И смех и грех. 5 фестивальных фильмов о зомби | Кино | Time Out

И смех и грех. 5 фестивальных фильмов о зомби

Дмитрий Евстратов   4 августа 2022
7 мин
И смех и грех. 5 фестивальных фильмов о зомби
Кадр из фильма «Маленькие монстры»

4 августа в российский прокат вышла зомби-комедия «Убойный монтаж» – фильм открытия Каннского кинофестиваля 2022 года. Когда речь заходит о лентах про зомби, зрители чаще всего называют работы Джорджа Ромеро, «Поезд в Пусан» и «28 дней спустя», но и помимо этих жанровых эталонов, отборочные комиссии кинофестивалей нередко включают в программы яркие проекты о живых мертвецах. Time Out вспоминает 5 фестивальных фильмов о зомби.


«Репортаж», 2007

Телерепортер Анхела Видаль снимает очередной выпуск программы «Пока вы спите», посвященный пожарной бригаде Барселоны. Во время ночной смены им поступает вызов от напуганных жильцов одного из домов. Из квартиры пенсионерки они слышат странные крики. Вскрыв дверь, пожарные и прибывшие полицейские становятся жертвами – полуголая женщина в крови беснуется и нападает на стража порядка. В страхе они спускаются и обнаруживают, что дом полностью блокирован из-за опасности заражения. Теперь нескольким пожарным, жильцам, Анхеле и оператору придется выживать в самом эпицентре только начинающегося зомби-апокалипсиса, о котором они пока еще не догадываются.

В 2000-е случился настоящий бум фильмов в жанре found footage (найденная пленка). Псевдодокументалистика стала популярной благодаря колоссальному успеху «Ведьмы из Блэр», поэтому на экраны хлынули подобные фильмы: «Паранормальное явление», «Монстро» и другие. Среди этих жанровых хитов «Репортаж» совсем не теряется и даже выделяется.

Лента Жауме Балагеро и Пако Пласы – спонсор многих фобий. Дрожащая камера оператора и одного из героев фильма Пабло Россо поначалу фиксирует будни пожарных, а в концовке превращается в вагонетку для американских горок – с помощью нее зритель во всех красках ощутит безумие, в котором очутились герои, загнанные в узкие квартиры барселонского дома. Количество зомби в «Репортаже» растет в геометрической прогрессии. Точно так же, как градус экшена и бесконечного ужаса. Анхела и ее коллега-оператор снимут сюжет, от которого захочется убежать как можно дальше, но в то же время не получится оторваться.

Премьера «Репортажа» состоялась на Венецианском кинофестивале в 2007 году. Впоследствии картина становилась участником многих других смотров и обзавелась несколькими продолжениями и ремейками.


«Маленькие чудовища», 2019

В жизни музыканта-сквернослова Дэйва наступила черная полоса. Он переживает разрыв с девушкой и распад группы. Вынужденный остаться у своей сестры Дэйв проводит время с ее сыном Феликсом. Провожая племянника в школу, он знакомится с мисс Кэролайн – миловидной воспитательницей Феликса, в которую влюбляется с первого взгляда. Узнать девушку поближе музыканту удается во время школьной экскурсии на ферму. Одна лишь незадача – из соседней военной базы на волю прорывается опасный вирус. Теперь Дэйву и Кэролайн придется защитить детей от толпы зомби, поддерживая в них мысль, что это всего лишь игра.

«Маленькие чудовища» – причудливая романтическая комедия о любви, которая зарождается во время нашествия зомби. Люпита Нионго играет воспитательницу, чей образ отчасти списан с героя Роберто Бениньи в оскароносной трагикомедии «Жизнь прекрасна». Как и в итальянском фильме, в чрезвычайно милой картине австралийского режиссера Эйба Форсайта находится место юмору и слезам. «Маленькие чудовища» похожи на выдумку, которую дети с вдохновением рассказывают родителям вечером после школы или детского сада: «Сегодня я был Дартом Вейдером и обхитрил всех зомби!», «Моя воспитательница обмазалась клубничным джемом и отрывала головы мертвецам!», «Мы ехали на паровозике, за ним шли зомби и пели вместе с нами».

За этими наивными и дурашливыми историями нет почти никакого смысла или кинематографических новшеств – арки персонажей не дают простора для удивлений, но зашкаливающего обаяния у ленты, впервые показанной на кинофестивале «Санденс», точно не отнять.



