Ирония, сюрреализм, рок-музыка. 5 фильмов периода Перестройки | Кино | Time Out

Ирония, сюрреализм, рок-музыка. 5 фильмов периода Перестройки

Анна Самойлова   9 января 2022
4 мин
Ирония, сюрреализм, рок-музыка. 5 фильмов периода Перестройки
Кадр из фильма «Асса»

Период Перестройки ознаменовался стремительными переменами в жизни и искусстве. Кинематографисты обратились к провокационным темам, а раннее запрещенное «полочное» кино наконец нашло своего зрителя. Time Out рассказывает о 5 ключевых картинах этих лет.


«Асса», 1987

Судьбы медсестры Алики (Татьяна Друбич), бандита-эстета Андрея Крымова (Станислав Говорухин) и певца по прозвищу Бананан (Сергей Бугаев) переплелись друг с другом в Ялте в 1980 году. Девушка прониклась порочной харизмой авторитетного и солидного Крымова, а потом познакомилась с мальчиком по имени Бананан и, узнав о существовании иной жизни, попыталась уйти от прошлого.

Сергея Соловьева неслучайно называют главным автором Перестройки — в своих фильмах он точно отразил настроения и процессы, протекающие в стране, сердечно требующей перемен. В картине вместе с персонажами были задействованы рок-музыканты: Виктор Цой, Игорь Тихомиров и Юрий Каспарян. Это позволило выйти за рамки игрового кино и сделать фильм страстным обращением к современнику.

Картина Соловьева — еще и многоуровневый постмодернистский текст, где слова Пушкина смешались с историей о Павле I и картинами из жизни Советского Союза на пороге Перестройки.


«Маленькая Вера», 1988

Юность обычной советской девчонки Веры (Наталья Негода) пришлась на один из самых напряженных периодов в истории Советского Союза — расцвет сил красотки совпал с угасанием государства. Вера влюбилась в красавца Сергея (Андрей Соколов), но их отношения не приняли родители, что привело к семейной трагедии.

Нередко, когда вспоминают фильм, добавляют, что это была первая российская картина с постельной сценой. Однако ее смелость заключалась еще и в том, как режиссер Василий Пичул до предела заострил семейный межпоколенческий конфликт и поднял его на символический уровень.


«Город Зеро», 1988

Сюрреалистическая драма Карена Шахназарова рассказывает об инженере Алексее Варакине (Леонид Филатов), который по работе приезжает в небольшой провинциальный город. Новое место сразу же поразило героя абсурдностью: в ресторане подают торты в виде человеческих голов, сотрудники конторы работают голыми, а одним из почетных мест города стал музей восковых фигур. Вскоре Варакин понимает, что не может покинуть это место, ведь каждый раз кто-то насильно удерживает его здесь.

Хитросплетенный фильм создан в духе произведений Франца Кафки: здесь можно найти и сатиру на процессы Перестройки, и притчу на тему вечной борьбы человека за власть. Режиссер создал пугающий город, в котором словно не существует законов, а беспомощные люди нуждаются в авторитетной фигуре, которую можно как превозносить, так и беспощадно уничтожать.


«Папа, умер Дед Мороз», 1991

Перестройка подарила отечественному кино одно из самых загадочных направлений — некрореализм. Фильмы течения переосмыслили и разрушали мифологемы Советского Союза, обращались к темам смерти, насилия и физического разложения.

Последним аккордом некрореализма принято считать полнометражный фильм Евгения Юфита «Папа, умер Дед Мороз», основанный на рассказе «Семья вурдалака» Алексея Толстого. По сюжету главный герой уезжает в деревню к брату и вскоре понимает, что все местные ведут себя так, словно заражены вирусом.

В мрачной картине можно обнаружить и пессимистичные аллегории на советский строй, и даже переклички с культовым хоррором «Ночь живых мертвецов». Тягучий фильм не имеет четкой фабулы и заставляет проникнуться мрачной эстетикой разрушенных зданий и странных предметов, разбросанных по деревне.


«Нога», 1991

Валера Мартынов (Иван Охлобыстин) — задорный парень. Ему еще не исполнилось и двадцати лет, а он уже вернулся с Афганской войны, где лишился ноги, но не потерял бодрый настрой. Однако гражданскую жизнь Валеры омрачают тревожные призраки прошлого и страх того, что его нога теперь обрела свою жизнь.

Антивоенная драма Никиты Тягунова находится на тонкой грани между реализмом и сюрреализмом. Бытовые подробности жизни страны перекликаются с галлюцинациями героя. Большая часть критиков в год выхода фильма признала «Ногу» уникальной картиной и самым честным высказыванием о войне.