Грустный сказочник. 5 малоизвестных фильмов Эльдара Рязанова | Кино | Time Out
Кино

Грустный сказочник. 5 малоизвестных фильмов Эльдара Рязанова

Анна Самойлова 18 ноября 2021
4 мин
Грустный сказочник. 5 малоизвестных фильмов Эльдара Рязанова
Кадр из фильма «Андерсен. Жизнь без любви»

18 ноября режиссеру Эльдару Рязанову могло бы исполниться 94 года. Всенародную любовь кинематографист получил благодаря лирическим комедиям «Ирония судьбы, или С легким паром», «Служебный роман» и «Гараж». Time Out рассказывает о 5 важных фильмах режиссера, которые остались в тени других его шедевров.


«Весенние голоса» (1955)

Автором первого широкоформатного фильма в Советском Союзе стал Эльдар Рязанов. Комедия «Весенние голоса», или «Счастливая юность», также ознаменовала переход постановщика из документального кино, в котором он работал некоторое время после окончания режиссерского факультета ВГИКа, в игровое.

Именно поэтому фильм получился экспериментальным с точки зрения не только формата изображения, но и содержания: комедийные постановочные сцены перемежались с хроникальными съемками жизни студентов ремесленных училищ и их творческих достижений.

Фильм рассказывает о двух прилежных учащихся — Иване (Владимир Сальников) и Нине (Надежда Румянцева). Готовясь к V Всесоюзному смотру художественной самодеятельности трудовых резервов республик СССР, они создают уникальный телевизор, приспособленный для демонстрации выступлений творческих коллективов. Фабула словно несет в себе автобиографическое начало, ведь и сам Рязанов был новатором, представившем публике новое изобретение.


«Дорогая Елена Сергеевна» (1988)

«Дорогая Елена Сергеевна», основанная на одноименной пьесе Людмилы Разумовской, показывает неожиданную грань таланта Рязанова — здесь он беспощаден и жесток по отношению к своим героям.

Впитавшая с детства идеалы Советского Союза Елена Сергеевна (Марина Неелова) одинока и единственное утешение находит в работе учительницей. Однажды к ней без предупреждения приходят ее ученики, которые пытаются уговорить женщину помочь им подменить экзаменационные работы, чтобы получить высокую оценку. Однако женщина отказывается пойти на подлог, несмотря на все угрозы и грубые слова.

Робкая Елена Сергеевна привыкла говорить лозунгами и заученными фразами о ценностях и совести, поэтому не может пробиться через установки молодых ребят, убежденных, что в новом мире все можно купить. Опьяненные свободой, они забывают о духовности, поэтому фильм поднимает вопрос ответственности старшего поколение за младшее.


«Предсказание» (1993)

Картины, снятые в 80-90-х годах, пронизаны пессимистичными настроениями и тревожными предчувствиями. Это отразилось и на творчестве Рязанова. Однако если трагикомедия «Небеса обетованные» довольно известна, то драма «Предсказание» оказалась практически забыта.

По сюжету писатель Олег Горюнов (Олег Басилашвили) встречает цыганку — она обещает, что в недалеком будущем он найдет свою истинную любовь, а вскоре после этого умрет. Погрузившись в печальные думы, герой встречает очаровательную Люду (Ирен Жакоб) и с ужасом понимает, что предсказание начинает сбываться.

В картине реалии перестройки переосмысливаются режиссером. Это еще один пример «городской сказки» — созданного Рязановым жанра, где, несмотря на прозу жизни, всегда есть место чуду. «Предсказание» стало одним из самых личных фильмов Рязанова, ведь в судьбе Горюнова можно увидеть отражение событий из жизни самого автора.


«Ключ от спальни» (2003)

В 2003 году Санкт-Петербург праздновал 300 лет со дня основания. В честь громкой даты Эльдар Рязанов снял один из самых необычных и, отчасти, спорных фильмов — комедию «Ключ от спальни», основанную на одноименном фарсе Жоржа Фейдо.

Запутанный водевиль рассказывает о прекрасной Аглае (Евгения Крюкова) — жене артиллериста (Владимир Симонов), окруженной несколькими любовниками. Однако счастье от внимания поклонников омрачается, когда кавалеры начинают узнавать друг про друга. Действия разворачиваются в петербургских салонах начала XX века — и во многом очарование фильма строится именно на погружении в повседневную жизнь эпохи Серебряного века с ее легкомысленными развлечениями и дорогими нарядами.

Некоторые зрители прониклись этой буффонадой, другие упрекали Рязанова в безвкусии и пошлости, ведь озорная картина так сильно отличается от его обыкновенно лирических работ.


«Андерсен. Жизнь без любви» (2006)

Идея снять фильм о писателе Гансе Христиане Андерсене посетила Рязанова еще в 80-е, но тогда реализовать проект было невозможно. Спустя долгие годы, в начале нулевых, у него наконец появился шанс — и он его не упустил.

Началась изнурительная подготовка к съемкам. Необходимо было найти не только исполнителя главной роли (Сергей Мигицко), но и актеров массовых сцен. Исследуя биографию классика, Рязанов решил — на экране он покажет все грани характера героя, в котором сказочным образом уживались тщеславие и детская наивность.

И все же «Андерсен. Жизнь без любви» нельзя воспринимать как байопик: здесь реальные факты из жизни Андерсена феерично переплетаются с образами, сошедшими со страниц его книг.