10 фильмов, за которые мир до сих пор любит Кэри Гранта | Кино | Time Out

10 фильмов, за которые мир до сих пор любит Кэри Гранта

Наталья Вчерашняя   18 января 2022
8 мин
10 фильмов, за которые мир до сих пор любит Кэри Гранта

18 января исполняется 118 лет со дня рождения Кэри Гранта — одной из икон Золотого века Голливуда, чья харизма и притягательность не поблекли до сих пор. Уроженец Бристоля Арчибальд Лич, начавший артистическую карьеру жонглером и акробатом в водевильной труппе, превратился в воплощение эталонного киногероя. Одновременно смешной и романтичный, легкомысленный и невозмутимый, безупречно элегантный и не относящийся к себе слишком серьезно, он был идеальным партнером для ярчайших актрис своего времени и объектом желания для многих поколений, а Ян Флеминг вдохновлялся его образом, создавая своего Джеймса Бонда. «Все хотят быть Кэри Грантом. Даже я сам», — говорил Грант. Time Out выбрал 10 фильмов, благодаря которым становится понятно, почему.


«Ужасная правда» (1937)

Внимание зрителей Грант привлек еще в фильмах, в которых снимался с начала 1930-х, но окончательно его звездный статус и образ закрепила сумасбродная романтическая комедия Лео МакКэри, получившего за эту картину режиссерский «Оскар».

Именно здесь Грант отточил до совершенства то сочетание утонченной мужественности, раскованного шарма и почти цирковой эксцентрики, которое стало ключом к его успеху, а экранная химия с Айрин Данн (это первый из трех их совместных фильмов) довершила дело.

Грант и Данн играют супругов, которые решают развестись, обнаружив, что оба развлекались на стороне. Да вот незадача — новые подружки и поклонники оказываются совсем не такими интересными, к тому же пара никак не может поделить своего любимого терьера. Но прежде чем они окончательно осознают, что созданы друг для друга, произойдет немало уморительных ситуаций.


«Воспитание крошки» (1938)

Эксцентричная комедия Ховарда Хоукса во второй раз свела на экране Гранта и Кэтрин Хепберн, а сотрудничество актера и режиссера продолжилось еще в четырех картинах.

Этот пенящийся, как шампанское, экстравагантный и дико смешной фильм был с восторгом встречен критиками, но оглушительно провалился в прокате, едва не загубив карьеру Хепберн, — чтобы потом стать безусловной классикой.

Грант играет здесь очень серьезного и даже несколько занудного палеонтолога Дэвида Хаксли, который накануне свадьбы случайно знакомится со взбалмошной Сьюзан Вэнс. Несмотря на отчаянное сопротивление, она втягивает его в вихрь безумных событий, включающий, но не ограничивающийся ловлей двух леопардов в сельском Коннектикуте и поисками невероятно ценной кости от скелета бронтозавра в саду у богатой тетушки.


«Только у ангелов есть крылья» (1939)

Второй фильм Хоукса с Грантом – приключенческая мелодрама о летчиках, работающих в почтовой авиакомпании в южноамериканских горах. В этой ленте актер доказал, что может играть не только комические, но и серьезные роли, которые встречались в его карьере гораздо реже.

Герой Гранта Джефф Картер руководит сплоченной командой отчаянных смельчаков, которые каждый день, несмотря на суровые погодные условия, пересекают Анды на своих хрупких самолетах.

Отношения между мужчинами, конечно же, осложняют прекрасные дамы: певичка кабаре Бонни Ли (Джин Артур), которая влюбляется в Джеффа, не желающего связывать себя серьезными отношениями, и Джуди, жена нового пилота, которая когда-то была подругой главного героя, и, как выясняется, ее чувства к нему не остыли (эта роль стала прорывом для Риты Хэйворт). Однако, как мы знаем из других фильмов, для таких парней, как Джефф, на первом месте всегда самолеты.


«Его девушка Пятница» (1940)

В основу следующего фильма-тандема Хоукса и Гранта легла пьеса Бена Хекта и Чарльза МакАртура «Первая полоса», но режиссер сделал одного из двух главных героев женщиной, совершенно изменив динамику их отношений.

Партнершей Кэри стала Розалинд Рассел, доказывающая, что сильные независимые героини, выступающие наравне с мужчинами, а то и обходящие их, появились в кино отнюдь не вчера.

Хильди Джонсон — лучший репортер газеты, главный редактор и издатель которой — ее бывший муж Уолтер. Она собирается уволиться, выйти замуж за страхового агента (Ральф Беллами во второй раз после «Ужасной правды» сыграл неудачливого соперника Гранта) и зажить тихой домашней жизнью. Однако Уолтера такая перспектива отнюдь не устраивает, причем его больше волнует потеря Хильди как журналиста, чем как женщины. Со скоростью 240 слов в минуту между ними разыгрывается столь любимая Хоуксом «битва полов», главными победителями в которой остаются зрители.


«Филадельфийская история» (1940)

Фильм Джорджа Кьюкора, в котором Грант и Кэтрин Хепберн снова сыграли вместе, относится к поджанру «комедия повторного брака» — как и «Ужасная правда» и «Его девушка Пятница».

В начале картины светская львица Трейси Лорд расстается с беспутным мужем СиКеем Декстером Хэйвеном. Основные же события разыгрываются накануне ее второй свадьбы, куда бывший супруг, осознавший неправильность своего поведения, заявляется в компании двух репортеров желтого журнала, которых послали освещать это событие. В итоге Трейси разрывается между ним и фотографом Майком (Джеймс Стюарт), а со всех сторон положительный жених (Джон Ховард) оказывается совершенно не при делах.