«Париж. Город зомби», 2017

Сэм заглянул на вечеринку к бывшей девушке и по счастливой случайности уснул в самой дальней комнате. Утром он обнаружил, что все люди, в том числе и гости, превратились в зомби. Париж стал городом-призраком, в котором нет места человеку – теперь столицей Франции правят мертвецы. Единственное место, где Сэм может чувствовать себя в безопасности – квартира бывшей. В новом доме он проведет недели, месяцы, годы… Или выйдет, чтобы испытать судьбу и зацепиться за призрачную надежду?

Зомби в дебютной ленте Доминика Роше (оригинальное название «Парижа. Города зомби» – «Ночь пожирает мир») выступают не вечно требующим мозгов ходячим ужасом, а сдерживающим фактором, как море для Робинзона Крузо. Все потому, что режиссер отходит от привычного видения фильма о зомби. Вместо будоражащего хоррора или комедии в стиле Эдгара Райта Роше создал экзистенциальную драму. Живые мертвецы вполне могли бы быть заменены на любую другую угрозу внешнего мира, которая превращает жизнь главного героя в одинокое существование. Этим «Париж. Город зомби» одновременно и расстраивает, и подкупает.

С одной стороны, новое прочтение истории одиночества удачно сосуществует с сеттингом зомби-апокалипсиса. С другой, совсем не использован потенциал пустынных улиц Парижа, которые определенно ничем бы не уступали апокалиптическому Лондону Дэнни Бойла в «28 днях спустя».


«Мертвые не умирают», 2019

Чересчур спокойная жизнь в маленьком американском городке Центрвилль меняется, когда по новостям жители узнают, что алчные корпорации начали добычу полезных ископаемых на Северном полюсе. Это привело к разрыву полярного пласта и изменению уклада жизни местных обывателей: ночь так и не приходит, оборудование отказывается работать, домашние питомцы звереют или исчезают, а мертвые не умирают.

Факт включения фильма Джима Джармуша в основной конкурс Каннского кинофестиваля вряд ли можно назвать сюрпризом, но включение в программу картины о зомби – событие из ряда вон выходящее. Особенно когда она становится фильмом открытия фестиваля. «Мертвые не умирают» способны удивить и поклонников таланта Джармуша, и тех, кто с творчеством режиссера еще только начинает знакомиться.

Привычное неспешное повествование здесь возведено в абсолют – спящие на ходу Адам Драйвер и Билл Мюррей разъезжают по маленькому затхлому городку на полицейской машине, то и дело сталкиваясь в кадре со знаменитыми актерами (Бушеми, Гловер, Уэйтс, Суинтон, Селена Гомес), а зомби появляются только на исходе первого часа хронометража. Неудивительно, что и живые мертвецы у Джармуша не очень-то активны, пока дело не коснется того, что они любили в жизни – к примеру, кофе или шардоне. Картина, пусть не слишком удачно и тяжеловато даже для Джармуша, стирает границы между реальностью и страшным мифом, а заодно в очередной раз упрекает общество потребления.


«Живая мертвечина», 1992

Давным-давно с Суматры была вывезена редкая крысо-обезьяна, чьи укусы превращают человека в зомби. Несмотря на это, агрессивное животное было помещено в один из новозеландских зоопарков. Без несчастных случаев, конечно, не обошлось – властная мать главного героя, Лайонела, подверглась нападению этой крысо-обезьяны. Спустя время у нее стали проявляться первые симптомы превращения в живого мертвеца, но окружающие и знать не знали ни о каких зомби до тех пор, пока вирус не стал медленно распространяться по всему Веллингтону.

«Живая мертвечина» – идеальный пример культового кино. Третий полнометражный фильм Питера Джексона представляется неприглядным трэшем, который с легкостью можно возненавидеть. История кино знает немало фильмов, подходящих под эпитеты «мерзкий» или «тошнотворный», «Живая мертвечина» – один из них. Лента считается чуть ли не самой кровавой в истории кино. В одной только финальной сцене было использовано более 400 литров искусственной крови, разбрызгивающейся со скоростью 20 литров в секунду. А уж о внутренних прелестях человеческого тела и говорить не приходится – Джексон не только по-всякому выворачивает своих героев, но и дает возможность персонажам пользоваться самыми разными инструментами: от шприцов до газонокосилок.

Диапазон зрительских реакций тоже будет солидным – бескомпромиссная ненависть и такая же бескомпромиссная любовь к «Живой мертвечине» определенно станут непримиримыми соседями по лестничной площадке.

В оформлении статьи были использованы кадры из фильмов.