От Индонезии до Германии: 5 отличных фильмов о протестах и переворотах | Кино | Time Out
Кино

От Индонезии до Германии: 5 отличных фильмов о протестах и переворотах

Виктория Савина 2 июня 2021
5 мин
От Индонезии до Германии: 5 отличных фильмов о протестах и переворотах
Кадр из фильма «А завтра весь мир»
С разных уголков планеты все чаще приходят новости о разного рода протестах. А кинематограф, как один из способов отражения реальности, чутко реагирует на подобные события. Time Out решил вспомнить 5 пронзительных картин, посвященных протестам и переворотам.

«Новый порядок» (Nuevo orden, 2020, реж. Мишель Франко)

«Новый порядок» Мишеля Франко, чьи работы неоднократно получали призы в Каннах, стал главным событием Венецианского кинофестиваля 2020 года. На этот раз автор делает серьезный шаг в сторону от камерных медленнотекущих драм — он рисует мощную и динамичную картину и, возможно, страшный прогноз современных реалий.

В роскошном доме проходит свадьба молодой девушки Марианны (Найан Гонсалес Норвинд). Неожиданно на торжество врываются поднявшие бунт выходцы из бедных слоев и учиняют расправу над представителями высшего класса. Франко предлагает проследить за судьбами разных героев, которые попали в этот водоворот событий.

В энергичной и яростной картине можно усмотреть как гиперболизированный образ протестующих, которые стремительно превращаются в мародеров и убийц, так и беспощадную атаку на людей из богатых слоев населения. Важно же то, что автор напрочь абстрагируется от каких-либо оценок, предлагая зрителю лишь посмотреть на максимально жесткий и удручающий исход. А он, в силу нынешней социально-политической турбулентности, очень пугает своей правдоподобностью.

Более того, «Новый порядок» удивляет тем, что обходит привычные нам нарративы. В ленте есть центральные персонажи, на судьбах которых сосредотачивается режиссер. Только вот, во-первых, Франко к ним беспощаден — жизни героев могут оборваться в любую секунду. Во-вторых, кинематографист однозначно дает понять, что лента носит глобальный характер и крепко связана с тем, что происходит на данный момент по всему миру. А в-третьих, «Новый порядок» шокирует абсолютно бескомпромиссным и беспросветным финалом, который не дает ответа на вопрос о том, что делать дальше.


«Акт убийства» (The Act of Killing, 2012, реж. Джошуа Оппенхаймер)

В «Акте убийства» действие происходит через четыре десятилетия после индонезийского военного переворота 1965 года. Джошуа Оппенхаймер использует необычный метод воссоздания событий прошлого — он опрашивает людей, которые организовывали и участвовали в массовых расправах над реальными и мнимыми сторонниками коммунистической партии.

Герои ленты свободно рассказывают Оппенхаймеру и, более того, посредством мини-сценок буквально воссоздают способы, при помощи которых они пытали и убивали своих жертв. Мы наблюдаем стальной взгляд палачей, их тотальную безнаказанность и отсутствие какой-либо рефлексии.

При этом нетривиальное исследование природы геноцида разоблачает не только безнаказанность чудовищных преступлений, но и то, что учинявшие их люди по-прежнему имеют власть в Индонезии.

Подробности Оппенхаймер узнал у местных жителей, рассказавших об их непрерывном контакте с пестицидами, о котором запрещено говорить из-за давления со стороны группировок. Так перед нами вырисовывается картина нескончаемого геноцида, перебравшегося из прошлого в настоящее.


«Отель “Руанда”» (Hotel Rwanda, 2004, реж. Терри Джордж)

В своей картине Терри Джордж рассказывает о событиях в Руанде в середине 90-х годов. В центре сюжета — история Пола Русесабаджина: будучи менеджером отеля, он сумел использовать свои связи, чтобы защитить 1268 гражданских лиц тутси и умеренных хуту от милиции Интерахамве.

Пол (Дон Чидл) работает в престижном отеле посреди накаляющейся обстановки в государстве. По мере того, как напряженность усиливается, герой начинает принимать первых беженцев, число которых достигает нескольких сотен человек. В это время радикально настроенные хуту учиняют настоящий геноцид, жестоко расправляясь с народом тутси.


«А завтра весь мир» (Und morgen die ganze Welt, 2020, реж. Юлия фон Хайнц)

Еще одна картина, представленная на Венецианском кинофестивале в 2020 году. В своей работе Юлия фон Хайнц рисует противостояние между ультраправыми и движением «Антифа» — оно объединяет левые и леворадикальные партии и ставит своей целью борьбу с фашизмом. «А завтра весь мир» — произведение актуальное, так как это происходит в Германии прямо сейчас.

Для фон Хайнц тема является очень личной — в прошлом кинематографистка сама занималась политическим активизмом. В центре сюжета — 20-летняя студентка юридического факультета по имени Луиза. Являясь противницей фашизма, девушка примыкает к «Антифе» и начинает борьбу с неонацистами.

Используя аутентичную манеру съемки, постановщица добивается максимальной правдоподобности при передаче будней главных героев. В медленнотекущей манере фильм демонстрирует как подготовку героев к очередной акции, так и их нарастающие противоречия. Несмотря на общую идею, основанную на неприятии фашизма, активисты постепенно начинают расходиться во мнении касательно методов достижения целей.

Пока преподаватели и студенты в университетах рассуждают о правоприменительной практике, на улицах Германии происходит все больше стычек. Фильм ставит вопросы о том, реально ли искоренить насилие мирным путем и насколько может быть оправдана сила при достижении благих целей.


«Цирк “Колумбия”» (Cirkus Columbia, 2010, реж. Данис Танович)

От предыдущих лент несколько отличается работа Даниса Тановича, которая демонстрирует обстановку в родной для режиссера стране, Боснии и Герцеговине, только накануне военного столкновения.

Действие развивается вокруг сорокалетнего хорвата Дивко (Мики Манойлович). После 20-летнего отсутствия герой возвращается домой из Германии и при помощи мэра города отбирает у жены Люции (Мира Фурлан) и сына Мартина (Борис Лер) дом. Параллельно Дивко пытается оформить развод и начать новую жить с любовницей, однако вскоре у него просыпаются отцовские чувства к Мартину.

Несмотря на то, что лента рисует мирное время, с каждой минутой зритель чувствует себя все тревожнее. Агрессивность ведущего передел собственности мэра и его громил становится только безрассудной. В город постепенно закрадывается политическая пропаганда. А между старыми друзьями нарастают противоречия, которые по итогу заставят их встать по разные стороны баррикад.

Непосредственно военных действий в фильме не будет. Да и нужны ли они, когда все прекрасно знают, какая трагедия произошла на территории бывшей Югославии? Гораздо сильнее действуют финальные кадры картины, где на фоне взрывов вот-вот начнут рушиться людские судьбы.