Не все детали в этом фильме выдерживают испытание современной оптикой, но благодаря блестящим работам Хепберн, Гранта и Стюарта он по праву удерживает свое место среди лучших романтических комедий, когда-либо снятых.


«Подозрение» (1941)

Грант был единственным актером, которого Альфред Хичкок любил. Он считал, что в Кэри есть темная сторона, которую никто не замечает. Именно эту особенность режиссер обыграл в первом из четырех их совместных фильмов.

По настоянию студии, не хотевшей портить имидж Гранта злодейской ролью, финал картины был изменен по сравнению с литературным первоисточником. Однако несмотря на навязанный хэппи-энд, Грант оказался очень убедителен в роли человека, который скрывает за очаровательным фасадом опасную, пугающую натуру.

Застенчивая и неуклюжая старая дева Лина (Джоан Фонтейн) выскакивает замуж за обаятельного плейбоя Джонни и вскоре обнаруживает, что он совсем не таков, как представлялось ей в романтических мечтах. Это бесчестный игрок без гроша за душой, живущий в долг. Женщина начинает подозревать, что муж собирается ее убить, чтобы получить страховку, и ее жизнь превращается в параноидальный кошмар.


«Мышьяк и старые кружева» (1944)

Сам Грант был недоволен своей игрой в черной комедии Фрэнка Капры, считая ее слишком уж театрально преувеличенной. Однако этот перформанс полностью соответствует духу фильма, который своим безумием превосходит, пожалуй, даже «Воспитание крошки».

Театральный критик Мортимер Брюстер на Хэллоуин навещает своих тетушек Эбби и Марту (Жозефин Халл и Джин Эдейр) и обнаруживает, что эти божьи одуванчики систематически отправляют на тот свет одиноких пожилых мужчин, чтобы «избавить их от страданий». Как будто этого мало, с тетушками проживает брат Мортимера Тедди (Джон Александр), считающий себя президентом Теодором Рузвельтом, а еще один их брат, Джонатан (Рэймонд Мэсси) — серийный убийца, сбежавший от полиции – тоже решает заглянуть в старый семейный дом. Герой Гранта оказывается единственным вменяемым человеком, с переменным успехом пытающимся сохранить рассудок, пока вокруг него разыгрывается веселый гиньоль.


«Дурная слава» (1946)

Во втором своем фильме с Грантом Хичкок обыграл его «темную сторону» еще тоньше и элегантнее, чем в «Подозрении». Здесь актер выступает в роли циничного агента ФБР Девлина, который добивается сотрудничества от дочери немецкого шпиона Алисии (Ингрид Бергман), предлагая ей возможность искупить преступления своего отца.

Он впутывает ее в опасную авантюру, организуя брак девушки с нацистским агентом (Клод Рейнс) и рискуя ее жизнью. Но ситуация значительно осложняется, когда Девлин понимает, что влюбился в Алисию и уже не может сохранять профессиональное хладнокровие.

Запутанный сценарий картины состоит порой из совершенно смехотворных ходов, но шедевром ее делает не сюжет, а нешуточный саспенс, которого Хичкок добивается чисто кинематографическими средствами, и эротически заряженное притяжение между героями Гранта и Бергман. Не зря фильм вошел в историю кино, в числе прочего, благодаря самому длинному и изобретательно снятому экранному поцелую.


«На север через северо-запад» (1959)

В последней своей работе у Хичкока Грант опять сыграл персонажа, оказавшегося в эпицентре запутанной истории, которую он не понимает и не может контролировать.

Группа иностранных шпионов по ошибке принимает рекламного агента Роджера О. Торнхилла за американского правительственного агента. Его похищают, затем пытаются подставить, обвинив в убийстве дипломата. Роджер пускается в бега через всю Америку, по пути встречая прекрасную и таинственную Еву (Ева Мари Сэйнт), которая берется ему помочь.

Изначально роль предназначалась Джеймсу Стюарту, но исполнение Гранта, конечно, добавило ей гламура, несмотря на постоянные уверения героя, что он простой парень, такой же, как все. Головокружительный темп, сексуальное напряжение между Грантом и Сэйнт и множество ставших культовыми сцен (вспомнить хотя бы знаменитый кросс героя наперегонки с аэропланом-убийцей) делают этот фильм одним из лучших в наследии как Хичкока, так и Гранта.


«Шарада» (1963)

Комедийный триллер Стенли Донена называли «лучшим хичкоковским фильмом, снятым без Хичкока». Реджи Ламперт знакомится на лыжном курорте с обаятельным Питером Джошуа и решает завести с ним роман, тем более, что она и так собиралась уйти от мужа.

Но вернувшись домой в Париж, она узнает, что постылый супруг был убит при загадочных обстоятельствах, а все их сбережения пропали. Выясняется, что в его прошлом скрываются неприятные секреты, его бывшие друзья и сообщники начинают преследовать Реджи и в процессе мрут, как мухи, а Питер снова появляется в ее жизни, но уже под другим именем.

Грант поначалу сомневался, стоит ли ему браться за роль романтического партнера Одри Хепберн — его смущала слишком большая разница в возрасте. Согласился он при условии, что именно она будет добиваться его внимания, а не наоборот. Учитывая, что в 59 лет Грант отлично выглядел и не растерял ни капли шарма, эта сюжетная линия не вызывает никаких сомнений.