Бэтмен широкого профиля: 9 лучших ролей Майкла Китона

18 июня в цифровой прокат вышел «Основатель», биографическая картина о создателе сети общественного питания McDonald’s Рэе Кроке. Главного героя сыграл Майкл Китон, известный русскому зрителю в качестве Бэтмена и Битлджуса в одноименных фильмах Тима Бертона. В честь премьеры Time Out выбрал девять наиболее ярких ролей в карьере актера — от авторского кино до больших коммерческих блокбастеров.

«Мистер Мама» (1983)

Mr. Mom

Успешный инженер Джек в одночасье лишается работы, а его жена, наоборот, получает новую высокооплачиваемую должность. Кто теперь возьмет на себя заботы о трех детях разного возраста и характера? Правильно — муж!

Режиссер: Стэн Дрэготи

В ролях: Майкл Китон, Тери Гарр, Фредерик Колер

Так бывший узкий специалист становится многопрофильным профессионалом: воспитание, кулинария, коммуникация с детьми… На фоне этой деятельности герой падает духом и даже отвлекается на молодую соседку. Сможет ли Джек сохранить здравомыслие, лицо и семью?

Скромная на первый взгляд безделушка по сценарию легендарного Джона Хьюза («Клуб "Завтрак"», «16 свечей») лишь кажется обычной комедией про смену приоритетов.

На деле это довольно мощная заявка на пересмотр традиционных ценностей: в каноне американской классики разделение на мужчину-добытчика и женщину-домохозяйку всегда было довольно устойчивым, и Китон в своем комедийном амплуа знатно этот штамп развенчивает. Наблюдать за тем, как маскулинный красавец носится с детьми и бутылочкой с соской — одно удовольствие.

 

«В трезвом уме и твердой памяти» (1988)

Clean and Sober

Брокер Дэрил каждый день живет как в последний раз. Тусовки, алкоголь, кокаин, доступные женщины — проблемы не прекращаются, а долги увеличиваются, но каждый раз ему каким-то чудом удается избежать последствий.

Режиссер: Гленн Гордон Карон

В ролях: Майкл Китон, Кэти Бейкер, Морган Фриман

После очередной попойки Дэрил просыпается в одной постели с дамой в неглиже и обнаруживает, что она скончалась от передозировки. Шокированный герой предполагает, что его обвинят в смерти женщины, и отправляется в реабилитационный центр, чтобы прикинуться наркоманом и замять дело. Однако, попав в группу таких же, как он, пациентов, Дэрил понимает, что его жизнь действительно требует значительных перемен.

Наркодрамы — довольно консервативный жанр с четко обозначенными условиями игры: есть зависимый, есть сильный человек со стороны, который помогает первому излечиться. В конце всех обычно ждет хэппи-энд. Но этот фильм — весьма мрачное исследование жизни таких «потерянных людей», как Дэрил.

Китон, до этого игравший исключительно комедийные роли, дебютирует в новом для себя амплуа с удивительной точностью характера. Его сугубо отрицательная харизма идеально подходит для неоднозначного человека, который застрял на перепутье между нормальной жизнью и трагедией крушения человеческого духа.

 

«Жилец» (1990)

Pacific Heights

Пэтти и Дрейк — молодая пара, недавно купившая и отремонтировавшая дом в престижном районе Сан-Франциско «Пасифик Хайтс». Чтобы быстрее рассчитаться с кредиторами, они решают сдать нижний этаж в аренду. Жилец находится быстро — приличный на вид мужчина Картер Хэйс производит сугубо положительное впечатление.

Режиссер: Джон Шлезингер

В ролях: Мелани Гриффит, Мэттью МодайнМайкл Китон

Но, въехав в дом, арендатор сразу же превращает жизнь хозяев в кошмар — он оказывается хитроумным и хладнокровным аферистом, обманом отбирающим дома у их владельцев. Со временем главные герои понимают, что по-хорошему от этого злодея не избавишься…

Хотя роль Бэтмена, прославившая Китона, и принадлежит к архетипу «борцов со злом», в нем чувствовалась фирменная бертоновская неоднозначность, которая не позволяла определить героя как сугубо положительного. Поэтому увидеть актера в роли редкостного чудовища было не так уж и удивительно. Картер Хэйс — человек сугубо неприятный и отталкивающий, а его методы совершенно возмутительны.

