10 именитых режиссеров — для тех, кто заинтересовался южнокорейским кинематографом после «Игры в кальмара» | Кино | Time Out

10 именитых режиссеров — для тех, кто заинтересовался южнокорейским кинематографом после «Игры в кальмара»

Виктория Савина   7 октября 2021
11 мин
10 именитых режиссеров — для тех, кто заинтересовался южнокорейским кинематографом после «Игры в кальмара»
Кадр из фильма «Служанка»

Мир захватила новая эпидемия — кажется, все смотрят «Игру в кальмара» на Netflix. Однако ею южнокорейский кинематограф не ограничивается. Time Out рассказывает про 10 режиссеров, чьи работы могут понравиться любителям экзотического кино.


Пак Чхан Ук

Стоит заговорить о южнокорейском кинематографе, как на ум сразу же приходит драматический детектив «Олдбой» Пака Чхан Ука. И не зря — это совершенно дикое, бескомпромиссное, шокирующее, но при этом гипнотизирующее и виртуозное кино. В свое время фильму не хватило одного голоса для получения главного приза Каннского фестиваля, но в Корее картина удостоилась награды «Большой колокол», а также многочисленных призов.

«Олдбой» стал вторым фильмом из трилогии о мести, в которую входят столь же экстремальные, визуально прекрасные и взрывные ленты «Сочувствие господину Месть» и «Сочувствие госпоже Месть». Помимо этого в послужном списке режиссера есть эротический триллер «Служанка» с характерной для Пака Чхан Ука лихой развязкой, британо-американский психологический триллер «Порочные игры» с Николь Кидман и Мией Васиковска и фэнтезийная драма «Жажда», повествующая о католическом священнике, который по случайному и трагическому стечению обстоятельств превратился в вампира. А если кто-то захочет пойти дальше и ознакомиться с ранними работами автора, то у Чжан Ука есть более «приземленные» фильмы: «Луна — мечта солнца», «Тушь для ресниц», «Трио» и «Объединенная зона безопасности».

Кадр из фильма «Служанка»

У картин Чхан Ука есть удивительное свойство. Даже такие на вид спокойные и медленнотекущие фильмы, как «Служанка» и «Порочные игры», обладают какой-то притягательной силой, которая заставляет изводится от нервного напряжения, даже если на экране ничего не происходит — что уж говорить о знаменитой трилогии.


Пон Джун Хо

Пон Джун Хо приобрел известность в России совсем недавно, после выхода социальной драмы «Паразиты», получившей главный приз Каннского кинофестиваля. Однако в Южной Корее он является не менее знаковой фигурой, чем режиссер «Олдбоя».

Кадр из фильма «Вторжение динозавра»

В ранних работах — «Воспоминания об убийстве» и «Вторжение динозавра» — режиссер достаточно остро осветил проблемы криминала и экологии, а за первую картину Джун Хо даже получил приз южнокорейской кинопромышленности. Позже автор снял драматический триллер «Мать», который способен пробить на эмоции даже камень, и более коммерческие проекты «Сквозь снег» и «Окча» с привлечением таких голливудских актеров, как Тильда Суинтон и Крис Эванс. В «Окче» режиссер вновь поднимает тему экологии, переплетая ее с проблемами жестокого обращения с животными, массовым обманом и подавлением. А «Сквозь снег» хоть и выглядит внешне типичным постапокалиптическим боевиком, но пугающе точно отражает реальное подавление низших слоев общества и межклассовые различия — эти темы также нашли отражение в «Паразитах».


Ким Чжи Ун

Еще один из ведущих южнокорейских режиссеров Ким Чжи Ун начал карьеру, сняв черную комедию «Тихая семья», которая рассказывает историю родственников, скрывающих загадочные убийства в своем отеле. Фильм был тепло воспринят публикой и критиками и даже получил награды «Лучший режиссер» и «Лучший фильм» на Malaga International Week of Fantastic Cinema.

Кадр из фильма «История двух сестер»

Позже режиссер снял комедию «Грязный король» и фильм ужасов «Три», но значительный шаг вперед Чжи Ун сделал, выпустив психологический ужастик «История двух сестер», вдохновленный «Сказкой про Розу и Лотос», корейской фольклорной историей времен правления династии Чосон. Картина стала самым кассовым корейским фильмом ужасов и первым из них, который показали в Америке, и может стать находкой для тех, кто ищет разнообразия среди триллеров — в фильме нетривиальный сюжет и крайне дискомфортная и гнетущая атмосфера.

Однако самым значимым в карьере Ким Чжи Уна стал триллер о мести «Я видел дьявола» — совершенно дикая картина с беспощадным по отношению к героям сюжетом и бескомпромиссными сценами насилия. Кроме того, в послужном списке режиссера есть неонуарный боевик «Горечь и сладость», комедийный вестерн «Хороший, плохой, долбанутый», исторический триллер «Секретный агент» и боевик «Возвращение героя» с Арнольдом Шварценеггером — дебют режиссера в Голливуде.


