Триллеры на реальных событиях, список лучших фильмов

Триллеры, основанные на реальных событиях

  15 июля 2016
11 мин
Триллеры, основанные на реальных событиях

Самые страшные ужастики и триллеры — это фильмы, основанные на историях, которые произошли на самом деле, ведь случившиеся события пугают нас еще сильнее кино. Time Out представляет список лучших фильмов, основанных на реальных событиях.

Волчья яма (реж.Грег МакЛин, Австралия, 2005)

Фильм снят по мотивам серийных убийств, которые совершил маньяк Иван Милат, охотившийся на туристов в австралийской глуши. 

В триллере Грега МакЛина пара простых австралийских девчонок и их татуированный американский друг путешествуют «дикарями» по Австралии. Цель маршрута — метеоритный кратер «Волчья Бухта» (место, реально существующее, и, строго говоря, название фильма переводится именно так), национальный парк размером с футбольное поле, куда не велено заходить и уж тем более въезжать на машине. Туристы, тем не менее, заходят в «бухту» и даже резвятся там какое-то время — пока не обнаруживают, что зона эта не только заповедная, но и геопатогенная.

У ребят намертво встают хронометры, а также не заводится мотор. Стремительно садится солнце, но тут из темноты выезжает румяный деревенский мужичок в засаленной шляпе и с чудовищно провинциальным выговором. Колхозник протягивает руку помощи, пригоняет тягач, угощает чайком, попутно запугивая городских разными историями о маньяках — как выяснится позже, абсолютно правдивыми и, более того, — автобиографическими.

Та же неожиданная честность отличает и сам фильм — австралиец Маклин, как, впрочем, и другие его земляки в последнее время, снимает жанровое кино словно в первый раз: не на шутку, всерьез, безо всякого смехачества. Резать так резать, колоть так колоть — и Маклин режет, колет и рвет своих персонажей с изобретательностью маркиза де Сада.

Герои сыграны с нетипичной для слэшера достоверностью — непростой фермер, к примеру, вызывает живые воспоминания о попутчиках из плацкартного вагона. В некоторые моменты Маклин поднимается уже до высот «Страстей Христовых» — туда, где уже не отличишь трагедию от фарса. Вот, например, распятый мальчик, сам себя отдирающий от досок — это как? Гран гиньоль или все же театр жестокости? Если вам нравятся триллеры про маньяков и серийных убийц — этот фильм пощекочет нервы. 

 

Изгоняющий дьявола (реж.Уильям Фридкин, США, 1973)

У этого кино очень говорящий слоган: «Самый страшный фильм всех времен». В 12-летнюю девочку вселился дьявол, и врачи, не зная этого, бессильны что-либо сделать. Тогда за дело берется священник, который не совсем в ладу с самим собой. Он пытается противостоять демону в девочке и в самом себе.

Фильм снят по роману, написанному на основе реальной истории о мальчике по имени Роланд Доу или, по другим источникмм, Робби Мангейм, родившемся в 1936 году. С ребенком были связаны странные явления наподобие самостоятельно движущихся предметов, фотография и пронзительных царапающих слух звуков. 

 

Открытое море (реж. Крис Кентис, США, 2003)

Этот триллер основан на реальных событиях: в январе 1998 года семейная пара в составе команды дайверов отправилась к рифу Святого Криспина в Австралии. Лодка ушла до того, как семейная пара вынырнула на поверхность. Их отсутствие заметили только через два дня, но спасательная операция не увенчалась успехом. 

Этот малобюджетный триллер в точности рассказывает историю семьи Лонерганов. Двух американских обывателей забыли поднять на борт после подводной экскурсии. Теперь горе-ныряльщикам придется молить о чуде посреди пустого моря, ожидая, кто приплывет быстрее раздолбаи-спасатели или прожорливые хрящевые обитатели кораллового рифа. 

Этот дешевый, но душераздирающий в своей псевдодокументальной достоверности фильм составлен из двух жанров большого голливудского кино, популярных в 80-е годы, ужасов типа «Челюсти» и триллеров из разряда яппи в беде. В итоге получился настоящий триллер, очень жестокий фильм. Конечно, неприлично маленький бюджет в 130 тысяч долларов обязал режиссера демонстративно вывернуть наизнанку законы классического блокбастера. Цифровая камера, простейший сценарий, ноль спецэффектов (не считая эстетского и нервного монтажа), одни говорящие головы неизвестных никому актеров посреди безбрежного моря и безрадостный финал, выдержанный в лучших традициях прозы Джека Лондона, что может быть более антиголливудским? 

