5 фильмов о детях, которые борются за свою мечту | Кино | Time Out

5 фильмов о детях, которые борются за свою мечту

Анастасия Лабурец   1 июня 2021
4 мин
5 фильмов о детях, которые борются за свою мечту
Кадр из фильма «Девочка»
Когда еще мечтать, если не в 15 лет? В это время мир предлагает тебе множество разных возможностей. Time Out решил убедиться, что любые фантазии имеют право на воплощение в жизнь, и составил список лент, где юные герои грезят каждый о своем и непременно добиваются желаемого.

«Билли Эллиот» (2000, реж. Стивен Долдри)

Англия, 1984 год. В одном из небольших городков на севере страны идет шахтерская забастовка. Семья у главного героя, юного Билли, исключительно мужская: суровый овдовевший отец, изо всех сил старающийся финансово обеспечить детей, и грубый старший брат. Оба каждый свой день проводят на пикете.

В это время сам Билли, которого насильно заставляют ходить на тренировки по боксу, становится свидетелем урока по балету, и его глаза загораются. Отец выступает против странного, по его мнению, увлечения сына, а Билли, вопреки мнению родителя, медленно, но верно идет к своей мечте.

Фильм Стивена Долдри закрепляет свою мелодраматическую формулу в жестком, искреннем реализме. Борьба Билли за самовыражение и освобождение от гнетущего окружения происходит на фоне огромного классового разрыва британского общества и овладевает душой зрителя благодаря вере героя в себя и свои мечты.


«Девочка» (2018, реж. Лукас Донт)

Цисгендер Виктор Полстер играет Лару — девочку-подростка, живущую в Брюсселе вместе с отцом и младшим братом. Она родилась с мужским телом, поэтому принимает гормональную терапию, но ее результатов практически не замечает. Героиня учится в балетной школе, где окружающие понимают и поддерживают Лару, однако этого для девушки недостаточно — она не стремится принять свое тело, пока еще далекое от идеального образа в ее голове.

Камера фиксирует плавные и грациозные движения девушки — когда героиня пытается завладеть телом, разумом и душой в выразительном танце, напоминающем наполовину сражение, наполовину катарсис.


«Не болит голова у дятла» (1974, реж. Динара Асанова)

Семиклассник Сева Мухин, слышащий музыку даже в стуке дятла и скрипе железных ворот, мечтает стать ударником в джазовом ансамбле и каждый день играет на барабанах. Родители несерьезно относятся к увлечению мальчика, а старший брат, которого окружающие ставят в пример Севе, постоянно его подкалывает.

Когда фильм вышел на экраны, то сразу же стал одним из любимых у подростков. Редактор картины Фрижета Гукасян писала: «В интонации Динары Асановой не было ни умиления, ни сентиментальности, лишь сочувствие к бедам этого возраста — прекрасного и мучительного, сурового и нежного, жестокого и фантастического».

Подростка застигают на перепутье между музыкой и любовью, между юностью и зрелостью. Герой хочет понять себя и окружающий мир, счастливо пережить тот миг, когда ты еще полон надежд и стремлений и не знаешь, что уходящий поезд с любовью твоего детства ты уже никогда не догонишь.


«Чудеса» (2014, реж. Аличе Рорвахер)

В глухой итальянской глубинке живет семья пчеловодов. Отец, всю жизнь мечтавший о сыне, растит четырех дочерей, старшая из которых — Джельсомина — должна в будущем занять его место. Все меняется, когда в город приезжает телевизионная группа и начинает снимать реалити-шоу про фермеров. Тот, чью продукцию жюри оценит по достоинству, получит большой денежный приз. Вольфганг всячески пытается оградить девочек от внешнего мира, но Джельсомина в тайне от него подает заявку на конкурс.

Как показывают «Чудеса», свобода от развращающего современного мира, которой якобы наслаждается семья, полностью ложна. Камера Элен Лувар фиксирует как поэтичный, так и суровый окружающий мир, который не скрывает уродства крестьянской жизни во всей ее бедности и грязи. Сама Джельсомина мечтает вырваться из семейных оков, чтобы найти свое место в мире, а не застыть в капле меда, как те самые пчелы.


«Мустанг» (2015, реж. Дениз Гамзе Эргювен)

Возвращаясь домой после последнего дня в школе перед каникулами, сестры Лале, Нур, Эдже, Сельма и Сонай решают вместе с ребятами порезвиться в море. Соседка видит, как девочки сидят на плечах у мальчиков, и рассказывает об этом их семье, неверно истолковав ситуацию. Девочки в наказание оказываются запертыми дома, лишены телефонов и интернета. Бабушка начинает усердно готовить старших сестер к свадьбе, а младшая Лале — планировать побег.

Дениз Эргювен рассказывает о патриархальном турецком обществе, где женщина вынуждена играть заданную обществом роль. Главная цель семьи — выдать девочек замуж, когда те еще невинны. В первую брачную ночь родители жениха требуют предъявить постельное белье, и если на нем нет крови, то на семью невесты навлекут позор. Бывает и так, что девочек лишают любых контактов с внешним миром, насильно выдают замуж и не позволяют распоряжаться своей судьбой самостоятельно.

И все же, несмотря на серьезные поднятые темы, «Мустанг» беззастенчиво празднует красоту, женственность и неудержимую жизнерадостность героинь, когда они им вместе ненадолго удается сбежать из «тюрьмы» и насладиться желанной свободой.