Преемник Дрейера с тягой к эпатажу. 6 историй о съемках фильмов Ларса фон Триера | Кино | Time Out

Преемник Дрейера с тягой к эпатажу. 6 историй о съемках фильмов Ларса фон Триера

Анна Самойлова   30 апреля 2022
5 мин
Преемник Дрейера с тягой к эпатажу. 6 историй о съемках фильмов Ларса фон Триера
Фото: legion-media.ru

30 апреля исполняется 66 лет Ларсу фон Триеру — самому скандальному режиссеру современной Европы. Его стиль и идеи стали предметом для множества исследований, а высказывания навсегда остались в журналистских хрониках. Time Out вспоминает 6 историй со съемок фильмов фон Триера.


Триер придумал «Догму 95» во время работы над сериалом «Королевство»

Кадр из сериала «Королевство»

Нет нужды говорить о неоднозначности творчества Ларса фон Триера. Одни зрители проникаются им всем сердцем и готовы прощать любые творческие капризы, другие стремятся упрекнуть кинематографиста в чрезмерной жестокости по отношению к актерам и аудитории. Ни одна премьера фильма не проходит без скандала. А если проект, к удивлению маэстро, принимается публикой, то он готов сам устроить провокацию, чтобы испортить впечатление. Так случилось во время знаменитой пресс-конференции на Каннском кинофестивале в 2011 году.

Однозначно же можно сказать, что Триер — живой классик европейского кино. Его манифест «Догма 95» оказал колоссальное влияние не только на зарубежный, но и на отечественный кинематограф. «Плавающая» камера в российском кино нулевых — привет из Дании.

Суть манифеста заключается в призыве отказаться от «технологического натиска», авторского индивидуализма, «предсказуемости» и «иллюзорности» современного кино в пользу правдивости и внежанровости. Для этого необходимо следовать нескольким правилам: снимать на натуре, использовать синхронную запись звука, пользоваться ручной камерой и так далее.

Идея создать направление к режиссеру пришла, когда он работал над многосерийным проектом «Королевство». Те, кто видел сериал, безусловно помнят, как он снят: темные кадры, отсутствие выверенной композиции, минимальное использование закадровой музыки. Все это подтвердило, что снимать истории можно без излишнего символизма, вычурных изобразительных решений и большого бюджета. Концепцию Триера поддержали его датские коллеги Томас Винтерберг, Серен Краг-Якобсен и Кристиан Левринг.

Кадр из сериала «Королевство»

Режиссер снял «Рассекая волны» благодаря компьютерной программе

Кадр из фильма «Рассекая волны»

Премьера фильма «Рассекая волны» о юродивой девушке, спасающей своего парализованного мужа, состоялась в 1996 году. К этому времени фон Триер уже был известен благодаря тягучей трилогии «Е».

Однако получить финансирование на новой картины все равно было довольно трудно. Тогда на помощь одиозному автору пришла программа для анализа художественного и коммерческого потенциала киносценария, созданная студией European Script Fund. Будущий проект получил высокие оценки во всех категориях — и это повлияло на продюсеров, которые решили начать съемки. Занималась «Рассекая волны» все та же студия European Script Fund.


Триер разделся на съемочной площадке «Идиотов»

Кадр из фильма «Идиоты»

Во второй части трилогии «Золотое сердце» и по совместительству во втором фильме «Догмы 95» есть сцена, в которой главные герои устраивают оргию. Актеры, исполняющие эти роли, робели перед началом съемок эпизода, что естественно.

Тогда фон Триер решил снять возникшее напряжение и разделся первым. В итоге для самых откровенных сцен все равно были приглашены дублеры.

Фильмы «Догмы 95» сегодня редко можно увидеть на большом экране. Однако помочь с этим может киноклуб «Москва».

Кино, вино и трюфельный попкорн: почему «Москва» — это главная киноплощадка столицы



Для «Танцующей в темноте» Триер изготовил маски Бьорк

Кадр из фильма «Танцующая в темноте»

Процесс создания «Танцующей в темноте» сопровождался скандалами между маэстро и исполнительницей главной роли — исландской певицей Бьорк.

Во время работы над драмой она нарушала график съемок, выражала неуважение к Триеру, чересчур эмоционально реагировала во время драматичных сцен, а однажды вовсе убежала с площадки на несколько дней.

В течение этого периода было принято странное, но единственное решение — изготовить несколько масок лица Бьорк, выражающих широкую палитру эмоций, надеть их на другого исполнителя и доснять фильм без проблем. Однако искусственные лица не понадобились, поскольку актриса все же вернулась к работе.


Триер приобрел смокинг Карла Теодора Дрейера

Кадр из фильма «Медея»

Триер с глубоким уважением относится к творчеству своего земляка Карла Теодора Дрейера. Все его творчество продолжает темы датского классика, но одновременно с этим подвергает их серьезной деконструкции и переосмыслению. Когда будущий скандалист был еще совсем молодым режиссером, ему доверили работу над незавершенным проектом Дрейера «Медея» по трагедии Еврипида. Фильм стал символом преемственности между кинематографистами.

Однако на этом связь фон Триера и Дрейера не заканчивается. Однажды молодой режиссер позаимствовал смокинг великого датчанина у оператора Хеннинга Бендтсена («Слово», «Гертруда», «Эпидемия» и «Европа»). В нем же он появляется в титрах каждой серии «Королевства».


Режиссер полностью переписал сценарий «Антихриста»

Кадр из фильма «Антихрист»

Сложная судьба складывалась у самого личного фильма фон Триера «Антихрист». Начало работы над проектом было запланировано на 2005 год, но по неосторожности продюсер Петер Ольбек Йенсен раскрыл подробности финала — и фон Триер отложил съемку на некоторое время, чтобы переписать историю. Несмотря на неприятный инцидент, их сотрудничество не прекратилось.

Если верить информации о первой версии фильма, то она была вдохновлена хоррорами и была пропитана мрачным мистицизмом. В новой концепции режиссер отошел от жанровости и превратил «Антихриста» в авторское высказывание о творчестве и депрессии.