Плата за исполнение желаний, загаданных в полночь. 7 фильмов ужасов, снятых по мотивам легенд | Кино | Time Out

Плата за исполнение желаний, загаданных в полночь. 7 фильмов ужасов, снятых по мотивам легенд

Анна Самойлова   4 мая 2022
7 мин
Плата за исполнение желаний, загаданных в полночь. 7 фильмов ужасов, снятых по мотивам легенд
Кадр из фильма «Женщина с разрезанным ртом»

5 мая в российский прокат выходит хоррор «Проклятие плачущей: Безвременье», основанный на ацтекских поверьях. Фольклор нередко становится источником вдохновения для историй о привидениях и враждебных существах. Time Out вспоминает 7 мистических триллеров, в основе которых лежат леденящие душу предания.


«Женщина с разрезанным ртом» (Kuchisake-onna, 2007)

Японская городская легенда о призраке безобразной женщины вышла далеко за пределы страны. Неизвестная красавица подходит к случайным прохожим и задает вопросы о своем лице. Независимо от ответа, она спускает медицинскую маску, демонстрирует грубые шрамы и убивает человека огромными ножницами.

Картина 2007 года показывает зарождение легенды о Кутисакэ-онна. Школьники передают услышанную страшную сказку из уст в уста и постепенно проникаются ей. Иррациональный страх, подобно вирусу, вырывается за пределы одного класса и захватывает даже руководство школы, желающее лично развеять страшные слухи. Параллельно с мистической историей режиссер Кодзи Сираиси рассказывает о жизни главных героев, в которой порой больше ужаса и боли, чем в жуткой легенде.

В картине постановщику удается не только создать страх перед неизвестностью, но и разрушить обманчивое спокойствие и развеять веру в то, что в лабиринтах городов человек, отделенный от непредсказуемой природы, наконец обрел покой. Новый мир приносит новые вызовы и опасности.

Если у вас есть желание увидеть уже вышедшие из проката фильмы ужасов на большом экране, то его легко исполнить. Например, в киноклубе «Москва», где можно предложить для просмотра свой фильм.

Кино, вино и трюфельный попкорн: почему «Москва» — это главная киноплощадка столицы


«Нагин: Женщина-змея» (Hisss, 2010)

Страдающий от онкологии предприимчивый американец путешествует по экзотической Индии в надежде найти великую женщину-змею, хранящую камень бессмертия. Вместе с группой единомышленников они нападают на след двух пресмыкающихся и в процессе брачного танца похищают самца. Истерзанная самка принимает человеческий облик и отправляется в мир людей, чтобы отомстить за любимого.

Режиссер фильма «Нагин: Женщина-змея» Дженнифер Линч вслед за своим отцом-абсурдистом создала многогранное кинополотно, в котором сексуальная и семейная темы переплетаются с размышлениями о столкновении жестокой цивилизации и девственного заповедного мира. Источником вдохновения для фильма послужили индийские легенды о людях-змеях Наги.

В процессе съемок между Линч и продюсерами возникали конфликты. Для режиссера было важно сделать акцент на эротике, любовном томлении главной героини, грациозно ползающей по земле за своим суженным. Остальная часть команды стремилась сделать хоррор, основанный на фольклоре. Эта непримиримость двух начал отчетливо ощущается в сюжете. С одной стороны, фильм апеллирует к эстетике боди-хоррора и неумелым спецэффектам, с другой — обращается к романтическим темам.

Как и в мифах, в «Женщине-змее» практически полностью отсутствует психология: персонажами движут исключительно импульсы и всепоглощающее чувство любви, трансформирующееся в ненависть.


«Варварская Мексика» (México Bárbaro, 2014)

«Варварская Мексика» — альманах, к созданию которого приложило руку восемь режиссеров из страны ацтеков. В основе каждой истории лежит одна из жутких народных легенд. В них действуют безобразные бледнолицые тени, похотливые гоблины и городские сумасшедшие. Все разрозненные и уникальные части объединяет воспевание кровавой, ритуальной жестокости и жажда погружения в мир сексуальных перверсий.