Герой Китона оказался удивительно похож на другого смышленого маньяка — Джокера в исполнении Джека Николсона, с которым Майкл боролся в своем предыдущем фильме. Разумеется, все совпадения случайны, но не увидеть эту неожиданную параллель довольно сложно.

 

«Моя жизнь» (1993)

My life

Боб и Гэйл давно женаты и счастливы в браке. Гэйл беременна, и они с нетерпением ждут появления первенца. Но внезапная трагедия обрушивается как снег на голову — у Боба обнаруживают неоперабельный рак почек, а значит, времени у него осталось совсем немного.

Режиссер: Брюс Джоэл Рубин

В ролях: Николь КидманМайкл КитонБрэдли Уитфорд

Единственной целью жить для него становится надежда дождаться рождения ребенка и передать ему какие-то слова и напутствия. Боб начинает снимать себя на камеру, чтобы от него осталось хоть что-то, а заодно налаживает отношения с родителями.

Разгромленная некоторыми критиками за излишнюю сентиментальность, «Моя жизнь» действительно страдает многими болячками подобного кино: раковые больные выставляются жертвами, слезы льются рекой, проблематика картины буквально давит на зрителя. Но благодаря мощным актерским работам смотреть этот фильм все равно очень увлекательно.

Особенно благодаря Китону в роли Боба: он служит своеобразным пирсом, о который бьются трагедийные волны сюжета. Отчаяние не съедает его целиком, он сохраняет жизнелюбие и надежду — отличный пример того, как стоит жить, даже когда ты точно знаешь, что скоро покинешь этот мир.

 

«Газета» (1994)

The Paper

В редакцию маленькой газеты, пребывающей в не самом завидном финансовом положении, попадает горящий материал о загадочном убийстве, в котором подозревают двух молодых людей.

Перед главным редактором, Генри Хэкетом, стоит дилемма: опубликовать сенсационный сюжет раньше всех и сорвать куш, подняв экономические показатели, или же подвергнуть сомнительные доказательства вины детальному рассмотрению в крайне короткие сроки. Муки выбора осложняются давлением со стороны нечистого на руку чиновника и проблемами Хэкета с женой, которая просто ненавидит работу мужа.

В «Газете» нет глубоких журналистских расследований в духе «Всей президентской рати». Зато есть неожиданный комедийный оттенок, отлично подчеркнутый Китоном, вернувшимся к комическим амплуа и не первый раз снимающимся у Рона Ховарда. Его герой — типичный «человек 24/7», замученный обстоятельствами, затравленный недоброжелателями, уставший от всего и мечтающий просто побыть наедине с собой.

Он воплощает в себе все штампы о редакторах маленьких таблоидов, стремящихся к процветанию своего издания. Для в меру серьезного фильма о трудностях выбора между карьерой и человечностью — вполне достаточно.

 

«Джеки Браун» (1997)

Jackie Brown

Темнокожая стюардесса Джеки живет довольно неплохо для представительницы своей профессии. Все благодаря тому, что она организовывает контрабанду наличных из Мексики в США для своего друга, торговца оружием Орделла. Однажды одного из его подельников ловит полиция — бандит организует выкуп своего наемника, после чего хладнокровно его убивает.

Когда Джеки, которой сели на хвост агенты из секретной службы, понимает, что ее может ждать та же участь, она быстро смекает, что ей нужен новый покровитель. А от старого лучше аккуратно избавиться.

Самый недооцененный фильм Тарантино собрал под своим крылом джентльменский набор великолепных актеров — от Сэмюэла Л. Джексона до Роберта де Ниро. Китон в этой компании не затерялся: он играет Рэя Николетта, одного из агентов, преследующих Джеки Браун, циничного и хитрого профессионала-пройдоху, который верит только в закон и в абсолютную виновность своих жертв.