Но, удивительное дело, законы Голливуда продолжили действовать даже после такой варварской операции как продолжает плавать и кусаться выпотрошенная акула. После показа на фестивале в Сандэнсе Открытое море было куплено дистрибьюторской компанией Лайонз Гейт за два с половиной миллиона долларов, а в прокате фильм собрал в общей сложности около 30 миллионов. Это, конечно, не чудо сверхприбыльной «Ведьмы из Блэр», но тоже вполне голливудская арифметика.

 

Заклятие (реж. Джеймс Ван , США, 2013)

Исследователи паранормальных явлений Эд и Лоррэйн Уоррен пытаются помочь одной семье, которую терроризируют призраки. Со временем все оказываются втянутыми в настоящий кошмар. В основе фильма лежит реальная история семьи Перрон, которые утверждали, что жили в окружении привидений, как добрых, так и злых.

Скорее всего, этот ужастик-триллер действительно основан на реальных событиях. Режиссер фильма встречался с семьей Перрон и перенес в фильм их историю. 

 

Заклятие 2 (реж. Джеймс Ван , США, 2016)

Наконец-то в нашем списке фильм-триллер 2016 года, сиквел предыдущего фильма ужасов. 

Северный Лондон, конец 1970-х. Когда в загородном доме англичанки Пегги Ходжсон (Фрэнсис О’Коннор) и четверых ее детей начинается подозрительная активность — топот, завывания, явления призрачного старика, они зовут на помощь пару специалистов по паранормальному из-за океана, Эда (Патрик Уилсон) и Лоррейн Уоррен (Вера Фармига). Даже они, впрочем, поначалу испытывают сомнения, что речь идет о настоящих призраках — пока вдруг младшая из дочерей Ходжсон не начнет изъясняться рыком, а мебель — летать по гостиной. Лоррейн достанет свой главный инструмент борьбы со злом — Библию — и закричит на демона, чтобы тот оставил бедных детишек в покое.

Режиссер Джеймс Ван свой творческий метод выработал еще на «Астрале» и первом «Заклятии». Эффективная шоковая терапия создается операторской работой, чередующей тревожные длинные кадры саспенса с резкими вспышками испуга. Ван, переработавший для сюжета реальную историю, прогремевшую в Лондоне 1970-х, прекрасно понимает, как та депрессивная эпоха рифмуется с современной массовой рецессией — и ретро-элементы истории тоже на удивление реалистичны. Здесь, конечно, почти нет ничего нового для насмотренных фанатов жанра — и если только вы не из самых наивных зрителей, в квазирелигиозном пафосе сюжета есть что-то неуютное и даже нелепое. Но стоит поверить авторам и допустить существование духов из загробного мира, как эта жанровая безделушка обернется отличным вечером в кино — неглупым, убедительно жутковатым отчетом о столкновении пары авантюристов с поразительно реальным злом.

Призраки в Коннектикуте (реж. Питер Корнвэлл , США, Канада 2009)

В основу триллер якобы легла история паранормальной активности, испытанной семьей Снедекер в их доме в Саутингтоне, Коннектикут.

По сути, «Призраки в Коннектикуте» — это новая вариация старого сюжета из «Полтергейста» и «Ужасов Амитивилля», — скорее мелодрама, чем нормальный хоррор про дом с привидениями. Да, здесь каждые полминуты в кадре мелькает обгоревший мертвец или, на худой конец, лязгают двери, но не меньше времени уделено борьбе старшего сына с раком, мамы — с комплексом вины, а папы — с алкоголизмом.

 

Призраки в Коннектикуте 2 (реж. Том Элкинс , США, 2012)

Фильм является сиквелом предыдущего триллера-ужастика. 

Атланта, штат Джорджия, холодное лето 1993-го. Семейство Уайриков срывается с места, чтобы переехать из города в деревню — сельский домик в глуши в том же штате Джорджия (пределов которого действие фильма так и не покинет, подначивая зрителя задаться вопросом о смысле абсурдистского в таком контексте названия — при чем тут Коннектикут, так и не понятно). Причина переезда — некоторые душевные проблемы Лизы Уайрик (Эбигейл Спенсер): добропорядочная в остальном мать и жена страдает от того, что видит призрак собственной покойной мамаши. В деревне, впрочем, эта беда только усугубится — более того, общаться с привидениями без стеснения начнут и крошечная дочка героини, и ее разбитная сестра, только что отвергнутая хахалем и поэтому живущая у Уайриков в трейлере. Образцовому отцу (выглядящий как персонаж «Беверли Хиллз 90210» Чад Майкл Мюррэй), работающему надзирателем в местной тюрьме, придется как-то с этими своими медиумами жить.

 

Шесть демонов Эмили Роуз (реж. Скотт Дерриксон , США, 2005)

Фильм снят по мотивам реального судебного дела. Немка Аннелиз Мишель скончалась после того, как над ней провели обряд изгнания демонов.