На Хон Джин

Кадр из фильма «Преследователь»

На Хон Джин начинал свой путь с короткометражных фильмов и более широкую известность получил только после выхода триллера «Преследователь»: бывший полицейский, став сутенером, сталкивается с маньяком, который похищает и хладнокровно расправляется с девушками по вызову. Фильм выполнен в лучших традициях южнокорейского триллера: в нем есть экстрим, динамичные погони, жестокие сцены насилия, выходящий за рамки шаблона ход расследования и шокирующая развязка.

Следующая картина На Хон Джина «Желтое море» уже принимала участие в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Главный герой Гунам находится на границе России, Китая и Северной Кореи, терпит издевательства мафии, поскольку не может выплатить долг, и одновременно ждет вестей от уехавшей в Сеул жены. Впоследствии он решается на убийство, чтобы погасить долг и вернуться на родину. История рассказана максимально честно и аутентично, но несмотря на акцент на реализме, фильм, подобно вышеупомянутым триллерам, не лишен динамики, экстремальных погонь и тревожного ожидания.

Кадр из фильма «Вопль»

Последняя лента На Хон Джина «Вопль» вышла относительно недавно — в 2016-ом году, и сразу была показана на Каннском кинофестивале. Это мистический триллер, который рассказывает о полицейском Чонгу, расследующем серию загадочных смертей в деревне Гоксон. Несмотря на то, что на экране практически нет крови, откровенного насилия и резких «бу-моментов», сложно представить более неуютную, страшную и беспросветную картину. Разумеется, жанр хоррора в этом случае — всего лишь условность. На деле «Вопль» представляет собой некую притчу о вере, человеческой слабости, грехах и полагающейся за них каре.


Кан Джегю

Кан Джегю начинал карьеру в качестве сценариста малоизвестных драм «Что ж, давайте посмотрим иногда на небо», «Кто видел когти дракона?», «Дни роз» и «Правила игры». Как режиссер он дебютировал с фэнтезийным боевиком с элементами мелодрамы «Кровать из дерева глинко». Наибольшую известность Джегю приобрел с выходом динамичного триллера «Шири» о тайной террористической операции секретных агентов северокорейских вооруженных сил.

Кадр из фильма «38-я параллель» 

Однако настоящий успех пришел к Кан Джегю, когда он снял душераздирающие военные драмы «38-ая параллель» о трагической судьбе двух братьев во время Корейской войны и «Мой путь», основанную на истории корейца Ян Кенджона, захваченного в плен американскими войсками после высадки в Нормандии. «38-ая параллель» из-за обилия сцен насилия получила высокие ограничительные рейтинги во многих странах, а «Мой путь» номинировался на кинопремию «Сатурн» как лучший фильм на иностранном языке.

В последнее десятилетие Кан Джегю снимал не много, но в 2014 году вышла достойная драма «Красота 2014», а в 2015 очаровательная комедия «Магазин Чан-су», в центре сюжета которой сварливый и упрямый старик, неожиданно для самого себя влюбившийся в свою ровесницу, что заставило его изменить отношение к жизни и окружающим.


Ким Ки Дук

На сегодняшний день у Ким Ки Дука в послужном списке уже двадцать шесть картин, среди которых превалируют мрачные драмы и триллеры. Начиная 1996 и вплоть до 2000 режиссер снимал пронизанные суровым реализмом драмы, среди которых «Крокодил», «Дикие животные» и «Отель “Птичья клетка”».

Кадр из фильма «Отель “Птичья клетка”»

Позже Ки Дук делает акцент на бескомпромиссность и радикализм — он воплощает их в фильмах «Остров», «Плохой парень» и «Самаритянка», большинство сцен насилия в которых снято очень натуралистично. «Остров» и вовсе по степени чернушности был приравнен многими критиками к японской «Кинопробе».Кроме того, тема радикального насилия возникает в картинах «Один за другим» и «Мебиус».

Также режиссер снимал и более спокойные, но не менее драматичные картины, среди которых фильмы «Весна, лето, осень, зима… и снова весна», «Пустой дом», «Адрес не известен», «Время», «Воздух» и «Пьета», получивший «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. Также из наиболее аутентичных и мрачных лент, отражающих реалии страны выделяется «Береговая охрана», рассказывающая о буднях сотрудников береговой охраны Южной Кореи.


Им Квон Тэк

Им Квон Тэк — признанный лидер и классик корейского кинематографа. Вплоть до конца 70-х режиссер работал в русле массового коммерческого кинематографа и преуспел в освоении жанров мелодрамы («Конец желаний»), исторического боевика («Мастер меча») и гангстерского боевика («Гангстеры из Мьондона»).