Временами тошнотворный, сумбурный, а порой и забавный фильм все-таки заслуживает внимания. В «Варварской Мексике» показан тот пласт культуры, который обычно оказывается скрыт от широкой аудитории. События новелл разворачиваются в густых лесах, храмах, квартирах и клубах, что создает портрет современной многоликой страны, не теряющей связи со своими корнями.



«Последний поворот» (Lemon Tree Passage, 2014)

Вокруг дорог слагается множество легенд — существуют поверья в нескончаемые шоссе, несуществующие повороты и призрачных попутчиков. Одну из таких историй вспомнили друзья, собравшиеся отдохнуть жарким днем на пляже, и решили проверить ее на собственном опыте.

На пустынной ночной трассе их автомобиль мчится на полном ходу. Внезапно за поворотом возникает сгусток света, напоминающий человеческую фигуру. Легенда подтвердилась, но теперь за ними следует неизвестная сущность, стремящаяся наказать потревоживших ее покой юнцов.

В «Последнем повороте» разрушаются каноны большинства фильмов о призраках, преследующих наивных героев. Обманчиво предсказуемый сюжет в конце совершает головокружительный поворот и показывает, что за городской сказкой о призраке вновь прячется нелицеприятная правда о человеческой жестокости.


«Полуночный человек» (The Midnight Man, 2016)

Алекс проводит дни в доме бабушки, страдающей от тяжелого заболевания. Желая наполнить горестные дни позитивом, она приглашает своих лучших друзей. В вещах пожилой женщины молодые люди находят игру, способную призвать в мир людей загадочного Полуночного человека. Герои решаются испытать ее на себе, и теперь за ними начинает охоту злой дух.

В фильме показан классический ритуал по вызову духа, вариации которого есть у каждого народа. Уникальность триллера заключается в том, что режиссер Трэвис Заривны стремился показать последовательность всех действий — благодаря этому он смог создать невероятный эффект погружения.

Стремительное и предсказуемое развитие сюжета компенсируется визуальными приемами и актерской игрой. Большую часть времени герои находятся в темноте, окруженные лишь неровным свечением свечи в руке, а главный антагонист меняет свои обличья, заставляя подростков терять связь с реальностью.


«Яга. Кошмар темного леса» (2020)

Славянский фольклор хранит представления о паранормальных существах и местах, способных напугать ничуть не меньше, чем мистические твари из европейских и азиатских преданий. Незаслуженно забытой стала старуха с костяной ногой — Баба-яга, которая, вопреки своему угрожающему облику, все-таки осталась преимущественно героиней детских сказок. Однако в последние годы в российской хоррор-индустрии заметен интерес к родной культуре.

Знаток русского ужаса Святослав Подгаевский уже успел снять свое видение легенд о Пиковой Даме, русалках и проклятых квартирах. В 2020 году он обратился и к истории о Бабе-яге. Сюжет фильма рассказывает о семье с двумя детьми, которые приезжают в новый дом. Чтобы успешно справляться с домашними и рабочими делами, супруги приглашают для новорожденной дочери няню — обольстительную молодую блондинку Татьяну. Постепенно женщина начинает странно себя вести, но это замечает лишь сын главных героев.

В фильме показано, как чуткий ребенок способен улавливать паранормальную активность и видеть в новой няне не привлекательную женщину, а нечистую силу, пробивающую пол своей безобразной металлической ногой. Несмотря на это знание, герой остается беспомощным, ведь его семья оказалась под чарами Татьяны.


«Заклинание джинна» (The Djinn, 2021)

Главный герой фильма, мальчик Дилан, с рождения не может говорить. Он ненавидит свой недуг, который, по его мнению, стал причиной смерти его матери. Чтобы избавиться от тяжелых воспоминаний, они с отцом переезжают в новый дом, где Дилан находит инструкцию по вызову джинна и решает ей воспользоваться.

Неторопливый хоррор Давида Шарбонье и Джастина Пауэлла разрушает устоявшийся образ доброго сверхъестественного помощника из пыльной лампы. В этой картине джинну возвращается истинная темная природа, о которой говорится в большинстве культур.

Дилан не может ни остановить ритуал, ни покинуть дом. Мальчик остается наедине с незримой кровожадной сущностью, требующей расплаты за исполненное желание. Пространство квартиры становится ареной для схватки мальчика и демона, превратившего некогда безопасное жилище в хитроумную ловушку.