В фильме набожная деревенская зубрила Эмили Роуз (Дженнифер Карпентер) получила стипендию в университете, отправилась постигать науки в город, да так и не смогла получить диплом бакалавра. Поганой осенней ночью в Эмили вселились демоны, и не один, а целых шесть! Баал и компания сломали девушке кушетку, заломили руки за спину и строго-настрого запретили есть (соответственно, никакой зеленой рвоты в фильме не будет), пить и посещать храм. Для борьбы с бесами церковь командирует отца Мура (Том Уилкинсон), однозначно предпочитающего Иисусову молитву транквилизаторам. Но изгнать паразитов у Мура не получается, и Эмили Роуз умирает в мучениях — от анорексии, множественных ушибов и тоски. Теперь святого отца судят за доведение до самоубийства. Впрочем, Муру не страшно: скамья обвиняемых для него — та же кафедра, только аудитория побольше.

Снятый вроде бы по следам реальных событий и якобы в напоминание всем самоуверенным атеистам фильм Дерриксона на самом деле бесконечно далек и от беспристрастной документалистики (никакой Эмили Роуз в природе не существовало), и от миссионерства. «Шесть демонов» — это не что иное, как решительный апгрейд непревзойденного пока «Экзорциста» Уильяма Фридкина, непревзойденного только потому, что у авторов «Шести демонов» все-таки не хватило наглости на создание настоящего эпигонского шедевра. Хотя ресурсы вроде бы позволяли, художники «Демонов», например, черное с серым выкладывали щедрыми, доходчивыми мазками: если дождь — то тропический ливень, если ветер — то восьмибалльный ураган. Обветренный особняк Роузов утопает в таком густом кладбищенском тумане, что кажется, будто дело происходит на Солярисе, а Дженнифер Карпентер выдает такие акробатические трюки, каких не встретишь даже в жутковатом японском театре Буто (к слову, у Фридкина за Линду Блэр содрогался механический пупс особой конструкции). Хоррор-проектам вообще стоило бы обратить пристальное внимание на Карпетнер — выражение отупляющего ужаса смотрится на ее лице удивительно естественно, словно в ней и вправду завелись черти.

Но Дерриксон не ценит того, что умеет. Вместо того чтобы честно топтать проторенную Фридкином дорожку и уверенно держать курс в сторону фильма ужасов с акцентом на психологизм, он зачем-то прикрывает непристойно раскоряченную Эмили Роуз фиговым листочком строгой судебной драмы (хотя идея решать вопрос о существовании дьявола судом присяжных не лишена богохульственного остроумия). Вершиной же сусального лицемерия тут нужно считать явление Девы Марии, предлагающей одержимой девочке экспресс-вознесение. Эта сцена производит действительно сильное впечатление — не меньшее, чем слоган «Это не должно повториться!» на открывающих титрах «Ильзы, волчицы СС». И, разумеется, так же не вызывает доверия.

 

Незнакомцы (реж. Брайан Бертино, США, 2007)

Режиссер фильма утверждает, что часть истории пришла к нему из воспоминаний детства, когда в их дом постучались и спросили людей, которые в этом доме не жили. Так же незнакомцы стучались в соседние дома и если им никто не открывал — грабили их.

В фильме Кристин и Джеймс (Лив Тайлер и Скотт Спидман) проводят отпуск в уединенном домике с камином, виниловыми пластинками и разбросанными повсюду розовыми лепестками.

Но романтические глупости прерваны визитом трех незнакомцев в масках. Обида за испорченный отдых пробуждает в голубках такие способности, о которых они даже не подозревали — еще неизвестно, кто к финалу окажется лучшим палачом.

 

Шкатулка проклятия (реж. Уле Борнедаль, США, Канада, 2012)

Вторая голливудская попытка датчанина Уле Борнедаля, когда-то с плачевными результатами переснимавшего в Америке собственного «Ночного сторожа», — и снова хоррор. Теперь без постмодернистского ерничанья, с которым Борнедаль оперировал в середине девяностых. «Шкатулка проклятия» — хоррор довольно старообрядческий: злой дух овладевает маленькой девочкой, выпустившей его из купленной на eBay антикварной коробочки. Папе-морпеху придется духу навалять — и воссоединиться с мамой заодно. А также научить дочку правилам поведения в Сети.

Шкатулка, о которой рассказывает триллер, действительно существуетю Ее владелей — Кевин Маннису, он нашел шкатулку на распродаже человека по имени Хавел, который выжил в польском холокосте. Он поделился легендой о женщине, бывшей хозяйке шкатулки, которая входила в контакт с духом несчастья диббуком, заточенным в этой коробке.