Позже в его работы стали проникать острополитические сюжеты («Мандала»), а также мистико-поэтические и социально-бытовые интонации (в «Дочери пламени» герой пытается узнать больше о своей матери, шаманке культа огнепоклонников).

Кадр из фильма «Штрихи огня»

В конце 80-х и начале 90-х Им Квон Тэк делает упор на критический реализм и криминальную интригу. Эти мотивы нашли отражение в фильмах «Билет», где главными героинями выступают проститутки, и «Сын генерала», который повествует о жизненном пути главаря криминального мира, впоследствии примкнувшего к национально-освободительному движению и ставшего национальным героем.

Начиная с 90-х режиссер делает упор на критику политических катаклизмов и их последствий, а также заявляет о важности сохранения национальной самобытности — «Лети высоко, беги далеко», «Сопиенчжи», «Горы Таэбак» и «Торжество», где Им Квон Тэк поставил в центр сюжета традиционный обряд корейских похорон. С начала 2000-х режиссер снял всего четыре фильма — боевик «Яростные годы», драмы «И снова жить», «Годы спустя» и «Штрихи огня», за который Квон Тэк получил приз «Лучшая режиссура» на Каннском кинофестивале.


Хон Сан Су

Кадр из фильма «Ты сам и твое»

Хон Сан Су дебютировал как режиссер в возрасте тридцати пяти лет с драмой о судьбе четырех разных персонажей — «День, когда свинья упала в колодец». Картина была тепло принята публикой. Однако известность режиссер приобрел, когда его драма «Женщина — будущее мужчины» попала в конкурсную программу Каннского кинофестиваля. После этого режиссер получил премию «Особый взгляд» Каннского фестиваля за комедийную драму «Хахаха».

Всего в послужном списке Хона Сан Су двадцать пять полнометражных картин, и рассказывать о каждой из них будет слишком долго — их просто нужно брать и смотреть. Но среди общего списка все же выделяются драмы «День, когда он пришел», «Хэ-вон – ничья дочь» и «На следующий день».

Как правило, картины режиссера репрезентируют события в реалистической манере — герои занимаются абсолютно обыденными вещами. Реализм в фильмах Хон Сан Су в основном создается за счет непрерывного плана-эпизода, зачастую сопровождаемого зум-камерой. Такая форма отличается от остального азиатского минимализма и позволяет максимально сблизить зрителей с персонажами фильма, как бы позволяя нам проникнуть в повседневную жизнь, происходящую на экране.


Рю Сын-ван

Кадр из фильма »Арахан»

Рю Сын-ван начинал карьеру с короткометражных фильмов Transmutated Head и Rumble, который принес ему награду «Лучший фильм» на Кинофестивале короткометражных фильмов в Пусане. Первый полнометражный фильм Рю вышел лишь в 2000 году — это был криминальный боевик «Умри молодым» о трудной судьбе подростков, которые мечтают о лучшей жизни и ищут способа ее достичь.

Следующие его работы в этом жанре «Ни крови, ни слез» и «Арахан» были менее тепло приняты критиками и публикой. Успех возвратился к режиссеру только с выходом спортивной драмы «Кричащий кулак» о старом боксере, который, чтобы прокормить семью, решает вернуться в большой спорт и отвоевать звание чемпиона. Далее Рю не отходит от традиции и снимает еще один боевик, на этот раз о мести («Город насилия»), а позже сосредотачивается на изобличении коррупции среди полицейских и прокуроров («Нечестная сделка»).

Кроме боевиков у режиссера есть шпионский фильм «Берлинское дело» и военная драма «Кунхам: Пограничный остров» про остров, более известный под названием Хасима, куда во время войны на смену шахтерам привозили военнопленных китайских и корейских переселенцев.


Ли Джун Ик

Свой путь в большое кино Ли Чжун Ик начинал в качестве продюсера, хотя еще в 1993 году снял короткометражный фильм «Ребенок-полицейский», после чего не занимался режиссурой в течение десяти лет. Успех пришел к Ли Джун Ику с выходом его второго полнометражного фильма — исторической драмы «Король и шут», которая стала одной из самых кассовых картин в Южной Корее. Не менее знаковой стала и лента «Садо», рассказывающая о жизни и смерти наследного принца Садо из династии Ли.

Кадр из фильма «Король и шут»

Из менее известных военных и исторических драм у Джук Ика есть «Санни» о Вьетнамской войне, «Кровавые клинки», где действия происходят 1592-ом году во время вторжения японцев, «Пак Ель» о молодой девушке, борющейся за независимость Кореи от Японии, и «Донджу: Портрет поэта», повествующий о жизни молодого корейского поэта Юн Дон-джу, который в годы Второй мировой войны был схвачен японской полицией и обвинен в организации подпольной деятельности.

Помимо этого режиссер снимал социальные и криминальные драмы, среди которых особенно выделяется «Желание» об изнасилованной ученице начальной школы.