Неувядающая красота столичных улиц. 5 причин пересмотреть «Я шагаю по Москве» | Кино | Time Out

Неувядающая красота столичных улиц. 5 причин пересмотреть «Я шагаю по Москве»

Анна Самойлова   26 мая 2022
8 мин
Неувядающая красота столичных улиц. 5 причин пересмотреть «Я шагаю по Москве»
Кадр из фильма "Я шагаю по Москве". Режиссер Георгий Данелия. Мосфильм. 1964 г. СССР. На снимке: Никита Михалков.

26 мая на большие экраны возвращается лирическая комедия Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Time Out раскрывает 5 причин, по которым стоит пересмотреть хорошо известный фильм о молодости на улицах столицы.


Увидеть, как выглядела столица 60 лет назад

Съемки картины Георгия Данелии проходили непосредственно на столичных улицах. Лишь в нескольких коротких эпизодах для создания облика города были построены небольшие декорации — например, в сценах на Строительном переулке, которого нет в Москве. Вместо него в кадре оказался Кривоарбатский переулок, где съемочная команда соорудила небольшое стеклянное кафе.

Все остальные локации фильма реальны. Камера оператора Вадима Юсова показывает виды с высотки на Котельнической набережной, воздушные панорамы города, Красную площадь, по которой в начале 60-х еще носились автомобили, многоэтажные дома, уютно утонувшие в зелени многочисленных деревьев, Чистые пруды и, конечно, Парк Горького. Вместе с героями зрителям удается побывать и внутри ГУМа, узнаваемого и незнакомого одновременно, посетить в небольшие квартиры, спуститься в метро — место, которое активно снимали в 60-х. Именно в подземке происходят завязка и развязка истории «Я шагаю по Москве».

Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»

Юсов созерцает кованые мосты, Москву-реку, торопливых прохожих. Все это создает приветливый лучезарный образ российской столицы в позднехрущевскую Оттепель, населенной светлым молодыми людьми, уверенно смотрящими в будущее, где их ждет разочарование Эпохи застоя.

Виды Москвы с высоты птичьего полета удивляют современных зрителей, поэтому неудивительно, что они производили неизгладимое впечатление и на аудиторию середины прошлого века. Некоторое время считалось, что кадры были сняты из кабины вертолета, что было строго запрещено. На самом деле оператор проникал на высотные здания, с которых и осуществлял невероятные пируэты кинокамеры с длиннофокусной оптикой, позволяющей менять глубину пространства. Это был новаторский подход.

«Я шагаю по Москве» встала в ряд картин оттепели, показывающих облик столицы минувшей светлой эпохи, среди которых также есть «Застава Ильича» и «Июльский дождь». Эти фильмы создают облик мира, в котором каждый прохожий может сыграть важную роль в жизни человека, а ласковый теплый дождь — подарить безмятежную радость.


Проникнуться духом кино 60-х

Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале в 1964 году. Режиссер Георгий Данелия был удостоен почетного упоминания жюри, а фильм назван одним из самых оптимистичных в программе. Тогда «Золотую пальмовую ветвь» вручили «Шербурским зонтикам» — печальной французской балладе о влюбленных, в которой также важную роль играет образ города.

«Я шагаю по Москве» — плоть от плоти оттепельное кино, кино новой волны. В ней еще сильны отголоски социалистических опусов о тяжелом труде на заводе и во благо революции 20-30-х, но уже пульсируют новые веяния, родившиеся после «малокартинья» с приходом новых имен и окончанием сталинского периода.

Георгий Данелия. Фото: legion-media.ru

Оттепельным фильм делает взгляд на человека как носителя прекрасного самосознания, переживающего свое единение с миром. В этом случае собирательным образом мира становится Москва, словно проходящая путь от пробуждения в начале фильма до заката в конце.

Геннадий Шпаликов и Марлен Хуциев во время съемок фильма «Застава Ильича», 1964

Только в 60-х было возможно с такой любовью снимать улицы города и бегущих по своим делам людей. У этого был ряд технических и идейных аспектов. Во-первых, после войны камеры стали более мобильными, что позволяло легче снимать в движении и экспериментировать с ракурсами. Во-вторых, молодым кинематографистам захотелось говорить о себе и своих ровесниках, а для этого надо было выйти на улицу. Подобные процессы переживало и западное кино. При внимательном изучении заметно, что и итальянские драмы Феллини, Антониони с его дедраматизированным сюжетом, и французская новая волна с ее уличными прогулками героев-бунтарей были подобны оттепельному кино. Однако российские фильмы от зарубежных отличала в эти годы щемящая радость жизни.

