руководил Николай Охлопков, который дал Светлане роль Офелии, что было большой удачей для молодой актрисы.

Однако по-настоящему ее открыл другой художественный руководитель, Андрей Гончаров. При нем она сыграла Бланш Дюбуа в «Трамвае “Желание”», Мэй в «Кошке на раскаленной крыше», Елизавету Тюдор в «Да здравствует королева, виват!» и Сару Бернар в «Смехе лангусты». В театре Маяковского Немоляева прослужила всю жизнь — и часто вспоминает по этому поводу слова своего супруга, актера Александра Лазарева:

«Не скучно ли всю жизнь в одном театре? Так я никогда в одном театре и не играл, я играл в театре Охлопкова, Гончарова, Арцибашева… Это все разные театры».

Фото: legion-media.ru

Сейчас Немоляева играет в театре Миндаугаса Карбаускиса — и очень этому рада:

«Актеры за всю жизнь обрастают штампами, у нас много всего, к чему мы привыкли и пользуемся, совершенно забыв, что зрители тоже все это знают и видят. Но борьба с самим с собой не всем нам свойственна, вот Миндаугас и начал со мной “бороться” — счищал “наросты”. Я не стала ему противостоять и смею надеяться, что лишь выиграла от этого, раз в итоге моя работа отмечена профессиональными наградами и любовью зрителей».

Кстати, неудивительно, что Немоляевой так нравилась эта «борьба с собой», — она импульсивна и любит похулиганить. Когда ставили «Как важно быть серьезным», ей до смерти надоело стоять за кулисами и ждать своего выхода на репетиции. Рядом стоял трехколесный велосипед. Немоляева села на него и выехала на сцену со своей репликой. Режиссер Антон Шульев был в восторге — и сцена осталась в спектакле.


Залогом долгого брака Немоляевой с Александром Лазаревым стало одинаковое чувство юмора

Фото: legion-media.ru

Светлана и Александр познакомились в Театре имени Маяковского — они пришли туда в один год, в 1959-м, а на следующий сыграли свадьбу. Это была одна из самых красивых и, что намного важнее, крепких пар советского кино и театра — Немоляева и Лазарев прожили вместе 51 год, до самой его смерти. Их коллега Игорь Костолевский однажды сказал:

«Если хотите спросить меня про Сашу со Светой, то лучше пойдите, посмотрите на их репетицию — это отдельный спектакль».

Они во многом были противоположны друг другу и тем друг друга дополняли: он спокойный, склонный все держать в себе в напряженные моменты, со скупой жестикуляцией, она эмоциональная, проживающая каждый момент как последний. Как говорит Светлана Немоляева, их всегда объединяло чувство юмора и ироничное отношение друг к другу. Это помогало всегда: в ссорах, в примирении, в том, чтобы создать один мир на двоих.

«Вот мы сидим вместе перед спектаклем и ждем своего последнего выхода в “Ревизоре”. Саша крутит свой хохолок и вдруг говорит: “Светка, как думаешь, чего мне сейчас больше всего хочется?”. Я говорю: “Я знаю. Чтобы мы уже с тобой разгримировались, переоделись, сидели дома, выпили стопочку, поужинали и поговорили”. Такое общение друг с другом на уровне понимания и иронии совершенно бесценно», — рассказывала актриса в одном из интервью.

Кадр из сериала «Дипломат»

Вместе Лазарев и Немоляева вырастили сына Шуру, Александра Лазарева-младшего, про которого очень быстро поняли — он тоже будет актером. При этом отец надеялся, что сын все-таки выберет что-то другое. Светлана же не сомневалась ни минуты.

Точно так же она не сомневается и в таланте своей внучки Полины, с которой играет вместе в трех спектаклях Театра имени Маяковского. У них очень близкие отношения, но в том, что касается профессии, Светлана Немоляева строга. Она считает, что главная примета хорошего актера — готовность постоянно учиться, постоянно идти вперед. И этого у ее внучки с избытком.


Она до сих пор учится играть в кино

Кадр из фильма «Поцелуй сквозь стену»

Каждый раз, когда Светлана Немоляева приходит на съемочную площадку, она просит режиссера и партнеров говорить ей, что и как делать правильно. И это несмотря на то, что впервые она сыграла в кино аж в 1944 году в фильме «Близнецы». Отец несколько раз снимал ее в своих картинах, после театрального института была роль Ольги Лариной в картине «Евгений Онегин», эпизод в «Коротких встречах» с Владимиром Высоцким и несколько телефильмов.

Дальше произошли те самые неудачные пробы в «Служебном романе», которые подорвали уверенность Немоляевой в том, что она вообще когда-нибудь сможет получить роль в кино.

Когда Рязанов снова позвонил ей и предложил роль, Светлана была уверена, что ничего не получится. Она даже хотела отказаться, потому что даже мысль о повторении мучительного опыта была невыносима — но режиссер сказал, что ни единой пробы не будет. Это было совершенно немыслимо по тем временам: на худсовет надо было представить несколько кандидатов, но Рязанов действительно пробил всех актеров на свой новый фильм без проб.

Кадр из сериала «Московский роман»

Снимать «Служебный роман» начинали с конца, то есть первой же сценой Немоляевой был разговор ее героини с Самохваловым. Рязанов посмотрел несколько минут, потом подошел к Немоляевой и тихо сказал ей:

«Свет, забудь о театре, тебе не надо думать о галерке, чтобы тебя там услышали и увидели».

Одной фразой он объяснил разницу между работой в театре и работой в кино. Фильм принес Немоляевой всесоюзную славу, а работа с Рязановым открыла ее не только как драматическую, но и как комедийную актрису. Рязанов называл ее «Чаплин в юбке».

Немоляева до сих пор активно снимается в кино, ее последняя на сегодняшний день роль была в картине «Синдром жизни», который выходит на KION. Это история семьи, в которой никто не понимает и не слышит друг друга, а героине Немоляевой предстоит возобновить связи между близкими людьми.