Единственными более-менее положительными с точки зрения закона персонажами являются агенты, но по итогу классических антагонистов играют именно они, включая Китона.

 

«Пентхаус с видом на север» (2012)

Penthouse North

Фотокорреспондентка Сара долго шла к успеху, но одно трагическое происшествие лишает ее зрения, а значит, и работы. Обозленная на весь мир, она запирается в пентхаусе и проводит там день за днем, отгородившись от людей и общаясь лишь со своим молодым человеком.

Режиссер: Джозеф Рубин

В ролях: Мишель МонахэнМайкл КитонБэрри Слоун

Однажды в ее дом с целью поживиться врывается преступник-рецидивист со своим напарником. Девушке приходится противостоять недоброжелателям буквально вслепую,

После откровенно невыразительных 2000-х карьера Китона взлетела ввысь благодаря ролям антагонистов — ремейк «Робокопа», «Need for Speed: Жажда скорости», «Наемник», новый «Человек-паук». Такое амплуа закрепилось за ним именно после этого фильма, где он сыграл отвратительного беспринципного бандита с садистскими наклонностями.

В плане драматургии фильм довольно обыденный, но отрицательная харизма актера раскрашивает историю в экспрессивные цвета, максимально разграничивая понятия хорошего и плохого: Китон здесь — воплощение абсолютного, стопроцентного зла, будто вырубленного из самого холодного камня в мире.

 

«Бердмэн» (2014)

Birdman

Бердмэн — псевдоним супергероя из одноименного фильма, которого сыграл Ригган Томсон, некогда популярный актер, ныне прозябающий на задворках театральной жизни и безуспешно пытающийся заявить себя как серьезного профессионала.

Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту

В ролях: Майкл КитонЭдвард НортонЭмма Стоун

Но образ странного супергероя с крыльями птицы не отпускает Томсона. А тут еще и молодой и наглый актер-красавчик Майк Шайнер вставляет палки в колеса, и неполадки в семье. Риггана начинает понемногу утрачивать рассудок, и вот он уже представляет себе, как левитирует между зданий и среди людских пороков.

«Бердмэн» стал не только мощным художественным высказыванием, но и удачным жанровым экспериментом: фильм имитирует съемку одним-единственным планом длиной более полутора часов. Карьера Китона была не просто реанимирована — он превратился в звезду. А все потому, что Майкл сыграл в этом фильме практически самого себя. Вышедший в тираж актер, умный и талантливый — но нелепая роль дурацкого супергероя, проклятие коммерческого кинематографа, легла тенью на его карьеру.

Возвышение, метафорическое и не только, становится главной целью для Китона и его персонажа. Неудивительно, что эта роль принесла ему номинацию на «Оскар».

 

«В центре внимания» (2015)

Spotlight

Группа журналистов во главе с новым редактором The Boston Globe Марти Бэроном берется за расследование дела вокруг католического священника Бернарда Лоу, которого за 25 лет до этого обвинили в растлении детей, но потом отпустили.

Довольно быстро выясняется, что Лоу — лишь верхушка айсберга в сообществе религиозных деятелей, совращавших своих послушников. Разумеется, на героев начинают давить сверху, но расследование не останавливается: журналисты решают довести его до конца, несмотря ни на что.

В этом оскароносном фильме Китон сыграл роль Уолтера Робинсона, главы подразделения Spotlight, специализирующегося на раскрытии особо засекреченных преступлений. Удивительно, что его, в отличие от коллег Марка Руффало и Рэйчел МакАдамс, «обделили» номинацией на «Оскар». Когда прототип героя Майкла познакомился с актером и чуть позже увидел его работу на площадке, он был поражен.

За время их знакомства актер сумел не только запомнить, но и воплотить все мелкие привычки, свойственные Робинсону. Тончайшая роль в карьере Китона, которую можно прямо сейчас включать во всех учебники по актерскому мастерству.