Призраки, кровь и современные технологии: 5 знаковых j-хорроров | Кино | Time Out
Кино

Призраки, кровь и современные технологии: 5 знаковых j-хорроров

Анастасия Лабурец 28 октября 2020
5 мин
Призраки, кровь и современные технологии: 5 знаковых j-хорроров
Фото: Depositphotos
30 октября на Netflix выходит индийская лента «Черный колодец», вдохновленная японскими фильмами ужасов. Вторая половина 90-х ознаменовалась прорывом j-хорроров в лице представителей так называемой «новой волны». Ошеломительная популярность жанра и культовый образ девочки с длинными черными волосами стали предметом многообразных пародий и оммажей. Time Out вспомнил 5 важных японских фильмов ужасов, навсегда оставивших свой след в мировой кинокультуре.

«Звонок» (1998, реж. Хидэо Наката)

Когда речь заходит о j-хоррорах, то в первую очередь вспоминают ленту Хидэо Накаты. Премьера фильма никому не известного режиссера неожиданно пришлась по вкусу западному зрителю и фактически заложила фундамент для современных представителей жанра.

Снятая по одноименному роману Кодзи Судзуки, работа о проклятой видеокассете, приносящей спустя семь дней смерть каждому, кто ее посмотрит, отличалась необычными для европейского кино углами съемки, мрачной цветовой палитрой и совершенно неожиданным для кинематографистов того времени финалом. Интерес аудитории подогрел еще и тот факт, что образ матери Садако был списан с женщины по имени Тидзуко Минуфэ. По некоторым данным, она пыталась убедить всех, что владеет даром ясновидения, но ее обвинили в мошенничестве, после чего Минуфэ совершила самоубийство. Сама же Садако стала прототипом девушки с экстрасенсорными способностями Садако Такахаси. Внешность героини была взята из японской мифологии — так называемого духа онре, жаждущего мести.

Кстати, название фильма — Ringu — происходит от английского ring, которое в переводе обозначает не только глагол «звонить», но и существительное «кольцо». Собственно, отсюда и появился один из знаменательных символов ленты — колодец, из которого вылезает призрак. Стоит ли упоминать, что эта сцена стала одной из пугающих в истории кино.


«Проклятие» (2002, реж. Такаси Симидзу)

Знаменитая франшиза весьма плодовитого режиссера Такаси Симидзу началась с трех короткометражных работ, две из которых («4444444444» и «В углу») дали толчок к созданию своего самого знаменитого хоррора.

«Проклятие», как, собственно, и «Звонок» — это кайдан, традиционный японский жанр литературы, а позже и кино о духах, так и не нашедших покой. Здесь опять-таки появляется женщина-призрак с черными длинными волосами в белом погребальном платье. Удивительно, что, в отличие от своих предшественников из фильмов, созданных в этом же жанре до 70-х годов, в «Проклятии» злые духи нападают на ни в чем не повинных героев. Им надо всего лишь зайти в дом, где когда-то было совершено жуткое убийство — и персонажам уже не будет покоя.

Фильм завоевал армию поклонников и приобрел статус культового. А кошачий вой, который маленький Тосио издает, когда открывает рот, до сих пор заставляет многих зрителей ежиться от страха.


10 самых страшных фильмов, которые не являются хоррорами

Time Out выбрал самые пугающие фильмы, которые при этом не надоедают зрителю стандартными приемами из сотен других ужастиков.

Читать статью


«Кинопроба» (1999, реж. Такаси Миикэ)

Жуткая лента Такаси Миикэ, не менее щедрого на производство внушительного количества фильмов, чем его тезка Такаси Симидзу, считается одной из любимых работ Квентина Тарантино. Впрочем, удивляться тут нечему. Ведь начинающийся как история любви фильм резко переключает регистры и становится жестким триллером, после просмотра которого некоторые критики падали в обморок.

Азиатский кинематограф в принципе славится неприкрытой демонстрацией насилия. Шокирующая натуралистичность некоторых сцен вкупе с поистине ангельской внешностью главной героини и особой цветовой палитрой производят на зрителя должный эффект: дурно становится сразу, как в психологическом, так и в физиологическом плане. Раскрывать карты заранее не стоит — однако заметим, что фильм сможет удивить даже искушенного синефила.


«Пульс» (2001, реж. Киеси Куросава)

Киеси Куросава привлек к себе внимание фильмом «Исцеление», где качественно проработанный сюжет сочетался с хорошей операторской работой, грамотным звуковым содержанием и абсолютным отсутствием спецэффектов. В 2001 года японский режиссер пошел дальше и выпустил «Пульс», отличающийся уже другой визуальной особенностью — а именно блеклостью цветовой палитры.

Япония и передовые технологии — вещи практически неотделимые. Вот и в этой ленте к началу 21 века призраки научились проникать в мир людей через виртуальную сеть и заставлять всех тех, кто с ними сталкивается, совершать самоубийства и оставлять после себя странные пятна.

Сами гаджеты, кстати, в ленте злом не являются. Скорее Куросава задается вопросом, что видят пользователи, постоянно смотрящие на экран своих смартфонов, и насколько они одиноки и подвержены нескончаемой рутине в этом огромном мире.


5 дико красивых хорроров последнего десятилетия

Time Out вспоминает визуально эффектные хорроры, которые умудряются совмещать леденящие душу образы и жестокость с изумительной стилистикой.

Читать статью


«Кайдан» (1964, реж. Масаки Кобаяси)

1964-й год для страны восходящего солнца ознаменовался вершиной мистического направления в японском кинематографе. Вышло множество выдающихся лент, а одна из них, работа Масаки Кобаяси «Кайдан», была удостоена приза жюри Каннского кинофестиваля и номинировалась на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Лента состоит из четырех новелл, основанных на историях из собрания японских народных сказок Лафкадио Хирна. Здесь, согласно жанру, присутствуют сверхъестественные существа, но напряжение достигается скорее не за счет призраков и их жутких деяний, а с помощью медленно нарастающего напряжения и визуального стиля, отсылающего к работам немецкого экспрессионизма. Подчеркнуто театральные декорации вкупе с зачаровывающей музыкой придают повествованию сказочное, но вместе с тем и зловещее звучание, а зритель, будто завороженный, ждет, чем же закончится каждая из историй.


  • Спецпроект