Сценарий не сразу был принят худсоветом «Мосфильма», ведь ранее Никита Хрущев уже критично отнесся к «Заставе Ильича», упрекнув картину в безыдейности и бесконфликтности. Фабула «Я шагаю по Москве» напоминает содержание фильма Хуциева, но в конечном итоге Данелии удалось получить разрешение на запуск. Многие великие фильмы Оттепели проходили через препоны цензуры, а после выхода становились бессмертными творениями.


Познакомиться с виртуозной драматургией Геннадия Шпаликова

Сцена съемок эпизода фильма «Я шагаю по Москве»

Автором оригинальной идеи фильма стал драматург и поэт Геннадий Шпаликов. Тогда он уже написал сценарий «Заставы Ильича» и пришел к Данелии поделиться родившимся образом.

«Девушка идет под проливным дождем, туфли держит в руках. Появляется парень на велосипеде с открытым зонтиком, едет рядом с девушкой и пытается спасти ее от струй. Девушка смеется, уворачивается, а парень едет и улыбается».

Отталкиваясь от этой короткой сцены, заинтересовавшей Данелию, Шпаликов и создал сценарий «Я шагаю по Москве». Он удивляет гармоничностью композиции и одновременной легкостью повествования.

Важную роль в картине играет город, перипетии сюжета напрямую связаны с жизнью столицы. Проходят почти сутки: действие «Я шагаю по Москве» начинается ранним утром, а заканчивается поздним вечером, что символизирует практически мифологическую цикличность устройства мира. Условно картину можно разбить на несколько новелл, тесно связанных друг с другом. Между ними нет строгого деления, а связующим звеном становятся герои, которые переходят из одного места в другое, переживая и перемену внутренних состояний.

Новым словом в советском кино фильм стал и потому, что продолжила линию фильмов 60-х, в которых внешний конфликт с врагами строя, нечестными рабочими и просто «вредителями» сменяется внутренним. Окружающий мир манит возможностями, счастьем и знакомствами, но в душе у героев царят беспокойство, жажда познания и справедливости.


Увидеть классиков российского кино совсем юными

Изначально главные роли в картине могли сыграть Виталий Соломин, Геннадий Бортников, Владимир Грамматиков, Станислав Любшин и Наталья Селезнева. Однако после долгих проб и случайностей был утвержден финальный состав. Сейчас представить все иначе невозможно.

В «Я шагаю по Москве» зрителям удастся увидеть, какими 60 лет назад были Никита Михалков — улыбающийся юноша Колька с легкой походкой, Алексей Локтев в роли начинающего поэта Володи из Сибири и Евгений Стеблов — спешащий на собственную свадьбу призывник Саша. Три героя воплощают молодежь эпохи. Колька — метростроевец, Володя — представитель творческой прослойки, получившей вместе с другими творцами возможность свободно говорить в оттепель, Саша — частый герой советского кино.

Для Алексея Локтева роль в лирической комедии Данелии стала четвертой работой на киноэкране. После нее он продолжил активно сниматься и получил роли в культовых для российского экрана «Печках-лавочках» Василия Шукшина и «Жизни Клима Самгина» Виктора Титова. Параллельно он активно играл на театральной сцене и ставил свои спектакли.

Для Евгения Стеблова, известного по пронзительной драме «До свидания, мальчики» и комедии «Семейные обстоятельства», роль в картине стала первой крупной работой. По словам исполнителя, сотрудничество с Данелией стала его путевкой в киножизнь.

Галина Польских сыграла героиню, которая работает в отделе грампластинок ГУМа и умеет слушать музыку всем сердцем. Она — романтический идеал писателя Володи, предложившего девушке уехать вместе в его родной город.

Тогда же все начиналось и у Никиты Михалкова, исполнившего главную роль: с появления Кольки берет движение история, его же исчезновением на вершине эскалатора она завершается. Парень проходит символический круг, совершает путь в новый завтрашний день, который пока еще сулит счастье и новые светлые встречи.

В эпизодах снялись и другие великие кинематографисты российского кино. Режиссер Владимир Басов исполнил роль полотера, поучающего начинающего писателя. Звезда отечественного кино Инна Чурикова исполнила небольшую, но яркую роль девушки в Парке Горького, пытающуюся на скорость нарисовать лошадь. В том же парке появляется и режиссер Ролан Быков.


Узнать первоисточник известной песни и ярких фраз

У советского кино есть уникальная способность расходиться на цитаты, установить первоисточник которых впоследствии бывает трудно. Подобная судьба сложилась и у реплик из «Я шагаю по Москве».

Всенародную популярность приобрела и лирическая музыка Андрея Петрова, для которой Шпаликов и сочинил знаменитые слова: «Бывает все на свете хорошо…». Достаточно быстро после премьеры фильма слова текста стали звучать по всей стране — и автор строк горько комментировал:

«Если бы каждый, кто поет мою песню “А я иду, шагаю по Москве”, дал мне по рублю, я был бы миллионером».